Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввины, Рав Александр Кац, 12 колен Израиля, Биографии, Эфиопские евреи
Раби Яаков Алеви Сапир (5582-5645 /1822-1885/ гг.) — выдающийся исследователь традиций и обычаев евреев Йемена.
Родился в городе Ошмянах, расположенном южнее Вильно (Вильнюса).
В 5592 /1832/ году, десятилетним мальчиком, он был привезен на Землю Израиля. Вырос в Йерушалаиме, где в совершенстве овладел арабским языком.
Изучал Тору под руководством р. Йосефа-Зунделя Саланта, духовного лидера иерусалимской общины.
В течение ряда лет р. Яаков служил администратором общины и вел ее переписку. Был направлен в поездку для сбора благотворительных средств — сначала в Индию, где было несколько состоятельных еврейских семей, а затем — в Австралию.
В 5619 /1859/ году, возвращаясь из Австралии, р. Яаков посетил Йемен и прожил там около года.
За это время он установил тесные связи с йеменскими знатоками Торы, в том числе, и с руководителями общины; он изучал традиции и обычаи йеменских евреев, а также исследовал многие старинные свитки и рукописные книги.
Свое путешествие, и в первую очередь, посещение Йемена, он описал в книге, названной Эвен Сапир («Сапфировый камень»). В этом обстоятельном исследовании была также представлена библиография книг, созданных мудрецами Йемена, и приведены духовные гимны, сложенные йеменскими литургическими поэтами.
Благодаря деятельности р. Сапира были восстановлены связи между общинами Земли Израиля и Йемена, и в 5642 /1882/ году в Йерушалаим прибыли первые йеменские переселенцы.
Р. Сапир одним из первых начал исследовать эфиопское племя фалашей, считающих себя потомками одного из колен народа Израиля.
Р. Яаков Сапир умер в Йерушалаиме в 5645 /1885/ году.
В его честь было названо поселение Эвен Сапир, основанное в горах Йеудеи, юго-западнее Йерушалаима.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Авраам Борщевский
Грандиозная мезуза, созданная Авраамом Борщевским, — в Книге рекордов Гинесса
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Краткое изложение заповедей: формулировка, кто обязан соблюдать, обоснование
Хаим Донин
Заповедь выполнять волю Всевышнего неотделима от заповеди любить Его
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Журнал «Мир Торы»
Арье Зильберштейн родился в 1973 году в Днепропетровске. В 1990 году, окончив среднюю школу, приехал в Израиль, поступил учиться в ешиву «Швут Ами». Искусству софрута учился на специальных курсах у рава М. Ханина, организованных при ешиве «Швут Ами». Отслужил в израильской армии в качестве софера. (Арье Зильберштейн был единственным софером срочной службы в истории израильской армии). В 1997 году женился. С 1999 по 2001 преподавал в Минском отделении еврейской религиозной организации «Эш а-Тора». После этого работал в преподавателем в Московском колеле «Тора миЦион». В 2006 году по его инициативе в Москве открылся «Сойфер Центр», который он возглавил. Сейчас Арье Зильберштейн продолжает руководить работой этого центра, а также является координатором религиозных программ в Конгрессе еврейских религиозных организаций и объединений в России.
Арье Лев,
из цикла «Еврейские притчи»
Каждый день, произнося молитву «Шма, Исраэль…», мы читаем в первой ее части о заповеди установления мезузы на косяках дверей дома
Герман Вук,
из цикла «Это Б-г мой»
В разные эпохи и в разных странах у евреев были приняты — и сейчас приняты — различные типы головных уборов.
Авраам Борщевский
Вы уверены что ваша мезуза кошерна? Все не так просто...
Из книги «Пеле Еоэц»
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Базовые понятия иудаизма включают в себя кипу, цицит, тфиллин и мезузу. В чем предназначение каждой из этих вещей, и каким образом с их помощью мы исполняем заповеди Творца.