Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

На следующий день после финального матча Кубка Национальной Футбольной Лиги США настроение в иешиве было приподнятым. Ученики «Синай Академи» радовались победе «Нью-Йорк Джайнтс» над бостонской командой «Пэтриотс». Конечно же, я мог войти в свой 12-й класс и как ни в чем не бывало начать урок Торы. А в случае если бы ребята заговорили о футболе — попытаться прочесть им лекцию о том, что незачем впустую тратить время. Я не стал этого делать, так как помнил, что произошло более четверти века назад в иерусалимской иешиве «Атерет Исраэль».

Один из моих друзей Шмуэль Ауэрбах два дня не приходил на занятия Торы. Когда он пришел в иешиву, к нему подошел рав Борух Эзрахи:

— Почему тебя не было в иешиве?

— Мне стыдно признаться.

— ?

— Я читал книгу.

— Какую книгу?

— Мне стыдно признаться… «Записки Шерлока Холмса».

— И что же ты почерпнул из этой книги?

— Нужно обращать внимание на детали.

— Ты не зря потратил время!..

Войдя в класс, я поздравил ребят с победой «Джайнтс» и, признавшись, что у меня нет телевизора, попросил их рассказать о матче. Оказывается, за 35 секунд до конца игры бостонский клуб «Пэтриотс» выигрывал со счетом 14:10, но нью-йоркский клуб «Джайнтс» все равно добился победы со счетом 17:14!

— Какой же вывод вы сделали из этого матча? — спросил я.

— Не следует недооценивать противника, — ответил один ученик. — Поражение «Пэтриотс» учит нас, что нужно, не расслабляясь, бороться до победы!

— Важна каждая секунда, — заключил другой.

— Никогда не терять надежды! — сказал третий. — Ведь все может измениться в последнюю минуту!

… Любопытно, что, отвечая на днях на вопрос журналиста, почему он не прекращает кажущейся для него бесперспективной президентской гонки, Майкл Хаккаби ответил: «Если “Джайнтс” обыграли “Пэтриотс”, то значит все может измениться в последнюю минуту!»…

— Вы не зря потратили время! — сказал я ученикам. — Впрочем, совсем не обязательно смотреть «Супер-боул». Эти мысли мы можем найти прямо в Торе. Пожалуйста, откройте рассказ о Мишкане, Храме, который евреи строили в Синайской пустыне…

Всевышний сказал Моисею, чтобы евреи взяли возношения для строительства Храма от каждого, чье сердце наполнится доброй волей: «золото, серебро, медь, голубую шерсть… козий волос… бараньи шкуры… дерево шитим, масло, благовония… камни шоам (ониксовые) и камни к оправе для эфода и наперсника» (Шмот, 25:3—7).

Материалы в этом списке следуют «в порядке убывания» ценности: сначала золото, потом серебро, медь, шерсть, волос, шкуры, дерево… Почему же тогда драгоценные камни оказались последними в списке, ведь они самые ценные и, казалось бы, должны упоминаться первыми?

Драгоценные камни потеряли свою ценность из-за лени! Тора рассказывает, что «главы (колен Израиля) принесли камни шоам и камни к оправе для эфода» (Шмот, 25:3—7). Однако в слове «главы» — «несиим» почему-то не хватает буквы йуд. «Так сказали главы колен: пусть общество принесет свои возношения, а то, чего будет недоставать, мы восполним. Когда же общество дало все сполна…, то главы колен спросили: “Что же нам делать?” И “принесли камни шоам”. Потому при освящении жертвенника они принесли свои дары первыми. А из-за проявления лени вначале опущена буква в их имени: написано несиим без буквы йуд», — объясняет Раши.

В чем состоял грех глав колен Израиля? Ведь они предложили восполнить все, чего не будет хватать для строительства Храма?

Дело в том, что миссия главы, лидера — вести за собой, показывая пример. Потому, отложив свои возношения до самого конца, лидеры колен упустили возможность выполнить свое предназначение. Кстати, слово «грех — хет» произошло от слова «леахти» — промахнуться, упустить возможность.

Принося возношения, еврей выражал этим добрую волю своего сердца, вкладывая свое желание, свою любовь в строительство Храма. Человек не откладывает то, что действительно любит, а лишь то, чего делать не хочет. Факт, что главы колен отложили свои возношения до конца, явился проявлением лени, отсутствием желания дать возношения для строительства Храма. Их слова о готовности восполнить все необходимое в конце мудрецы расценили как отговорку, прикрытие отсутствия желания. Потому упала духовная ценность этих драгоценных камней, они оказались последними в списке возношений.

Анализируя эту историю, ребе из Гур открывает в ней дополнительную глубину. Конечно, хорошо все делать правильно с первого раза. Но даже если изначально была допущена ошибка — не все потеряно: ваш дар может оказаться самым ценным!

Когда главы колен Израиля увидели, что все возношения были уже принесены, они раскаялись, пишет ребе в книге «Сфат Эмет». Главы колен осознали ошибку и наполнили свои сердца «доброй волей» — искренним желанием дать возношения. И поскольку учили мудрецы, что «ничто не может устоять перед лицом желания», то главы колен удостоились найти драгоценные камни в облаках славы, защищающих евреев в пустыне, и пожертвовать их для одежд первосвященника. Отсюда урок: если кто-то действительно хочет выполнить мицву, сделать доброе дело, то случится чудо: Небеса дадут ему силы и ресурсы. Более того, в самом конце главам колен удалось дать возношения: драгоценные камни, которые и оказались самыми ценными, ибо «раскаявшиеся грешники могут подняться выше праведников». Главы колен действительно исправились, наполнили свои сердца доброй волей, желанием, потому в дальнейшем «при освящении жертвенника (описанного в книге “Бамидбар”) принесли свои дары первыми». Драгоценные камни — это результат раскаяния от любви, которое превращает грех в заслугу. Главы колен в последнюю минуту исправили свой грех и превратили его в драгоценные камни, научив нас никогда не терять надежды!


Эта глава начинается с заповеди жертвовать половину шекеля. Примечательно,что эту главу часто читают перед Пуримом, и как раз перед Пуримом и выполняется данная заповедь. Другая половина главы посвящена описанию греха золотого тельца и тому Великому прощению, которое оказал нам Творец. Читать дальше

Недельная глава Ки Тиса

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

«Ки тиса» («Когда будешь вести счет»). ДОЛГО ЛИ УСИДИШЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.

Ки Тиса. вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе

Золотой телец

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Почему Аарон выбрал фигуру тельца?