Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«Или простишь им, или сотри и меня из Твоей Книги»?

Темы: Пятикнижие, Моше, Коэн, Тецаве, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Здравствуйте. Почему в главах Торы Трума и Тецаве не упоминается имя Моше? Д.

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый D.!

В главе Трума Моше упоминается — в самом начале. А вот в главе Тецаве он, действительно, не упомянут ни разу. Наши учителя приводят слова мудрецов Мидраша, объясняющих этот феномен. Дело в том, что после создания золотого тельца в пустыне Всевышний очень разгневался на еврейский народ. Моше молился, чтобы Б-г простил им, и, среди прочего, сказал: «Или простишь им, или сотри и меня из Твоей Книги…» (Шемот 32:32). Самоотверженность Моше принесла свои плоды, и народ был прощен (хоть и с оговоркой). Однако существует правило — проклятие праведника всегда выполняется хотя бы в ослабленной форме, даже если он произнес его с условием. Поэтому Всевышний исключил имя Моше из целого раздела Торы.

Рав Цадок а-Коэн из Люблина в книге При Цадик более глубоко рассматривает этот вопрос, заодно поясняя, почему имя Моше не упоминается именно в главе Тецаве — она ведь не следует хронологически сразу за историей с тельцом (а в Торе вообще расположена до нее). Вкратце можно передать его объяснение так: Моше не получил венец Священничества (коэнства), а только венец Торы. И так вся эта глава посвящена вопросам, касающимся святости коэнов, его имя (а имя связано с корнем души человека), не упоминается здесь. Этим Тора как бы показывает, что Моше по сути своей уже не должен был иметь отношения к священничеству — после того, как священником был назначен его брат.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


В недельной главе «Трума» («Приношение») рассказывается о том, как на Синае Всевышний объяснял Моше устройство сборного переносного Храма — Мишкана, или Скинии. Переносной Мишкан являлся прообразом Первого, Второго и будущего — Третьего Храма Читать дальше