Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«Или простишь им, или сотри и меня из Твоей Книги»?

Темы: Пятикнижие, Моше, Коэн, Тецаве, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Здравствуйте. Почему в главах Торы Трума и Тецаве не упоминается имя Моше? Д.

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый D.!

В главе Трума Моше упоминается — в самом начале. А вот в главе Тецаве он, действительно, не упомянут ни разу. Наши учителя приводят слова мудрецов Мидраша, объясняющих этот феномен. Дело в том, что после создания золотого тельца в пустыне Всевышний очень разгневался на еврейский народ. Моше молился, чтобы Б-г простил им, и, среди прочего, сказал: «Или простишь им, или сотри и меня из Твоей Книги…» (Шемот 32:32). Самоотверженность Моше принесла свои плоды, и народ был прощен (хоть и с оговоркой). Однако существует правило — проклятие праведника всегда выполняется хотя бы в ослабленной форме, даже если он произнес его с условием. Поэтому Всевышний исключил имя Моше из целого раздела Торы.

Рав Цадок а-Коэн из Люблина в книге При Цадик более глубоко рассматривает этот вопрос, заодно поясняя, почему имя Моше не упоминается именно в главе Тецаве — она ведь не следует хронологически сразу за историей с тельцом (а в Торе вообще расположена до нее). Вкратце можно передать его объяснение так: Моше не получил венец Священничества (коэнства), а только венец Торы. И так вся эта глава посвящена вопросам, касающимся святости коэнов, его имя (а имя связано с корнем души человека), не упоминается здесь. Этим Тора как бы показывает, что Моше по сути своей уже не должен был иметь отношения к священничеству — после того, как священником был назначен его брат.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Тора с комментарием Раши, книга Шмот, глава Тецаве

Коаним

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Почему «Б-г» через черточку?

Рав Овадья Климовский

Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …


9 Ава — одна из самых трагичных дат для еврейского народа. В этот день мы скорбим и постимся в память о разрушении Храма в Иерусалиме. Читать дальше