Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Горе тому, кто облечён властью, ведь она хоронит тех, кто ею обладает»Вавилонский Талмуд, Псахим 87 б
«Не ненавидь брата своего в сердце своем»

О ненависти /сина/ сказано: «Не ненавидь брата своего в сердце своем» (Ваикра 19; 17); это заповедь «лав», то есть запрет. А это значит, что мы должны искоренить ненависть и выбросить ее из наших душ[1]. Это качество приводит ко многим преступлениям, и одно из них — злословие /лашон а-ра/. Ибо ненавидящий ближнего постоянно порицает его и злословит и верит злословию о нем, и всегда желает ему зла, и рад его беде. К ущербу приведет и готовность ненавидящего любым способом нанести ущерб тому, кого ненавидит. Он злопамятствует /нотер/ и мстит, и не пожалеет врага, даже если тот очень беден и нуждается. Из-за ненависти он порицает добрые дела своего врага и делает их ненавистными в своих глазах и в глазах других. И отрицает добрые качества своего врага, и не признает его правду, а если тот должен ему, — преследует его.

Существуют несколько видов ненависти: один ненавидит другого за ущерб, который тот нанес ему, или ударил его; за то, что тот осрамил его или оклеветал и тому подобное. И если в ком-либо пробудилась ненависть из-за подобного, ему не следует молчать, как сказано о злодеях: «И Авшалом не говорил с Амноном, ни хорошо, ни плохо, потому что Авшалом возненавидел Амнона» (Шмуэль II 13; 22). Добрым делом будет оповестить и сказать: «почему ты сделан мне так-то и так-то?» — ибо сказано: «Укори ближнего своего» (Ваикра 19; 17). И если тот раскается и попросит прощения, — простить ему. И тот, кто прощает, да не будет жестоким и безжалостным, как сказано (Берешит 20; 17): «И Авраам молился» /об Авимелехе/. И даже если не попросит прощения, — да не возненавидит его, но пусть ведет себя с ним по-дружески, и в конце концов обидчик исправит содеянное.

Есть сугубо отрицательный вид ненависти — это ненависть беспричинная, она же разрушила Второй Храм. А ненависть из-за зависти еще хуже. Следует воспитывать самого себя, чтобы отдалиться от этого. А бывает, что человек ненавидит ближнего за то, что тот не оказывает ему добра или не дарит ожидаемые дары, или не одалживает ему в час нужды. Следует удалиться от всего этого и подобного этому, но с любовью принимать то, что суждено Создателем, и не надеяться на людей. Пусть подумает: если бы я был достоин пред Всевышним, то Он дал бы мне все, что требуется, и без подачек от людей и их одолжений. А если человек в бедности и нужде или болен и страдает, пусть подумает о том, что все это суждено Создателем к его собственному благу, и пусть принимает с любовью. И нет сомнения, что если он поступит так, — всякая ненависть уйдет из его сердца. Это великая основа и крепкая опора человеку в исполнении Закона и заповедей! И тот, кто ведет себя таким образом, то есть все принимает с любовью и говорит о своих бедах: «и это к лучшему!», и думает так, и рад суду и наказаниям Создателя, — близок он к тому, чтобы достичь любви ко Всевышнему. Он избегнет любой ненависти и всякой вражды, и зависти.

Обычно люди ненавидят того, кто обладает таким же ремеслом, то есть конкурента. Все это ничтожно и низменно, ибо каждый должен подумать, что он не может заработать больше, чем суждено ему Создателем.

А худший из всех видов ненависти и вреднейший из них — это ненависть к тем, кто порицает и упрекает, указывая праведный путь, как сказано: «Ненавидят тех, кто публично наставляет людей» (Амос 5; 10). И есть ненависть еще хуже предыдущей — это ненависть к тем, кто творит добро и стремится к справедливости, как сказано: «Они враждуют со мной за то, что я стремлюсь к добру» (Теилим 38; 21). Идущие по этому пути как бы ненавидят Всевышнего, ибо они ненавидят любящих Его и ненавидят Учение и заповеди, поскольку им отвратительны и ненавистны те, кто исполняет заповеди.

Сказал мудрец: «Хочешь, чтобы твой друг тебя возненавидел, — посещай его часто. Хочешь, чтобы он тебя любил, — посещай его редко». И об этом сказано: «Не давай своим ногам ступать в дом твоего друга, дабы он не пресытился тобой и не возненавидел тебя» (Мишлей 25; 17).

Знай же, что ненавидящего людей — люди возненавидят. И тот, кто растит ненависть в сердце своем, навлекает на себя беду. А любовь не во Имя Всевышнего обратится в великую ненависть и ужасную зависть. Как сказано об Амноне: «И возненавидел ее великой ненавистью, ибо ненависть, какою он ее ненавидел, была больше любви, какою он ее любил» (Шмуэль II 13; 15).

Не верь совету ненавистника и врага, как сказано: «Лживы поцелуи врага» (Мишлей 27; 6). И знай, что многие люди выказывают свою любовь лишь словами, — и не исключено, что они ненавидят в сердце своем. Не следует верить им, как сказано: «Устами своими притворяется ненавистник, а в душе у него коварство» (там же 26; 24). Он льстит тебе и говорит с тобою мягко, — не склоняйся к нему, как сказано: «Когда он делает нежным голос свой, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его» (там же 26; 25). Так же выказал Иоав Авнэру бен-Нэру и Амасе бен-Етэру мир и любовь, а потом убил их; и так же поступил Ишмаэль бен-Нетания с Гедалией бен-Ахикамом, пока не убил его. Сказал мудрец: «Лучшее во всем, что ты думаешь о ненавидящем тебя, — это мысль о том, как превратить его в друга своего, если сможешь».

Но вот ненависть, которая обязательна, — это ненависть к нечестивцу, не слушающему укоризн и увещеваний. Заповедано ненавидеть его, как сказано: «Страх пред Всевышним — ненависть ко злу» (Мишлей 8; 13); и сказано: «Ведь ненавидящих Тебя ненавижу и с восстающими на Тебя ссорюсь! Лютой ненавистью ненавижу их, врагами стали они мне» (Теилим 139; 21—22). Ненавидь ложь и обман!

И в заключение: ненавидь все, что мешает тебе любить Всевышнего и удаляет тебя от любви к Нему, как сказано: «Всякий путь лжи ненавижу я» (там же 119; 128). Это великое правило: ненавидеть всякий путь лжи! А где увеличишь ненависть к несправедливости и злу, там прибавишь любви к Учению, как написано: «Ложь ненавижу и гнушаюсь ею, Тору Твою люблю я» (там же 119; 163). И люби правду и мир, как написано: «Правду и мир любите» (Зхария 8; 19).

 


[1] Это значит, что в человеке от природы заложена ненависть и, чтобы измениться, человек должен самосовершенствоваться.

 


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.

«Лех леха»

Рав Бенцион Зильбер

Глава начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму, в те времена — Авраму, вместе с женой (детей у них еще не было) оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Б‑г обещает Авраму сделать его родоначальником великого народа. С Аврамом идет его племянник Лот

Наказание «карет» за неисполнение заповеди обрезания

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Наказание за неисполнение заповеди соответствует внутреннему смыслу заповеди. Человек, который не хочет объединиться со своим народом, отрезается от него.

Недельная глава Лех Леха

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Исток»

На тему недельной главы. Лех Леха 2

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина