Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввины, Земля Израиля, Рав Александр Кац, Старый город, Биографии
Раби Меир бар Ицхак-Айзик Ойербах (5575-5638 /1815-1878/ гг.) — авторитетный законоучитель, руководитель ашкеназской общины Йерушалаима.
В 5615 /1855/ году стал раввином крупной общины города Калиша, вошедшего при разделе Польши в состав Российской империи.
Он составил развернутый комментарий на кодекс Шульхан Арух — эта книга, названная Имрей бина («Речения разума»), принесла ему славу по всему еврейскому миру.
В 5619 /1859/ году р. Меир Ойербах отправился в Землю Израиля и в 5620 /1860/ году прибыл в Йерушалаим.
«Я пожертвовал ради любви к Сиону всем, что было мне дорого, — писал он, — я оставил своих чудесных детей, родных и друзей, — всему этому я предпочел добровольное “заточение” в четырех стенах дома учения, на Святой Земле» (Гдолей адорот).
Вскоре после своего прибытия в Йерушалаим он возглавил раввинский суд ашкеназской общины города, заменив на этом посту р. Шмуэля Саланта, на время уехавшего в Европу.
Обладая значительным состоянием, р. Ойербах отказался от всякого вознаграждения за свою раввинскую деятельность. Он приобрел в Старом городе, у Сионских ворот, большой участок земли с несколькими домами — один из домов он отвел под дом молитвы, а затем перенес сюда и раввинский суд. Этот участок, прозванный Хацеро шель арав миКалиш («Двор раввина из Калиша»), стал одним из центров духовной жизни ашкеназской общины Йерушалаима (там же).
Ряд приобретенных квартир р. Ойербах предоставил неимущим — бедные семьи жили там по три года, а затем сменялись по жребию (Везэ шаар ашамаим с. 278).
Р. Ойербах был одним из основателей квартала Меа шеарим («Сто врат»), возведенного вне стен Старого города, — он пожертвовал на это строительство крупные денежные суммы (там же с. 319).
Р. Ойербах решительно пресекал все попытки «просветителей» и отступников от веры, прибывающих из Европы, вести в святом городе свою пропаганду.
Во время одного из таких конфликтов вероотступник направил на него заряженный револьвер. Р. Ойербах уверенно сказал, указывая на своё сердце: «Стреляй! Я убежден, что никакая пуля не причинит мне вреда — ведь все, что я делал в жизни, я делал ради Небес». Под бесстрашным и спокойным взглядом раввина нечестивец затрепетал, развернулся и стремительно бросился наутек — больше его в Йерушалаиме не встречали (там же с.294).
Р. Меир Ойербах умер пятого ияра 5638 /1878/ года.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Истории о праведниках, демонстрирующие их внимание к ближнему. Почему Хафец-Хаим говорил о еде?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Бенцион Зильбер
Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Работа Избавления заключается в четырех конкретных фазах, которые нужно должным образом оценить для правильного понимания всего, что последует далее.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Всевышний сообщает Моше, что Ему всё это известно и всё так и должно быть. И, наоборот, усиление гнета ускорит исход евреев из Египта. А всё, что происходит, — это средство для достижения цели Всевышнего.
Рав Бенцион Зильбер
Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.