Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Приучи себя говорить мягко со всеми людьми и в любое время, и этим ты избежишь гнева — дурной черты, приводящей человека к греху»Рабби Моше бен Нахман, Письмо сыну

Очень хочется узнать о царице Савской и Шломо!

Темы: Зоар, Шломо, Каббала, Билам, Тума, Цари Израиля, Волосы, Рав Нахум Шатхин

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемые раввины! Очень хочется узнать о царице Савской и Шломо. Мне известна легенда о том, что она была получеловек-полудемон. Что у нее были козлиные ноги. Правда ли это? Что известно об их взаимоотношениях?

Отвечает рав Нахум Шатхин

Спасибо за интересный вопрос!

Царь Шломо и царица Савская. Существовала ли такая царица?

Об отношениях царя Шломо и царицы Савской сказано много. Однако легенды о ее «рогах и копытах», видимо, восходят к одному источнику — книге мудрого еврея по имени Бен-Сира. Ему принадлежат труды, которые наши мудрецы относят к категории сфарим хицониим — «внешних книг».

Как правило, это книги, которые мы не читаем. Однако есть среди них и такие, что не содержат вредной информации, а считаются просто бесполезными. Так, например, среди них перечисляются труды, описывающие жизнь и деяния царей, а также их войны, а чтение подобных книг считается пустой тратой времени. При этом мудрецы замечают, что такие книги, как «Йосифон», несут в себе полезную информацию, потому что могут научить нас правильному поведению.

Что же касается книги Бен-Сира, ситуация не совсем ясна. С одной стороны, она везде фигурирует как классический пример сфарим хицониим, с другой, в самом Талмуде иногда приводятся цитаты из этой книги. Приведем и мы цитату, возможно, проливающую свет на эту историю: «Когда царица Савская посетила царя Шломо, чтобы постичь уровень его мудрости, она нашла милость в глазах царя. И царь Шломо захотел лечь с ней. Однако обнаружил, что вся она покрыта волосами. Что он сделал? Взял известь и мышьяк, измельчил их топором, добавил воды, и получилась мазь. Этой мазью он смазал царицу Савскую, чтобы избавиться от волос. А после этого Шломо пришел на царицу Савскую» (Приводится в книге «Альфа-Бета де-Бен-Сира», «Оцар мидрашим», с. 46).

Но это еще не все. В мидраше «Шошелет а-Кабала» (44) сказано, что от той связи Шломо и Малкат Шва (царицы Савской) родилась дочь, сыном которой был Невухаднецар, разрушивший Храм, построенный Шломо. Этот же мидраш приводится сегодня во всех классических изданиях Танаха. В комментарии Раши на стих: «И дал царь Шеломо царице Шевы все, чего она желала и чего просила, сверх того, чем одарил он ее (щедрой) рукою царя Шеломо. И отправилась она обратно в свою страну, она и рабы ее» (Млахим I 10:13) к словам «чего она желала» приводится в скобках комментарий: Шломо «пришел на царицу Савскую» — и от этой связи родился Невухаднецар, который разрушил Храм, стоявший четыреста десять лет в уделе двенадцати колен (от Аризаля).

Праведность царя Шломо, не подлежащая сомнению

Широко известно, что во времена царя Шломо мир достиг высшей точки духовного развития. Также известно, что царь Шломо пытался добиться еще большего. Он хотел исправить весь мир, что ему, как известно, не удалось. Он совершил ряд ошибок, за что был наказан Всевышним. Так, например, Шломо ошибся, взяв себе тысячу жен. Он полагал, что через них сможет повлиять и на народы, из которых они происходят, побудив их признать власть Творца над всем миром. В конце концов, многие жены остались при своем, вернулись к служению идолам.

Такое неоднозначное поведение царя Шломо вызвало к нему неоднозначное отношение наших мудрецов. В трактате Санхедрин (104 б) рассказывается о том, как мудрецы пытались внести Шломо в список тех царей, у которых нет удела в Будущем мире. Ни протестовавший дух царя Давида, появившийся перед мудрецами, ни огонь, спустившийся с Небес, не смогли остановить мудрецов. Процесс был остановлен, только когда вмешался Сам Всевышний, сказав им, что не им решать участь праведного царя…

В мидраше Танхума (на главу Тазриа) сказано, что не мог царь Шломо любить принцесс-язычниц. И если женился на таковых, то лишь после того, как они пройдут гиюр. А в том, что многие из них вернулись к своим прежним идолам, — лишь косвенная вина царя Шломо. То есть, ошибка, но не преднамеренный грех.

Царицы Савской не существовало!

