Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

На следующий день после финального матча Кубка Национальной Футбольной Лиги США настроение в иешиве было приподнятым. Ученики «Синай Академи» радовались победе «Нью-Йорк Джайнтс» над бостонской командой «Пэтриотс». Конечно же, я мог войти в свой 12-й класс и как ни в чем не бывало начать урок Торы. А в случае если бы ребята заговорили о футболе — попытаться прочесть им лекцию о том, что незачем впустую тратить время. Я не стал этого делать, так как помнил, что произошло более четверти века назад в иерусалимской иешиве «Атерет Исраэль».

Один из моих друзей Шмуэль Ауэрбах два дня не приходил на занятия Торы. Когда он пришел в иешиву, к нему подошел рав Борух Эзрахи:

— Почему тебя не было в иешиве?

— Мне стыдно признаться.

— ?

— Я читал книгу.

— Какую книгу?

— Мне стыдно признаться… «Записки Шерлока Холмса».

— И что же ты почерпнул из этой книги?

— Нужно обращать внимание на детали.

— Ты не зря потратил время!..

Войдя в класс, я поздравил ребят с победой «Джайнтс» и, признавшись, что у меня нет телевизора, попросил их рассказать о матче. Оказывается, за 35 секунд до конца игры бостонский клуб «Пэтриотс» выигрывал со счетом 14:10, но нью-йоркский клуб «Джайнтс» все равно добился победы со счетом 17:14!

— Какой же вывод вы сделали из этого матча? — спросил я.

— Не следует недооценивать противника, — ответил один ученик. — Поражение «Пэтриотс» учит нас, что нужно, не расслабляясь, бороться до победы!

— Важна каждая секунда, — заключил другой.

— Никогда не терять надежды! — сказал третий. — Ведь все может измениться в последнюю минуту!

… Любопытно, что, отвечая на днях на вопрос журналиста, почему он не прекращает кажущейся для него бесперспективной президентской гонки, Майкл Хаккаби ответил: «Если “Джайнтс” обыграли “Пэтриотс”, то значит все может измениться в последнюю минуту!»…

— Вы не зря потратили время! — сказал я ученикам. — Впрочем, совсем не обязательно смотреть «Супер-боул». Эти мысли мы можем найти прямо в Торе. Пожалуйста, откройте рассказ о Мишкане, Храме, который евреи строили в Синайской пустыне…

Всевышний сказал Моисею, чтобы евреи взяли возношения для строительства Храма от каждого, чье сердце наполнится доброй волей: «золото, серебро, медь, голубую шерсть… козий волос… бараньи шкуры… дерево шитим, масло, благовония… камни шоам (ониксовые) и камни к оправе для эфода и наперсника» (Шмот, 25:3—7).

Материалы в этом списке следуют «в порядке убывания» ценности: сначала золото, потом серебро, медь, шерсть, волос, шкуры, дерево… Почему же тогда драгоценные камни оказались последними в списке, ведь они самые ценные и, казалось бы, должны упоминаться первыми?

Драгоценные камни потеряли свою ценность из-за лени! Тора рассказывает, что «главы (колен Израиля) принесли камни шоам и камни к оправе для эфода» (Шмот, 25:3—7). Однако в слове «главы» — «несиим» почему-то не хватает буквы йуд. «Так сказали главы колен: пусть общество принесет свои возношения, а то, чего будет недоставать, мы восполним. Когда же общество дало все сполна…, то главы колен спросили: “Что же нам делать?” И “принесли камни шоам”. Потому при освящении жертвенника они принесли свои дары первыми. А из-за проявления лени вначале опущена буква в их имени: написано несиим без буквы йуд», — объясняет Раши.

В чем состоял грех глав колен Израиля? Ведь они предложили восполнить все, чего не будет хватать для строительства Храма?

Дело в том, что миссия главы, лидера — вести за собой, показывая пример. Потому, отложив свои возношения до самого конца, лидеры колен упустили возможность выполнить свое предназначение. Кстати, слово «грех — хет» произошло от слова «леахти» — промахнуться, упустить возможность.

Принося возношения, еврей выражал этим добрую волю своего сердца, вкладывая свое желание, свою любовь в строительство Храма. Человек не откладывает то, что действительно любит, а лишь то, чего делать не хочет. Факт, что главы колен отложили свои возношения до конца, явился проявлением лени, отсутствием желания дать возношения для строительства Храма. Их слова о готовности восполнить все необходимое в конце мудрецы расценили как отговорку, прикрытие отсутствия желания. Потому упала духовная ценность этих драгоценных камней, они оказались последними в списке возношений.

Анализируя эту историю, ребе из Гур открывает в ней дополнительную глубину. Конечно, хорошо все делать правильно с первого раза. Но даже если изначально была допущена ошибка — не все потеряно: ваш дар может оказаться самым ценным!

Когда главы колен Израиля увидели, что все возношения были уже принесены, они раскаялись, пишет ребе в книге «Сфат Эмет». Главы колен осознали ошибку и наполнили свои сердца «доброй волей» — искренним желанием дать возношения. И поскольку учили мудрецы, что «ничто не может устоять перед лицом желания», то главы колен удостоились найти драгоценные камни в облаках славы, защищающих евреев в пустыне, и пожертвовать их для одежд первосвященника. Отсюда урок: если кто-то действительно хочет выполнить мицву, сделать доброе дело, то случится чудо: Небеса дадут ему силы и ресурсы. Более того, в самом конце главам колен удалось дать возношения: драгоценные камни, которые и оказались самыми ценными, ибо «раскаявшиеся грешники могут подняться выше праведников». Главы колен действительно исправились, наполнили свои сердца доброй волей, желанием, потому в дальнейшем «при освящении жертвенника (описанного в книге “Бамидбар”) принесли свои дары первыми». Драгоценные камни — это результат раскаяния от любви, которое превращает грех в заслугу. Главы колен в последнюю минуту исправили свой грех и превратили его в драгоценные камни, научив нас никогда не терять надежды!


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.