Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Аммон и аммонитяне

Амон и амонитяне (Аммон, аммонитяне) — народ, произошедший от Лота, племянника праотца Авраама, и его младшей дочери, напоившей отца и произведшей от него потомство. Крайне низкие моральные качества этого народа (как и родственного ему Моава) обусловили запрет, данный Вс-вышним евреям — заповедь не вступать в брак с его представителями. Этот запрет, однако, относился только к мужчинам, но не к женщинам Амона.

Аммонитяне жили к востоку от реки Иордан, до пределов Аравии (на территории современной Иордании). Их столицей был город Рабба (Большая, Великая), или Раббат-Амон (сейчас Амман), во времена древней Греции и Рима называвшийся Филадельфией.

Оглавление

Происхождение аммонитян и территория их расселения [↑]

В Пятикнижии (Берешит, 19:30-38) сообщается, что, подвергнув уничтожению Сдом, Вс-вышний вывел из города Лота (племянника праотца Авраама) и его семью. Лот вместе с двумя дочерями поселился в пещере. Думая, что весь мир погиб, дочери решили произвести на свет потомство от своего отца. Сначала старшая, напоив его вином, легла с ним, а на следующую ночь то же самое сделала младшая. «И зачали обе дочери Лота от своего отца. И родила старшая сына, и она нарекла ему имя Моав. Он отец Моава по сей день. И младшая тоже родила сына, и она нарекла ему имя Бен-Ами. Он отец сынов Амона по сей день» (Берешит, 19:36-38).

Оба имени указывали на происхождение этих народов: Моав означает «от отца», а Бен-Ами и Амон — «сын моего народа» («ам» — это «народ»).

Земли, на которых поселились потомки Амона и Моава, находились к востоку от реки Иордан и Мертвого (в Торе — «Соленого») моря; они граничили с Эрец Исраэль — Землей Израиля, которую Б-г обещал дать потомкам Авраама. Когда после сорокалетних странствий по пустыне евреи приблизились к этим местам, Вс-вышний запретил им занимать эти территории: «И приближаешься ты к сынам Амона. Не притесняй их и не вступи с ними в спор, ибо Я не дам от земли сынов Амона тебе во владение; ибо сынам Лота дал Я ее в наследие» (Дварим, 2:19). Причиной были заслуги Лота, который вместе с Авраамом оставил родину и пошел туда, куда приказал Вс-вышний (см. главу «Лех-леха» первой книги Пятикнижия Берешит).

Однако еще до прихода евреев владения аммонитян и моавитян были частично захвачены эморейцами во главе с царем Сихоном. Эти земли, с юга ограниченные впадающим в Мертвое море ручьем Арнон, а с севера притоком Иордана Ябок, евреи уже имели право и даже обязаны были завоевать, и после победы над эморейцами они были отданы двум коленам Израиля — Реувену и Гаду.

Почему были запрещены браки с аммонитянами и моавитянами? [↑]

Прародитель Амона и Моава — Лот — первоначально был праведным человеком, учившимся у Авраама. Но, поселившись в Сдоме, он начал свой нравственный спуск: так, сохранив воспринятое от Авраама стремление к гостеприимству, он предлагал напавшей на его дом толпе сдомитян вместо гостей, которых они требовали выдать, своих дочерей. Его дочери спустились еще ниже, и само возникновение Амона и Моава было результатом разврата. Когда евреи, утомленные долгим переходом через пустыню, подошли к их владениям, они не только отказали в гостеприимстве, но и пытались, как могли, навредить еврейскому народу. Царь Моава Балак нанял специалиста по проклятиям — колдуна Бильама, а когда этот замысел не удался, моавитяне при поддержке аммонитян совращали евреев, послав к ним своих жен и дочерей (см. Бамидбар, гл.Балак). И все это несмотря на то, что самим своим существованием они были обязаны Аврааму: благодаря его заслугам Б-г спас Лота из горящего Сдома.

По этим причинам Вс-вышний запретил евреям вступать в брак с потомками Амона и Моава — точнее, с мужчинами из этих народов, даже если они приняли гиюр: «Не войдет аммонитянин и моавитянин в общину Ашема, и десятое поколение их не войдет в общину Ашема — навеки» (Дварим, 23:4). Однако этот запрет не относился к женщинам, т.к. женщины участвовали в совращении евреев не по своей инициативе, а подчиняясь своим мужьям и отцам (см. ком. Кли якар к главе Балак). Мудрецы также объясняют, что именно мужчины, а не женщины выходили в пустыне навстречу путникам, поэтому обвинение «не встретили они вас с хлебом и водою на пути, когда вы шли из Египта» (Дварим, 23:5) не касается женщин, и им было позволено принимать гиюр и становиться женами евреев. (В настоящее время этот запрет не соблюдается, т.к. нет уверенности в том, что какой-либо конкретный человек является потомком Амона или Моава — см. от этомматериалы сайта).

