Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Учил раби Симлай: Тора начинается добрыми делами и завершается добрыми делами»В. Талмуд, Сота 14а
Выдающийся исследователь географии и истории Святой Земли

Раби Йосеф бар Менахем Шварц (5565-5625 /1804-1865/ гг.) — выдающийся исследователь географии и истории Святой Земли.

Родился семнадцатого хешвана 5565 /1804/ года в Баварии, на юге Германии.

Изучал Тору под руководством отца, который был учеником кабалиста и праведника р. Натана Адлера.

С четырнадцати лет учился в ешиве г. Колберга, а с семнадцати — в знаменитом доме учения города Вюрцбурга, расположенного на берегу Майна.

В 5587 /1827/ году, испытывая щемящую тоску по земле своих предков, р. Шварц начал углубленно изучать ее историю и географию.

В то же время он занимался всемирной историей и естественными науками под руководством университетских профессоров, которых предпочел еврейским ученым-«просветителям», — он был единственным евреем среди трехсот студентов Университета.

В 5589 /1829/ году он выпустил в свет подробную карту Земли Израиля с пояснениями на немецком языке и иврите.

Вскоре после этого он решил осуществить мечту своей жизни и отправился на Святую Землю.

По пути он задержался почти на год в Венгрии из-за тяжелой болезни, приковавшей его к постели, а затем надолго остановился в Италии — военные действия, развернувшиеся между Египтом и Турцией, не давали возможности высадиться в Земле Израиля. Лишь зимой 5593 /1833/ года р. Шварц сумел продолжить свой путь и тринадцатого нисана, в канун праздника Песах, он сошел с корабля в порту Яфо (Гдолей адорот).

Р. Шварц поселился в Йерушалаиме и открыл там ешиву, названную Эйдут биЙосеф («Свидетельство о Йосефе»). Одновременно он изучал сокровенные разделы Торы в знаменитой иерусалимской ешиве кабалистов Бейт-Эль.

Во дворе своего дома р. Йосеф построил микву (бассейн для ритуального омовения) — до рассвета он окунался в микве и с рассветом начинал утреннюю молитву (Энциклопедия левейт Исраэльт. 19).

Р. Шварц много путешествовал по Святой Земле, изучая ее климатические зоны, животный мир и ландшафты. Свои исследования он объединил в книге Диврей Йосеф («Речения Йосефа»), состоящей из четырех частей.

В первом разделе книги, озаглавленном Твуот аШемеш («Порождения Солнца»), были приведены астрономические вычисления, необходимые для установления точного времени восхода и захода Солнца, появления новой Луны, а также выхода звезд — эти расчеты были необходимы для решения целого ряда алахических проблем.

Во втором разделе, названном Твуот аарец («Плоды земли»), определялись границы Земли Израиля, описывались ее географические особенности, животный и растительный мир, а также излагалась история Святой Земли, начиная со времени разрушения Второго Храма и до современной эпохи.

В третьем разделе, озаглавленном При твуа («Плод урожая»), автор комментировал многие изречения мудрецов Талмуда, разъясняя их в свете своих исследований географии и природы Земли Израиля.

В четвертом разделе, получившем название Диврей тшувот Йосеф («Слова из ответов Йосефа»), содержались его респонсы — ответы на сложные алахические вопросы.

Эта книга была издана в Йерушалаиме в середине 5600-ых /1840-ых/ годов. Спустя десятилетие второй раздел книги, посвященный географии и истории Земли Израиля, был переиздан в Европе — на немецком и английском языках.

Р. Йосеф Шварц умер в Йерушалаиме в середине месяца шват 5625 /1865/ — в разгар эпидемии холеры, скосившей тысячи жизней.

С разрешения издательства Швут Ами


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Об утяжелении сердца фараона

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Недельная глава Ваэра

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Избранные комментарии к недельной главе Ваэра

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Работа Избавления заключается в четырех конкретных фазах, которые нужно должным образом оценить для правильного понимания всего, что последует далее.

Врата востока. Недельная глава Ваэра

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваэра

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.