Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Эфиопские евреи

Евреи из Эфиопии: кто они?

Эфиопские евреи — это община «Бета Исраэль» («Дом Израиля»), проживавшая до второй половины XX века в Эфиопии. Их религиозные верования основывались, в основном, на Письменной Торе и собственном устном предании. Для того, чтобы стать полноценными евреями, они прошли облегченный гиюр в Израиле и возвращаются к соблюдению заповедей иудаизма в полном объеме. Возможно, для владеющих русским языком самым знаменитым в истории эфиопским евреем был прадед А.С. Пушкина — Абрам Ганнибал.

Оглавление

Община «Бета-Исраэль» в Эфиопии [↑]

Община «Бета Исраэль» до второй половины XX века проживала, в основном, в северной и северо-западной Эфиопии, примерно в 500 собственных селениях, а также в городах Гондэр (в отдельном квартале) и Аддис-Абеба. К началу 80-х годов XX века община «Бета Исраэль» насчитывала около 45 тысяч человек. Их основными занятиями были земледелие и ремесла, в городах — строительство.

В Эфиопии «Бета Исраэль» называли «фалаша», что на древнеэфиопском языке геэз означает «пришельцы», «выходцы». Фалаши не знали иврита, и текст их Торы написан на геэзском языке, который принадлежит к западной ветви семитских языков. На нем же написана и Библия эфиопских христиан. Разговорные языки фалашей были те же, что и у окружавшего их населения и зависели от области проживания: амхарский, тиграй, куара, кайла и др.

Кроме Пятикнижия, фалаши имели также книгу Йеошуа, но остальных книг Пророков у них нет, из Писаний есть некоторые, а устное предание их совершенно иное, нежели Мишна и Талмуд: это толкование на Пятикнижие, сохранившееся устно, легенды, сказания, толкования слов Священного Писания, книги о святости Субботы, жизнеописания Моше, Аарона, наших праотцов, а также книги, в которых описывается судьба души после смерти.

Фалаши строго соблюдали субботу и законы семейной чистоты (в том виде, в котором они предстают в Пятикнижии), использовали в религиозном обиходе лунный календарь (правда, только часть названий месяцев сохранила свое арамейское происхождение), частично соблюдали кашрут, делали обрезание (как мальчикам, так и девочкам), совершали жертвоприношения.

Начиная с XX века духовными лидерами общины являлись священнослужители (кессох или кахенат). Они проводили литургические обряды, совершали жертвоприношения, проводили обряд обрезания, руководили жизнью общины.

Члены Бета Исраэль традиционно отправляли службу в маленьких круглых молитвенных домах, которые состояли из трех концентрических комнат. Эта форма встречается также в эфиопских церквях и, как считается в Эфиопии, повторяет Храм Соломона.

Согласно эфиопской легенде, одинаково признаваемой как местными христианами, так и эфиопскими евреями, основателем правившей в Эфиопии «Соломоновой династии» был царь царей Менелик I, сын царя Шломо и царицы Савской. Когда Менелик после помазания на царство в Иерусалимском Храме отбыл на родину (Саба располагалась на юге Аравийского полуострова, а в Эфиопии находились лишь ее колонии), его сопровождали Азария, сын первосвященника Цадока, и 12 старейшин с семьями. Эфиопские евреи считают себя потомками этих знатных людей Иерусалима.

Многие праздники, хотя и известные под местными названиями, имели то же значение и справлялись в то же время года, что и еврейские праздники во всем мире: Рош а-Шана (Берхан Сарака), Йом-Киппур (Астасрейо), Суккот (Ба‘ала Масалат) и Песах (Фасика). В Песах члены общины совершали ритуальное жертвоприношение и ели подобный маце особый хлеб, приготовленный из неквасного теста. Пурим, Ханука и Симхат-Тора не праздновались.

Другие праздники Бета Исраэль восходят к аналогичным в эфиопской христианской культуре, как, например, праздник Сегед, который впоследствии переосмыслили как праздник Синайского откровения и грядущего возвращения эфиопских евреев на родину в Эрец-Исраэль. В Израиле Сегед превратился в общинный праздник, на который эфиопские евреи съезжаются со всей страны.

Рукописи Бета Исраэль начинаются со слов: «Благословен Господь, повелитель Израиля, повелитель всего духа и всей плоти».

Еврейские мудрецы — об абиссинских евреях [↑]

В Египте периодически оказывались рабы-евреи из Эфиопии. В конце XV века духовный лидер евреев Земли Израиля раби Овадья бар Авраам Бартанура видел таких пленных в Египте:

«…И я видел двух из них в Египте, они немного черные, но не как кушим (африканцы), и нельзя было понять, соблюдают ли они караимскую или рабанитскую Тору. Некоторые вещи, как огонь в жилище в Шабат, они делают как караимы, а некоторые — как раввинисты. Они говорят, что происходят от колена Дана. Я видел их своими глазами и слышал своими ушами, хотя эти люди и не знают святого языка, да и по-арабски едва говорят, так что местные жители с трудом их понимают».

Великий каббалист рабби Давид бен-Шломо ибн-Ави-Зимра (Радбаз) во второй половине XVI века несколько раз упоминал абиссинских евреев в разных респонсах:

«Если кто-то купил раба-абиссинца, то после того, как выяснилось, что он еврей, — это вовсе не покупка раба, а выкуп пленного, и на каждом еврее лежит заповедь выкупа пленных, чтобы он не перемешался с другими народами.

Могло бы возникнуть другое сомнение, так как все эти абиссинцы, живущие в земле Куш (в Африке), ведут себя как караимы, последователи Цадока и Боэтуса, и мы не обязаны выкупать их или поддерживать. Мне, однако же, кажется, что эти слова [то, что не должны поддерживать караимов] относятся к тем, кто живет среди раввинистов и насмехается над словами мудрецов. Что же касается тех, кто пришел из земли Куш, то они, несомненно, происходят из колена Дана, и из-за того, что не было среди них мудрецов-хранителей традиции, поняли они слова писания по простому смыслу. И, если бы их научили, они не стали бы бунтовать против слов мудрецов. Поэтому они — как ребенок, оказавшийся в плену у неевреев. И знай, что Цадок и Боэтус жили во времена Второго Храма, а колено Дана оказалось в изгнании раньше, и, даже если есть сомнение, обязаны мы их выкупать.

Однако касательно родословной, я опасаюсь, что их браки недействительны, а разводы сделаны не по правилам наших мудрецов, так как они вообще не понимают ничего в законах браков и разводов». (Респонсы Радбаза ОХ и ЙД, 8:179).

Как видим, и раби Бартанура и Радбаз не считают абиссинских евреев «кушим», то есть потомками Хама. Виленский Гаон в своём комментарии на трактат Негаим (2:1) говорит, что дети Ноаха разделили между собой весь обитаемый мир. Хам взял себе южную часть мира, и поэтому все дети Хама чернокожие. Однако Куш (один из детей Хама) взял себе самую южную часть, вследствие чего он самый чернокожий.

Из слов Виленского Гаона мы видим, что все дети Хама чернокожие (это следует и из комментария Раши к Берешит 12:11), однако Куш самый чернокожий (см. также Йермиягу 13:23, Раши Бамдбар 12:1).

Как же потомки колена Дана попали в «страну Куш?» Книга Шофтим повествует о периодических атаках филистимлян на Страну Израиля. Иногда побеждали евреи, иногда — филистимляне. Примерно в X веке до нашей эры во время одной из войн с филистимлянами, которая закончилась поражением Израиля, часть колена Дана ушла на север, другая часть — на юг и, вероятно, могла основаться в Африке.

Час избавления Израиля… [↑]

В конце XIX века в Эфиопии побывали несколько этнографических экспедиций, в том числе — еврейские. Тогда же фалаша были признаны евреями — благодаря миссионерам-протестантам, хлынувшим в страну во время правления Теодроса II.

Император Эфиопии Теодрос II подавлял любые проявления сектантства, а также иудаизм и ислам. Имеются сведения, что в ходе массовых насильственных крещений членов Бета Исраэль в 1850—80-х гг. приходилось применять императорское войско.

В 1862 году фалаши из Дженди написали письмо «иерусалимскому первосвященнику»: их интересовало, когда уже настанет час избавления Израиля и беспокоило отсутствие пророков в Эфиопии. Некие авва Сирах и авва Мазари убеждали фалаша идти в Палестину на встречу Мессии. Большинство последовавших за ними погибло, не дойдя до моря.

Гонения, тяготы существования и особенно голод, разразившийся в 1888—1892 годах, ослабляли общину и способствовали ее христианизации.

Переломный период в истории Бета Исраэль связан с прибытием в 1904 г. в Эфиопию Яакова Файтловича, который, предприняв несколько экспедиций в Эфиопию, пришел к выводу, что Бета Исраэль — это изолированная группа этнических евреев, осевшая в примитивном африканском окружении и подвергшаяся его влиянию. Посему он начал движение за приближение фалашей к иудаизму.

Община возлагала большие надежды на эфиопскую революцию 1974 года, но после революции условия жизни только ухудшились, и их желание переселиться в Израиль укрепилось.

Репатриация фалаша [↑]

Согласно пророчеству, 10 колен «вспомнят» о своем еврействе в дни Окончательного Избавления (Йешаяу 27:13): «И будет в тот день: вострубят в великий шофар, и придут пропавшие в земле Ассирийской и заброшенные в землю Египетскую, и будут они поклоняться Господу на горе святой в Иерусалиме».

В 1973 году рав Овадия Йосеф, как раз незадолго до этого вступивший в должность главного сефардского раввина Израиля, на основании указанного выше респонса Радбаза, объявил фалашей потомками колена Дана и признал их полноценными евреями. Так фалаши получили право на репатриацию в Израиль.

Другие раввины с равом Овадией не согласились, и в 1984-м году Главный раввинат Израиля постановил, что каждый эфиопский еврей должен пройти, как минимум, гиюр ле-хумра, который проводят, когда статус еврея не доказан, но есть веские основания считать, что существует немалая вероятность, что этот человек — еврей.

Антирелигиозные светские организации уговорили многих фалашей не проходить гиюр, представив эту процедуру как нечто унизительное, в результате чего гиюр прошла лишь десятая часть всех иммигрантов из Эфиопии.

В Эфиопии тем временем разорение шло полным ходом. В 1984 году в стране от голода умерло около миллиона человек. Всем гражданам Эфиопии было запрещено покидать страну, в том числе — и иудеям. Летом 1984 г. ситуация резко ухудшилась в связи с тем, что после успеха эритрейских повстанцев, спецслужбы Эфиопии начали резать фалашей, обвиняя их в своих неудачах и в сотрудничестве с эритрейскими сепаратистами. Иногда членам общины удавалось бежать из страны, но многие из беженцев гибли в пути.

Те, кому удалось добраться до Судана, жили там в чудовищных условиях в лагерях для переселенцев.

Спасение фалашей было поручено главе Моссада; операция получила название «Моше». План эвакуации был очень хитроумно продуман, и к тому времени, когда Эфиопия и Судан поняли, что происходит, от 14000 до 18000 человек (по разным данным) уже были вывезены по морю и по воздуху в Израиль.

Еще одна небольшая операция, в ходе которой из Судана было вывезено 800 фалашей, прошла в январе 1985 года при поддержке США.

Следующая операция по вывозу «Бета Исраэль» под названием «Шломо» состоялась в 1991 году и уже с ведома эфиопских властей, которые обменяли 20000 своих граждан на 40 миллионов долларов. Израиль в течение двух суток вывез их всех через воздушный коридор между Аддис-Абебой и Тель-Авивом.

В общей сложности, к началу 1990-х годов 35 тысяч «Бета Исраэль» оказались в Израиле, еще около 4 тысяч были убиты военными в Эфиопии и Судане, погибли от голода и болезней в лагерях для беженцев или при попытках бежать в Израиль самостоятельно. Существование Бета Исраэль как реальной этнической группы в Эфиопии завершилось.

Вывоз фалашмура из Эфиопии в Израиль [↑]

После того как все эфиопские евреи были вывезены в Израиль, претендовать на репатриацию стала и другая община — фалашмура.

100-150 лет назад гонения на фалашей и их религию в Эфиопии привели к тому, что многие из них приняли христианство — как в принудительном, так и в добровольном порядке. Их стали называть «фалашмура». Они полностью отдалились от своей религии и стали вступать в смешанные браки, но после того, как их родственники уехали в Израиль, они сообщили о своем намерении стать евреями.

В 1994 г. межминистерская комиссия правительства Израиля приняла решение о выдаче разрешения на въезд в страну ограниченной группе фалашмура, проходившей подготовительный период для возвращения в иудаизм в транзитном лагере в Аддис-Абебе. В связи с тем, что на фалашмура не распространялся Закон о возвращении, они переселялись по Закону об эмиграции в Израиль (хок а-книса) и в рамках воссоединения семей. В 2010 году в Израиль были перевезены еще около трех тысяч фалашмура, подпадавших под эти законы.

Государство не может дать всем членам этой группы разрешение на массовую иммиграцию — не столько потому, что не верят в серьезность их намерений стать евреями, сколько полагая, что поток родственников захлестнет Израиль, и его потом будет невозможно остановить.

Тем не менее, в октябре 2018 года кабинет министров Израиля принял решение перевезти еще около 1000 фалашмура и их детей. В рамках этого решения первая партия эфиопских фалашмура была перевезена в мае 2019 года.

Беженцы из стран Африки в Израиле [↑]

Итак, в Израиле на данный момент есть несколько совершенно разных прослоек населения, прибывших из Африки.

Существует группа бывших фалашей, которые сделали гиюр и стали полноправными евреями.

Есть группа фалашей, которых уговорили не делать гиюр и их статус сомнителен.

Есть фалашмура — потомки крестившихся фалашей, которые за полтора века полностью отдалились от своих корней и ассимилировались, вступая в смешанные браки.

И наконец, существуют и самые настоящие кушим — беженцы из Африки, отличающиеся от эфиопских евреев и цветом кожи, и чертами лица. Нелегальная иммиграция из Африки в Израиль — это официальный термин, появившийся во второй половине 2000-х годов. Тогда большое количество иммигрантов из Африки начало прибывать в Израиль нелегально, в основном, через границу с Египтом. Это были, как правило, граждане Эритреи и Судана, а также Сомали, Кении, Кот-д-Ивуара, Нигерии и Чада. Через египетскую границу африканцев переводили контрабандисты-бедуины.

В 2012 году на границе построили забор, но к тому времени на территорию Израиля успели просочиться около 40 тысяч человек.

Многие из нелегальных иммигрантов пытаются получить статус беженца, но лишь небольшая их часть имеет право на получение этого статуса. Депортировать их невозможно. Граждан Эритреи — из-за несогласия ООН, а граждан Судана — из гуманитарных соображений: в Судане с 2013 года идет гражданская война.

По статистике 2018 года, число нелегальных мигрантов из Африки достигло 65 тысяч человек. Также статистика свидетельствует, что в 2006—2010 гг. «преступность среди израильтян снизилась на 17,6 %, а среди инфильтрантов из Африки повысилась на 68 %».

Проблемы эфиопской еврейской общины в Израиле [↑]

В Израиле для новых репатриантов из Эфиопии и Судана была разработана специальная программа абсорбции. Первая волна алии из Эфиопии интегрировалась в израильскую жизнь относительно быстро.

Вторая волна, прибывшая в течение двух дней, совпала с массовой эмиграцией из СССР, и такой наплыв репатриантов создал жилищный кризис. Правительство Израиля стало разрабатывать новые программы и выделять дополнительные ссуды на жилье, обучение и профессиональную подготовку новоприбывших.

И тем не менее, проблемы в большой эфиопской общине (на состояние 2017 года — 144 тысячи человек) очевидны: низкий ежемесячный доход эфиопских семей, повышенный уровень социальных проблем, болезни, алкоголизм и наркомания, преступность, суицид.

Тот факт, что в Израиль собираются люди из совершенно разных культур, является большим испытанием, выпадающим сейчас евреям. Нельзя сказать, что израильское общество, в целом, выходит из этого испытания с честью. Например, израильские нерелигиозные русскоязычные СМИ планомерно разжигают ненависть между выходцами из русскоязычных стран и восточными евреями. А проникнувшись такой пропагандой, люди проявляют ненависть и на бытовом уровне.

То же касается и эфиопских евреев. Большинство израильтян не видят разницы между выходцами из Африки и не разделяют их на евреев и неевреев. В течение последних десятилетий все люди с темной кожей в Израиле постоянно сталкиваются с проявлениями расизма, унижениями и дискриминацией, что, конечно, вызывает у них ответную ненависть и агрессию.

Выводить материалы