Война Ифтаха с потомками Амона [↑]

На протяжении веков — от завоевания евреями Эрец Исраэль и вплоть до разрушения Второго Иерусалимского Храма римлянами — аммонитяне были врагами еврейского народа и неоднократно нападали на него.

В Книге Судей описываются эпизоды, когда евреи оставляли служение Б-гу и начинали поклоняться идолам, уподобляясь окружающим народам. За это Вс-вышний отдавал их в руки этих народов. Так, после смерти первого Судьи Отниэля бен Кназа (2556 г. / 1205 г. до н.э.), евреев на 18 лет подчинил моавитский царь Эглон, завоевавший в союзе с амонитянами и амалекитянами город Иерихон (Шофтим, 3:13-14).

А после смерти судьи Яира (2764 г. / 997 г. до н.э.) Вс-вышний отдал евреев «в руки плиштим (филистимлян) и сынов Амона», которые сначала подчинили Заиорданье (наделы колен Реувена, Гада и половины колена Менаше), а потом перешли Иордан и начали угрожать всей Земле Израиля (Шофтим, гл.10-11).

Войну против аммонитян возглавил Ифтах — полководец из колена Менаше, ставший впоследствии главой всего еврейского народа. Он сначала пытался договориться с аммонитянами, указывая на незаконность их притязаний — на то, что Заиорданье было отвоевано евреями не у них, а у эморейского царя Сихона (Шофтим, 11:12-27). Царь Амона не согласился с этим, и Ифтах пошел на него войной, в которой одержал блестящую победу.

Отношения с аммонитянами во времена Шауля и Давида [↑]

После победы Ифтаха аммонитяне долгое время не беспокоили евреев. Однако, непосредственно перед воцарением Шауля (2881 / 880 г.до н.э.) они вновь напали на заиорданские колена Израиля.

В книге пророка Шмуэля (Самуила) описано сражение войск Шауля с армией царя Амона Нахаша (слово «нахаш» на иврите означает «змей»), в котором Шауль разгромил аммонитян (Шмуэль 1, гл.11).

Этот же Нахаш, однако, помогал Давиду в период, когда тот скрывался от Шауля. Когда Нахаш умер, Давид, ставший к тому времени царем, послал своих людей к его сыну Хануну, чтобы выразить соболезнование. Но Ханун принял послов за шпионов и оскорбил их (обрил каждому половину бороды и обрезал их одежды), что стало причиной войны (см. Шмуэль 2, гл.10). В результате военных действий, которыми руководил полководец Йоав, аммонитяне были покорены, а их столица Рабба осаждена и захвачена (см. Шмуэль, гл.11-13).

Чудесная победа царя Йеошафата [↑]

Еще одну победу — над объединенной армией Амона, Моава и амалекитян — одержал праведный царь Иудеи Йеошафат (годы правления: 3024-3047 гг. / 737-714 гг. до н.э.).

Он собрал народ и обратился за помощью к Б-гу: «Б-же наш! Суди их Ты, ибо нет в нас силы против сей великой рати, идущей на нас, и мы не знаем, что делать, но к Тебе обращены наши очи» (Книга Хроник 2, 20:12).

Тогда Вс-вышний ответил через пророка: "…не бойтесь и не страшитесь …, ибо не ваша это война, а Б-жья… Не вам сражаться здесь — встаньте, стойте и смотрите на помощь Г-сподню вам, Йеуда и Йерушалаим! (Там же, 20:15,17).

Йеошафат поставил перед своей армией левитов, которые восхваляли Б-га. «И в то время, (как) они начали петь и славословить, Г-сподь поставил засаду (возбудил распри между) против сынов Аммона, Моава и (жителей) горы Сэйир, пришедших на Йеудею, и они были поражены» (Там же, 20:22). Так Вс-вышний совершил чудо для евреев: враги уничтожили друг друга собственными руками.

Убийство Гедалии и другие заговоры аммонитян против евреев [↑]

Аммонитяне не раз мстили евреям за одержанные победы.

Они поддерживали Ассирию, завоевавшую Северное Израильское царство и изгнавшую десять еврейских колен. В 3195 (566 г. до н.э.), когда были депортированы колена Реувена и Гада, аммонитяне заняли их территории.

Позднее, во время войны против Иудеи вавилонского императора Навухаднецара (Навуходоноссором), они радовались изгнанию евреев и разрушению Первого Иерусалимского Храма (3338 г. / 422 г. до н.э.) — как это описано у пророка Иехезкеля (Иехезкель, 25:1-10).

Пожалуй, одни м из самых вероломных замыслов аммонитян против евреев была организация убийства вавилонского наместника Гедалии бен Ахикама, поставленного Навухаднецаром во главе небольшой группы евреев, оставленных им в Иудее после ее завоевания (3339 г. / 422 г. до н.э.).

Царю Амона Баалису было крайне невыгодно восстановление Иудеи, и он вступил в сговор с Ишмаэлем бен Натанией — евреем из знатного рода, завидовавшим Гедалии.

Убив Гедалию, Ишмаэль бежал в Амон, а евреи в страхе перед расправой вавилонян ушли в Египет. Так был воплощен этот коварный замысел: еврейское поселение в Иудее прекратило свое существование (подробнее об этом см. материалы сайта). В память об этом печальном событии был установлен траурный Пост Гедальи.

Аммонитяне также препятствовали восстановлению Иерусалима в период возвращения евреев из вавилонского плена (3426-3438 гг. / 335-323 гг. до н.э), как это описано книге Нехемии (Нехемия, 4:1-10).

Несколькими столетиями позже, когда Иеуде Маккавею удалось победить греко-сирийцев, вернуть независимость Иудеи и снова освятить Второй Иерусалимский Храм (3622 г. / 139 г. до н.э.), аммонитяне от злобы убили живших среди них иудеев (1 книга Маккавеев, 5:6).

Исчезновение аммонитян как народа [↑]

В III в. до н.э., в результате завоеваний Александра Македонского, Амон стал провинцией Эллады. Его столица Рабба была превращена в греческую колонию Филадельфию, которая вошла в Декаполис — союз городов Южной Сирии, Изреэльской долины и Северного Заиорданья во главе с Дамаском.

В I в. до н.э. территория Амона стала римской провинцией Сирия, а в I в. н.э. — частью сформированной тогда провинции Аравия. Начиная с 3 в. н.э. аммонитяне постепенно исчезают с исторической арены, сливаясь с арабами.

В книге Иехезкеля, относящейся к периоду завоевания Земли Израиля Навухаднецаром, содержится пророчество о том, что аммонитяне, как народ, будут уничтожены в наказание за их радость по поводу разрушения Храма и изгнания евреев: «…за то, что говоришь ты “Ага!” о святилище Моем, потому что оно осквернено, и о земле Исраэля, потому что она опустошена, и о доме Йеуды, потому что пошли они в плен, — за это вот Я отдаю тебя сынам востока в наследие… и истреблю тебя из народов, и искореню тебя из стран; уничтожу тебя, и узнаешь, что Я — Г-сподь» (Иехезкель, 25:3-4,7).

Аммон — один из предков царя Машиаха [↑]

Несмотря на то, что Амон и Моав относились к самым грешным из всех народов мира, в них нашлись праведницы, не только принявшие еврейство, но и ставшие у истоков царской династии дома Давида, из которой в будущем произойдет царь Машиах. Это была моавитянка Рут, потомком которой был Давид, и жена царя Шломо (Соломона) аммонитянка Наама, мать Рехавама, правившего после Шломо (см. Млахим 1, 14:21; Книга Хроник 2, 12:13).

Это не случайно: Машиах придет для того, чтобы исправить мир, очистить его от грехов — начиная с греха Первого Человека, Адама. Поэтому он и ведет свое происхождение — отчасти — из самого низкого (в духовном отношении) источника, таким образом приводя весь мир к его исправлению.

Выводить материалы

Мидраш рассказывает. Недельная глава Дварим

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают

Рав Арье Лейб

НЕ ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ!--ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Шавуот. По личным причинам

Рав Бенцион Зильбер

В этом году празднику Шавуот предшествует суббота. Прежде, чем зажечь свечи праздника, надо проводить субботу. Женщины, которые не проводили субботу в вечерней молитве, должны перед зажиганием свечей произнести: «Барух а-Мавдиль бейн кодэш лэ-кодэш» — «Благословен Отделяющий святое от святого» — более строгую святость субботы от святости праздника. И праздничный Кидуш — особый, в него входит и освящение праздника, и проводы субботы. Эту последовательность действий называют «якнаhаз» (сокращение слов «яин, кидуш, нэр, hавдала, зман» — вино, Кидуш, свеча, Авдала — отделение святости субботы от святости праздника, время — благословение времени). Хорошего вам праздника дарования Торы!

Диврей Аямим — Летописи царей Израиля 29. Судьи Израиля (Часть II)

Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Диврей Аямим («Книга Хроник») — Летописи царей Израиля»