Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему праведник Лот предлагал своих дочерей на поругание толпе развратников?

Темы: Лот, Авраам, Женщина, Праотцы, Разврат, Праведники, Рав Меир Мучник, Сдом, Моав, Амон

Отложить Отложено

Уважаемый раввин, мне очень понравилось, как ортодоксальные евреи понимают предназначение женщины и ее роль в семье. Разъясните мне, пожалуйста, почему же праведник Лот предлагал своих дочерей на поругание толпе развратников? Какой глубинный смысл в этом заключен? Я верую в единого Творца, восхищаюсь тем, что Он создал, но не придерживаюсь ни одной из религий. В силу этого мне сложно понимать тексты Ветхого завета. Надежда

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Надежда!

Прекрасно, что Вы сумели по достоинству оценить отношение ортодоксального еврейства к женщине и ее предназначению.

Что же касается Лота, тут действительно надо понять, кем были люди, которых описывает Танах. Да, Лот был членом семьи Авраама, великого праведника и основателя еврейского народа. И сам он тоже был праведным, особенно — по сравнению с жителями Сдома. В том рассказе, об эпизоде которого Вы упоминаете, хорошо видно, как Лот радушно принимает гостей вопреки жестоким обычаям Сдома, подвергая себя опасности.

Но, все же, таким праведным, как Авраам, Лот не был. Это тоже проявилось в упомянутом эпизоде. Так пишет Рамбан, один из ведущих комментаторов Торы: самоотверженное гостеприимство было благородным делом, но предложение «Вот ныне у меня две дочери, не познавшие мужа, я выведу их к вам, и поступите с ними, как вам угодно» (Берейшит 19, 8) как раз продемонстрировало недостойное отношение к женщине.

В чем же дело? Почему в одном Лот был праведен, а в другом не был?

На том этапе истории еврейский народ только создавался, и не все члены семьи праотцев автоматически включались в его состав. Ибо еврейский путь — это не просто праведность. Это выработка определенных черт характера и достижение их правильного баланса. Этой работой над собой и занимались праотцы.

А именно: с одной стороны, необходима доброта и любовь. Эти качества выработал Авраам, воплощение милосердия и гостеприимства. Но, с другой стороны, необходима дисциплина. Это качество развил сын Авраама Ицхак. А затем необходимо было правильно совместить эти, казалось бы, противоречащие друг другу свойства и таким образом достичь равновесия — золотой середины. Это сумел сделать сын Ицхака Яаков.

Но не всем людям, окружавшим праотцев, удалось полностью проделать эту сложную работу над своим характером. Так, в семье Ицхака другой его сын, Эйсав, также научился строгости у отца, но, в отличие от Яакова, не сумел уравновесить ее добротой и любовью. В результате его строгость приняла крайние формы и превратилась в жестокость и склонность к одному из тягчайших грехов — убийству. Ведь, как известно, недостатки — продолжение достоинств. А в семье Авраама другой его сын, Ишмаэль, также научился у отца любви и гостеприимству, но, в отличие от Ицхака, не уравновесил их дисциплиной. В результате получилась не терпящая рамок анархия, дикость, разнузданность и склонность к другому тяжелейшему греху — прелюбодеянию.

Поэтому ни Эйсав, ни Ишмаэль не смогли стать частью еврейского народа — они не сумели прийти к предписанной евреям золотой середине, впали каждый в свою крайность. Среди них могут быть достойнейшие люди, но предписанного евреям равновесия у них нет. Ведущие свое происхождение от них соответственно христианская и исламская (сегодня) цивилизации приняли законы, следуя которым люди могут быть набожными, но — и впадать в крайности.

Теперь, возможно, сумеем понять и Лота. Он изначально был членом семьи Авраама, и из рассматриваемого эпизода видно, что он тоже научился от него гостеприимству. Но, с другой стороны, он не сумел правильно уравновесить доброту и любовь строгостью, в результате чего мягкость превратилась в бесформенность: произошло размывание границ нравственности, был утрачен правильный подход к любви и интимным отношениям. Понимание того, что поддерживает достоинство женщины, а что его подрывает.

Это проявилось и далее: в той же главе (стихи 30-38) описано, как после разрушения Сдома Лот позволил дочерям напоить себя, после чего они вступили в интимные отношения уже с ним самим. Именно от этой связи родились его потомки — Моав и Бен-Ами, ставшие родоначальниками народов — Моава и Амона. Мотивация дочерей была благородной — они думали, что разрушен не только Сдом, но и весь мир, и нет другого способа продолжить человеческий род. Но Лот, хотя бы после эпизода с первой дочерью, должен был хоть что-то вспомнить и быть более осторожным. Однако он позволил истории повториться, показав, что не считает этот грех особо серьезным.

Это действительно было не по-еврейски. Поэтому потомки Лота, народы Амон и Моав, не стали частью еврейского народа. Более того, они настолько отклонились от еврейского пути, что их нельзя даже принимать в еврейское общество, если они решат принять иудаизм (в отличие от выходцев практически из всех других народов, даже совершивших многочисленные преступления и причинивших нам страдания). Тора объясняет запрет тем, что эти народы не проявили гостеприимства к евреям во время их странствий по пустыне. Неприветливыми тогда были не только они. Но они тогда еще приняли участие в совращении еврейского народа, склонении к прелюбодеянию (см. Бэмидбар 25, 1). А это значит, что они настолько отклонились от золотой середины, что даже изначально естественная для них мягкость сохранилась не в правильной и умеренной форме гостеприимства, а в крайней и извращенной — форме разврата. Этому в еврейском народе не место. У Лота же еще сохранялось гостеприимство, «правильная» мягкость, но уже начали проявляться и ее извращенные формы. Отсюда и такое противоречивое поведение.

Только сыну Авраама Ицхаку удалось не впасть в крайнюю мягкость и выработать необходимую дисциплину. А его сыну Яакову удалось правильно сбалансировать эти качества и направить уже всю свою семью, всех потомков по еврейскому пути.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

Что такого ужасного в разврате?

Рав Эльяким Залкинд

Понятно, какой ущерб наносят мирозданию убийство, идолопоклонство и злословие...

Как достичь финансового успеха по Торе?

Рав Меир Мучник

Какого успеха помогает достичь Тора?

Наши праотцы

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Истоки»

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше