Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Законы войны.

56-я заповедь – запрещение заключать мир с амонитянами и моавитянами во все времена.

Ашем уже повелел нам (Д 190) при осаде вражеских городов перед штурмом предлагать им мир на условии, что они признают себя побежденными. И если они сдают нам город, запрещено нападать на них и убивать их, как мы разъяснили в комментарии на 190-ю заповедь “Делай”. Однако с амонитянами и моавитянами мы не действуем таким образом, поскольку Ашем запретил предлагать им мир и стремиться к мирному разрешению конфликта с ними. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Не ищи им мира и благополучия во все свои дни, вовеки” (Дварим 23:7).

И говорится в Сифри: “Поскольку в Торе написано: “Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, то пригласи его к миру” (Дварим 20:10), – может быть, и в отношении этих двух народов надо поступать так? Но Тора говорит: “Не ищи им мира и благополучия”. Поскольку в Торе написано: “Не притесняй его” (23:17), – может быть это относится и к представителям этих двух народов? Но Тора говорит: “Не ищи им... благополучия во все твои дни, вовеки”.  

57-я заповедь – запрещение во время осады города вырубать плодовые деревья вокруг него, чтобы этим уязвить осажденных и побольнее задеть их сердца. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Если будешь осаждать город... чтобы овладеть им, не губи деревьев его, поднимая на них топор;... не руби его, ведь полевое дерево не может, как человек, уйти от тебя в крепость” (там же 20:19).

И так же под этот запрет подпадает любое напрасное уничтожение и порча. Например, тот, кто намеренно и беспричинно уничтожает одежду или какой-либо предмет домашнего обихода, преступает этот запрет “Не губи...” и карается бичеванием. А в конце трактата Макот (22а) разъясняется, что бичеванием наказывается также и тот, кто понапрасну срубает любое плодовое дерево (даже не во время осады); и там сказано, что запрет содержится в том же самом речении: “...От него ты ешь, не руби его“ (там же).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются во второй главе трактата Бава батра (26а).

58-я заповедь – запрещение проявлять в час войны страх перед войсками народов, отвергающих Б-га, и спасаться бегством от них. Но мы обязаны крепиться и мужаться, чтобы устоять перед врагом. И каждый отступивший и сбежавший с поля боя нарушает этот запрет Торы. И об этом Его речение: “Не страшись их, ибо Ашем, твой Б-г, в твоей среде, Б-г великий и грозный” (Дварим 7:21). И еще раз повторяя этот запрет, Ашем сказал: “Не бойтесь их, ибо Ашем, ваш Б-г, Сам сражается за вас” (там же 3:22).

Приказ не страшиться их и не отступать перед ними в час битвы повторен в Торе еще несколько раз, поскольку, выполняя эту заповедь, человек выявляет искренность и подлинность своей веры.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Сота (42б).

59-я заповедь – запрещение забывать, что сделал нам Амалек, злодейски напавший на нас в пустыне, при выходе из Египта. 

Мы уже разъясняли в комментарии на 189-ю предписывающую заповедь: помнить о том, что сделали нам потомки Амалека, и постоянно обновлять в сердце ненависть к нему – это заповедь “Делай”. И вместе с тем, нам запрещено забывать об его злодействе – это заповедь “Не делай”. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Помни, что сделал тебе Амалек на пути, когда выходили из Египта;... не забудь” (Дварим 25:17,19). А в Сифри (Ки теце) сказано: “Помни...” – устами, “не забудь” – сердцем”, т.е. пусть ненависть к нему не покидает твоего сердца.

Шестидесятая заповедь – запрещение проклинать Его великое Имя, да будет Он превознесен. В Торе разъяснено, что преступивший этот запрет карается побиением камнями, – и об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Поносящий Имя Ашема смерти да будет предан, камнями забросает его вся община” (Ваикра 24:16). Однако в Писании нет отдельного стиха, запрещающего исключительно этот грех, ведь Его речение “Б-га не проклинай” (Шмот 22:27) включает в себя также другой запрет (НД 315).

Сказано в Мехильте (Мишпатим): “Из того, что Он сказал: “Поносящий Имя Ашема смерти да будет предан...”, мы знаем о наказании за нарушение этого запрета. Но где же сам запрет? Тора говорит: “Б-га не проклинай”. А в Сифре (Эмор) разъясняется: “За оскорбление Его особого Имени (Ашем амеюхад) – смертная казнь, но от оскорбления других Его имен – атрибутивных и метафорических – Тора только предостерегает”.

И еще сказано в Мехильте дэраби Шимон бар Йохай: “Б-га не проклинай” – это заповедь “Не делай”.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (53а,55б-57а,60а,63а).

И знай, что подобные речения, включающие в себя два или три запрета, не относятся к “обобщающим запретам” (лав шебихлалут. См. “9-ый принцип” в предисловии), поскольку Писание разъясняет, что наказание следует за нарушение каждого из этих запретов в отдельности; и мы безусловно признаем, что  каждый из таких запретов – заповедь “Не делай”, как мы разъяснили в предисловии к настоящему сочинению. И в соответствии с принципом Торы, согласно которому, наказание следует только за действие, запрещенное самой Торой, мы исследуем, в каком именно стихе содержится запрет совершать действие, подлежащее наказанию: иногда мы находим этот стих с помощью “13 методов толкования Торы” (см. “2-ой принцип”), и порой запрет скрыт в речении, посвященном совсем другой теме, как мы разъясняли в предисловии.

А “обобщающим запретом” речение является  только в том случае, если кроме него в Торе нет иных упоминаний или намеков, что данное действие запрещено, как мы объяснили в “9-ом принципе”. Но если нам уже известно из другого стиха, что Тора предостерегает нас от данного действия, – например, сказано, что совершающего такой-то поступок постигнет такое-то наказание, тогда, независимо от того, выражен ли сам запрет прямо или намеком (и выводится с помощью “13 принципов”), выражен ли он в отдельном речении или скрыт в речении, запрещающем несколько разных действий, – в любом случае, речь идет о самостоятельной заповеди. Пойми это, ведь существует еще множество заповедей подобного рода.

 

 

 

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Центральное место в главе Аазину занимает Песнь, записанная пророк Моше. В этой Песне зашифрована вся история еврейского народа, от начала до самого конца. Читать дальше