Получается, царь Шломо не мог вступить в связь с царицей Савской, если она не прошла гиюр и не стала его женой. Тогда, может быть, предположим, что он женился на ней? Может быть, она была одной из его тысячи жен? Однако из стихов, описывающих их встречу, следует, что, задав вопросы, она удалилась в свою землю.

А вот и совсем «тяжелая артиллерия» в лице танаим — мудрецов Мишны. Сказал раби Шмуэль бар-Нахмани, цитируя раби Йоханана: «Тот, кто говорит, что Малкат Шва была женщиной, всего лишь ошибается. А что означает Малкат Шва? Малхут Шва — царство Савское».

Так что же хотели донести до нас пророки и мудрецы, когда писали об отношениях царя Шломо и царицы Савской?

Мы сами создаем своих ангелов и своих демонов

В Талмуде (Хагига 13а) сказано: незачем нам заниматься тем, что сокрыто от нас. То есть, не стоит заниматься тем, что человеческий разум не в состоянии постичь, так как это может причинить нам только ущерб. Символично, что высказывание это принадлежит именно Бен-Сире, которого мы цитировали выше. Тем не менее, попробуем привести и понять один отрывок из Книги Зоар.

Сказано в Зоаре (ч. 3, 194 б): «Тот, кто хочет заниматься чародейством, прежде всего должен найти тот камень, о который разбился нечестивый Билам. На том месте нужно найти трех змей, образовавшихся из костей Билама… (Один из вопросов, которые задавала царица Савская царю Шломо, и был о том, как поймать этого змея, заключающего в себя три вида колдовства). Сказал ей Шломо, что нет человека на земле, способного овладеть тем змеем, если он не знает важного правила. Нужно взять кипящее семя, завернуть его в одежду и набросить на змея. Змей поднимает голову и в этот момент нужно хватать его, так, как хватают курицу за горло. И это объяснение пришлось по душе царице Савской».

Когда мудрецы говорили об отношениях Шломо и царицы Савской, то, скорее всего, речь шла не о физических отношениях, а о духовных изысканиях мудрейшего человека из всех живших на земле.

Известно, что волосы на теле человека — подобие антенн. Те, что находятся в верхней части головы и на теле, способны воспринимать духовное влияние Свыше. Те же, что растут в нижней части головы — усы и борода, заключают в себе способность человека влиять на мир. Силы нечистоты любят «присасываться» к тем антеннам, через которые мы воспринимаем Б-жественное воздействие (шефа элоки). То есть, к волосам на голове. Таким образом, они пытаются «ввести» нам нечистоту. Мужскому началу свойственно оказывать влияние, женскому — его воспринимать. Вероятно, не просто так речь идет не о волосах царя, а о волосах царицы Савской, которые притягивали духовную нечистоту. Вероятно, поэтому от них нужно было избавиться.

Известно, также, что силы нечистоты бесплодны. И, чтобы породить себе подобных, им требуется чужое семя.

Кроме того, не случайно, что та царица (или то царство) носит имя Шва. Это почти те же буквы, что и в слове שבת (шабат) — שבא (шва). Различаются лишь последние буквы. Одно слово заканчивается первой буквой алфавита, другое — последней. Разумеется, это также несет какую-то информацию. И так далее…

Так что же описано в рассказе о встрече Шломо и Малкат (Малхут) Шва? Мне представляется, что в этих стихах описаны непостижимые нашему разуму попытки царя Шломо достичь какой-то цельности или поднять наш мир на еще одну духовную ступень. Царь Шломо достиг многого в своих изысканиях. И нас он одарил бесчисленным количеством притч и советов, которые способны помочь нам измениться в лучшую сторону.

Однако всем свойственно ошибаться. И мы знаем, что ошибался и царь Шломо. По-видимому, в рассказе о его встрече с царицей Савской описан один из таких неудавшихся опытов (неудавшихся, как и проект с тысячей жен). В результате чего была порождена некая «отрицательная» духовная сила, которая преобразовалась в «демона», породившего Невухаднецара и наделившего его способностью разрушить Иерусалимский Храм.

Наши мудрецы часто говорят, что во всех наших бедах мы виновны сами. Творец добр и милосерден, и Он всегда дает нам благо. Однако мы своими грехами «дырявим» сосуды, через которые притекает Б-жественное благо. И об Амалеке сказано, что он не в силах навредить нам, если мы сами не создадим для этого условий. И совершенно очевидно, что никакой смертный не был способен разрушить Храм Шломо, если бы сам Шломо не наделил его необходимыми для этого силами, пусть по ошибке.

С уважением, Нахум Шатхин

Материалы по теме