Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кому первоначально принадлежал Хешбон и окрестности?

Темы: География ТаНаХа, Танах, Тора с комментарием Раши, Овадья Климовский, Моав, Амон, Сончино

Отложить Отложено

Вопрос касается недельной главы Хукат и сопутствующей Гафтары (отрывок из книги Судей про войну Ифтаха с Аммоном). В тексте Торы сказано, что Хешбон и его окрестности, которые евреи отвоевали у Сихона, прежде принадлежали Моаву. Раши комментирует, что Вс-й специально отдал эти Моавские земли Сихону, чтобы евреи могли их у Сихона забрать (воевать с Моавом, а также с Аммоном и Эдомом, евреям в то время было запрещено). Известен также комментарий (по-моему, тоже Раши), что через 300 лет, во времена Ифтаха, эти земли у Израиля пытался забрать царь… Аммона. Вопрос: какое отношение имел Аммон к этим землям (Хешбону и окрестностям)?

P.S. Я пытался найти ответ у комментаторов. 1. Раши этот момент не освещает (точнее, я не нашел). 2. Сончино в комментарии на Тору пишет, что судья Ифтах через 300 лет отстаивал эти земли в войне с… Моавом, а в комментарии на Гафтару (Сончино комментирует Гафтарот) — что это земли, которые Сихон отобрал у… Аммона. Все перепуталось. 3. Сборный комментарий на Шофтим (издательство Бней Давид) пишет, что Аммонитский царь, в силу близкой родственности с Моавом, заявил, что имеет право отвоевывать эти земли у евреев. Может быть, это и есть ответ? Ицхак

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Ицхак!

Существует предание (Хулин 60 б), которое гласит: «(Земли) Аммона и Моава “очистились” с помощью Сихона». Как Вы объяснили, после того, как Сихон завоевал эти земли, они стали доступны и для сынов Израиля, тогда как отвоевывать их у Аммона и Моава евреям было запрещено. Многие комментаторы обратили внимание на то, что Гмара говорит не только о землях Моава, но и о землях Аммона. И из книги Йеошуа (13) тоже видно, что евреи получили часть земель не только из тех, что принадлежали когда-то Моаву, но и из тех, что были во владении Аммона. Таков простой смысл комментариев Рамбана, и так все это понимает Тора Тмима. Таким образом, нет ничего удивительного, что царь Аммона требовал свои (бывшие) земли у Ифтаха.

Остается только маленький вопрос: почему же Тора говорит только о землях Моава? Я не нашел ответа на него в классических комментариях, однако можно предположить, что речь здесь шла о столице, городе Хешбон, и поэтому прежде всего было отмечено, что когда-то она принадлежала Моаву.

Но справедливости ради заметим, что есть комментаторы (например, автор книги Кафтор ва-Ферах), которые объясняли это предание так: Танах всегда упоминает Моав и Аммон вместе, так как они были ближайшими родственниками, однако в нашем случае евреи получили только земли Моава. Чтобы объяснить то, что написано в книге Шофтим, эти комментаторы, возможно, воспользуются объяснениями, которые привели Вы. Или объяснят, как Мальбим, из комментариев которого следует, среди прочего, что в древние времена царь Аммона владел и землями Моава, которые достались народу Израиля, так что аммонитяне считали себя обиженными.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: кто такие Аммон и аммонитяне

Материалы по теме


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше