Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Камни, которые находились на одеянии первосвященника, были выбраны не случайно

«И заполни его наполнением камня — четыре ряда камней — первый ряд одэм, питэдо и ворэкес. Второй ряд — нофех, сапир и яалом. Третий ряд — лэшем, шво и ахломо. Четвертый ряд — таршиш, шоам и йошфэ. И камни будут по именам сыновей Израиля — двенадцать по именам их…» Книга Шмот, гл. 28, 17.

Одним из основных одеяний первосвященника был Хошен Мишпат — нагрудник, на котором были размещены двенадцать драгоценных и полудрагоценных камней с именами сыновей Израиля, именами праотцов и словами «колена Б-га».

Рабейну Бахья говорит о соответствии каждого из камней одному из колен Израиля. Он сообщает, что в научной литературе его времени утверждалось: эти двенадцать камней являются основами всего неживого мира и обладают особыми свойствами и силой. Он говорил о соответствии этих сил природы определенным коленам Израиля.

Итак, первый камень — Одэм — и колено Реувена.

Это слово, скорее всего, переводится на русский язык как «рубин», хотя здесь нужно заметить, что все эти переводы только примерные и невозможно однозначно утверждать, что мы действительно знаем, о каких именно камнях идет речь. Рубин — соответствует Реувену, потому что Реувен покраснел от стыда, когда перенес ложе своего отца Яакова из шатра Билхи в шатер Леи после смерти Рахели, чем заслужил гнев Яакова. Реувен признал, что поступил неправильно, то есть был первым баал-тшува (раскаявшимся) в еврейском народе.

Из особых свойств этого камня Рабейну Бахья упоминает следующие:

1. У женщины, которая носит этот камень, не будет выкидыша.

2. Этот камень помогает при тяжелых родах.

3. Если растолочь его и добавить в еду или питье, он помогает забеременеть.

Именно поэтому написано в Торе «Адам», а читается «Одэм» — этот камень помогает в создании человека.

Следующим по порядку было колено Шимона — и камень Питэдо.

О нем рабейну Бахья пишет, что зелен как водоросли и называется на арабском фаршама. В принципе, мудрецы Средних веков называли словом «зеленый» тот цвет, который мы называем желтым, но здесь рабейну Бахья говорит о камне, зеленом как трава.

Многие утверждают, что этим камнем является топаз, но утверждать это однозначно невозможно.

Почему этот камень связан именно с коленом Шимона? Дело в том, что лицо Зимри бен-Салу (главы колена Шимона, вступившего в запретную связь с мидьянской принцессой Козби бат-Цур) «позеленело», как и лица других представителей этого колена, согрешивших с мидьянками. Поэтому, говорит рабейну Бахья, этот камень имеет особые свойства:

1. Останавливает излишнюю страсть и охлаждает пыл.

2. Понижает температуру тела.

Дальше идет колено Леви. Их камень — Барэкет или «карбункул».

Слово барэкет однокоренное с барак — «молния», т. к. он «искрится (сверкает) как молния и светит (мерцает) как свеча».

Именно этот камень Ноах повесил в своем ковчеге. Колено Леви получило в награду за то, что всегда светило своей Торой еврейскому народу. А также в награду за заслуги Моше Рабейну, вышедшего из этого колена.

Из свойств этого камня отметим следующие:

1. Он делает мудрыми даже глупцов.

2. Раскрывает глаза на глубокие вещи.

3. Если растереть его в порошок и добавить в еду — помогает стать мудрее и раскрыть сердце для мудрости.

Второй ряд по горизонтали

Первым в ряду идет камень Нофех, соответствующий колену Йеуды.

По-арабски — змура или измаргдин. По звучанию это напоминает «изумруд». Рабейну Бахья утверждает, что этот камень зеленый, что также укладывается в версию об изумруде.

Йеуда заслужил этот камень тем, что признал свою вину, преодолев страх позора, в истории с Тамар, а потом очистился от подозрения в продаже Йосефа и его лицо стало чистым и светящимся, как этот камень.

Особые свойства камня:

1. Враги человека, который его носит, побегут от него, а он будет преследовать их. Военачальники из колена Йеуды всегда побеждали своих врагов.

Дальше — колено Иссахара и камень Сапир.

Голубой камень. Предполагают, что это сапфир.

Сыновья Иссахара заслужили его за великую мудрость в Торе, являющейся отличительной чертой этого колена. Скрижали Заветы также были сделаны из этого камня. Кроме того, Тора говорит, что этот камень находится у подножия престола Славы Всевышнего, как и корни душ людей, связанных с Торой. Голубой же цвет — это не цвет гордости и высокомерия, как зеленый и красный, а цвет скромности, которая приличествует молодым и пожилым.

Особые свойства этого камня:

1. Он улучшает зрение.

2. Просветляет, как Тора.

3. Помогает облегчить боль и снять опухоль в любом месте тела, как и Тора, которая способна лечить все тело.

Следующий камень — Яалом. И колено Звулун.

Предположительно, перламутр. Камень дан колену Звулуна как знак богатства и удачи в торговле. Серебряные монеты самые ходовые. Они схожи цветом с перламутром. Сегодня яалом переводят как «алмаз», однако рабейну Бахья называет этот камень словом пиреле, которое на многих европейских языках обозначает жемчуг.

Особым свойством этого камня является то, что он помогает от бессонницы.

Дальше идёт камень Лэшем и колено Дан.

Сложно определить, что это был за камень. Рав Михаэль Штерн приводит мнение, что его цвет сине-черный. В этом камне, говорит рабейну Бахья, видно перевернутое человеческое лицо. И это связано с грехом колена Дан, которое ставило этот камень на идола Михи, вынесенный им из Египта. Рабейну Бахья называет этот камень «Аштепсис» и ничего не сообщает о его особых свойствах.

Следующий — камень Шво и колено Нафтали.

Рабейну Бахья переводит это как «туркиза». По-видимому, это бирюза. Имя Нафтали имеет значение «связь», и камень Шво был «связующим звеном» между всадником и лошадью, постоянным спутником наездников.

Дальше — камень Ахломо и колено Гад.

Рабейну Бахья переводит это слово как «кристалл» или «глаз телицы». Он красноватого оттенка. Этот камень стал символом колена Гад, т.к. он не является редким, часто встречается, и колено Гад было многочисленно и владело особым «фирменным» боевым приемом.

Особое качество этого камня — помогать людям, идущим на войну, не бояться в бою. Название этого камня связано со словом лильхом — «воевать».

Затем — колено Ашер и камень Таршиш.

В переводе рабейну Бахья — «криолика». Предположительно, хризолит. Это камень с оттенком оливкового масла. По другому мнению, его цвет голубой, так как слово таршиш иногда обозначает «море».

Как известно, земля Ашера славилась маслинами и оливковым маслом, поэтому сыновья Ашера получили камень с таким оттенком.

Особые свойства:

1. Помогает пищеварению

2. Если растолочь этот камень и добавить в еду — помогает прибавить в весе.

Далее — камень Шоам и колено Йосефа.

Перевод рабейну Бахья — «оникле». О Йосефе сказано в Торе, что он вызывал симпатию у всех, кто видел его, его невозможно было сглазить, за всем, что он делал, чувствовалось «Имя» — а-Шем, Всевышний (имеется в виду созвучие названия камня «Шоам» и слова а-Шем).

Особые свойства:

1. Помогает от сглаза

2. Слова того, кто носит этот камень, будут услышаны при дворе царей и правителей.

Следующим идет камень Йошфэ и колено Биньямин.

В переводе рабейну Бахья — «яшфиз». Предположительно, яшма. Он может быть нескольких оттенков — красного, черного, зеленого.

Колено Биньямина получило этот камень в награду за молчание о продаже Йосефа. Стараясь удержаться, Биньямин много раз менялся в лице. Интересно, что на иврите «йеш пэ» означает — «есть уста». То есть уста есть у того, кто может их вовремя закрыть.

Особые свойства:

1. Останавливать кровь.

Эти двенадцать камней располагались на Хошене по порядку рождения родоначальников колен.

Рабейну Бахья утверждает: то, что именно эти камни были выбраны, есть «чудесная тайна и управление Всевышнего (миром)». Мы не случайно не можем точно определить, что это были за камни. Ведь управление Всевышнего миром скрыто от нас.

Рабейну Бахья говорит также, что не камни обладают особыми свойствами и силой, а Всевышний через них помогает тем, у кого дела и помыслы чистые.


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше

Недельная глава Хукат

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Содержание главы: Законы, связанные с ритуальной чистотой (Бемидбар 19:1—22). Смерть пророчицы Мирьям, сестры Моше; чудо с водой, вышедшей из скалы (20:1—11). Всевышний лишает Моше и Аарона права войти в Святую землю (20:12—13). Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21). Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29). Победа над царем Арада (21:1—3). Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9). Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20). Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Словарь для читающих Тору на иврите. Хукат

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Червленая шерсть и другие ключевые понятия недельной главы

Хукат, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе