Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Когда умерла Мирьям, колодец, сопровождавший евреев, иссяк. Но потом он снова упоминается...

Темы: Мирьям, Аарон, Моше, Чудеса, Овадья Климовский, Пустыня

Отложить Отложено

Вопрос по главе «Хукас». Сказано, что умерла Мирьям и иссяк источник. Но после источник упоминается в рассказе про сомкнувшиеся скалы… Это один и тот же источник или разные? И после (21, 18): «Колодец, который князья выкопали, вырыли его вожди народа жезлом, посохами своими!» (Раши: Это колодец, который выкопали князья — Моше и Аарон; вырыли его вожди народа жезлом — через законодателя… по велению Моше, который назван законодателем). Это уже другой колодец? S.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый S.!

Из комментариев видно, что речь везде идет об одном и том же источнике, так как Раши пишет, что этот же источник сопровождал евреев все 40 лет. Однако воспели его только после того, как он принес им из реки Арнон свидетельство о чуде с сомкнувшимися скалами.

О чуде у реки Арнон, Рав Ицхак Зильбер «Беседы о Торе»: «По обоим берегам реки Арнон были горы, а в них — пещеры. Враги евреев укрылись там и готовились к нападению. И вдруг — землетрясение! Горы сдвинулись, и все эморитяне были раздавлены сдвинувшимися горами. Евреи прошли эти места, так и не узнав, что их ожидала засада. Им стало известно об этом только позже».

Как евреи узнали об этом? Раши к стиху 21, 16: «Сказал Святой, благословен Он: “Кто известит Моих сынов об этих чудесах?” Поговорка гласит: “Если дашь хлеб ребенку, извести его мать”. — Когда (сыны Исраэля) прошли, горы возвратились на свое (первоначальное) место, а источник (сопровождавший сынов Исраэля) устремился в долину и вынес оттуда кровь убитых и их члены, и понес это вокруг стана, и сыны Исраэля увидели (узнали о чудесном спасении) и возгласили песнь»).

Когда умерла Мирьям, источник действительно исчез, чтобы все знали, что он существовал благодаря ее заслуге, то же случилось и с Облаками Славы, когда умер Аарон. Однако и то, и другое было вскоре восстановлено благодаря заслуге Моше.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

История еврейского народа 12. Война Хашмонеев за Тору Израиля

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Тора о Хануке. Почему восемь дней?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).