Из цикла «Уровень человека», темы: Чудеса, Упование, Заработок, Уровень человека, Саба из Навардока, Вера
Мы также можем заметить, что человек, отличающийся упованием, обладает и необыкновенной силой духа. Он может оказаться в месте, где люди не имеют вроде бы никаких шансов заработать себе на пропитание, но и там не дрогнет его сердце. Он абсолютно уверен, что будет обеспечен всем необходимым. Место для него не имеет значения, поскольку полагается он не на место и связанные с ним «реальные шансы», а на Творца. И он настолько уверенно и крепко стоит на своем пути, будто все необходимое уже имеется у него, и он не имеет ни малейших сомнений в том, что ни в чем привычном и действительно необходимом нигде и никогда не ощутит нехватки.
Как-то один бедный зашел к Раве, и на вопрос, что ему предложить, ответил: жирную курочку и старое вино. А времена тогда были непростые, и Рава спросил, неужели тяжелое положение никак не повлияло на его уровень жизни. Понимает ли он, что своими запросами обременяет общину? На это гость ответил: Разве от людей пропитание мое? От Милосердного пропитание мое. Пропитание человеку отмеряет Всевышний по Своей милости, как сказано: «Все глаза полны надеждой на Тебя, и Ты даешь им пропитание в его время». И не сказано: «в их время», а в «его время», из чего можно учить, что каждому Всевышний дает пропитание индивидуально, в его особое время. И в ту же минуту к Раве пришла его сестра, с которой они не виделись тринадцать лет, и принесла с собой… жирную курочку и старое вино. Рава немедленно пригласил гостя к столу[1].
Вот пример силы упования на Творца! Для уповающего нет ничего недосягаемого и странного. Ему совершенно ясно, что он не обязан жить, довольствуясь минимумом, а может получить все необходимое по своим привычкам и уровню жизни. И если уж он привык к жирной курочке и старому вину, то и они достанутся ему путем упования, поскольку упование того, кто полностью полагается на Всевышнего и осознает, что питается по Его милости, не имеет ограничений. Это не тот человек, который при определенных обстоятельствах будет уповать, а при других — сомневаться. Для него всемогущество Всевышнего очевидно в любой ситуации. Следовательно, нет причин сомневаться, что Он даст человеку все необходимое, все, к чему тот привык, и рассчитывать на это можно даже больше, чем на деньги, что находятся в его в кармане. Ведь деньги можно потерять, их могут украсть, но упование — лучшая охрана от всех неприятностей.
И если крепка вера человека в то, что источник пропитания — милость Всевышнего, тот факт, что в мире сейчас тяжелые времена, никак на нем не сказывается. Его запросы не обременяют общество, поскольку не общество его обеспечивает. Все, что у него есть, — дар Всевышнего. Разве гость обременил Раву? Напротив, до его прихода у Равы не было ни жирной курицы, ни старого вина, и только после его прихода в гости зашла и сестра Равы, с которой они до этого не виделись тринадцать лет, и которая в честь такого случая принесла свои гостинцы. Кто же кому оказался обязан? Уповающий (в лице гостя) — общине (в лице Равы), или, может, все-таки община — уповающему? Вряд ли гость съел всю курицу сам, не поделившись с хозяином… Получается, он не только не взял у хозяина даже самую малость, но еще и дал ему! Все угощение подоспело именно в результате его упования. Доказательство? Сестра Равы принесла именно те два продукта, которые просил гость: жирную курицу и старое вино. Так Всевышний послал ему то, к чему он привык. При этом расчет был точнейшим, а польза — общей.
Но необходимое условие упования — твердость и смелость, когда место, время и обстоятельства не играют в глазах человека никакой роли, поскольку он четко осознает, что не внешние причины и факторы приносят желаемые результаты. Если следовать естественному ходу вещей, у гостя Равы не было никакого шанса получить желаемые кушанья. Сам Рава считал подобные требования выходящими за рамки того, что достижимо упованием. Тем не менее, в своем уповании человек оставался непоколебимым, заявляя, что источником его пропитания всегда и везде является милость Всевышнего. А для Него нет никакой разницы, где именно человек находится. И Он посылает жирную курицу и старое вино нуждающемуся в них в голодные времена, и Он спасает прозелита от диких зверей в силу его упования.
Это — одно из отличительных качеств уповающего: для него все времена и все места равны. Он понимает, что не время и не место являются определяющими факторами, а то, насколько он согласует свои жизненные вопросы с упованием на Творца. Тогда — «И будет Всевышний — его упованием». Для Творца нет «более подходящих» и «менее благотворных» обстоятельств, ограниченных местом или временем. Так и человек, который уповает и полагается на Него, тверд в своем уповании в любое время и в любом месте. Ничто не сдвинет его с пути, и он уверен, что обязательно получит все, действительно ему необходимое. По-другому просто быть не может. И не важно, каким именно образом: через окружающих или без всякой посторонней помощи. Важно лишь осознание того, что за всем происходящим в любое время и в любой ситуации стоит Творец, а Он — превыше всех причин и поводов. Такое непоколебимое упование кажется чем-то нереальным, просто сверхъестественным. В ответ и человек получает то, что ему требуется, нереальными, просто сверхъестественными путями.
Примеры можно найти и в наше время. Один еврей работал над качеством упования. Случилось так, что он не запасся свечами на ночь. И вот, посреди ночи он оказался в кромешной тьме в избушке в глубине леса. Как в таких условиях учить Тору? Откуда взяться свече? Следуя естественному ходу вещей — неоткуда. А тут пришел некто и принес свечу, и неизвестно, кто это был, ни до, ни после этой истории2.
Все это просто. «Всевышний — твоя тень»[2]. Если мы помашем рукой тени, то и тень помашет нам своей рукой. Если мы покажем ей палец, то и тень покажет нам палец. И если человек поднимается над жизнью, обусловленной тысячью различных причин и поводов, это будет таким чудом, что и его потребности будут обеспечены настоящим чудом, независящим от всех причин и поводов. Однако это чудо доступно каждому. Стоит только твердо решиться и умом, и сердцем вступить на путь упования и насладить свою душу полным покоем, и тогда все положенное и отмеренное он получит само собой.
[1] Ктубот 67.
[2] Теилим 121.
С любезного разрешения главного раввина Литвы, р. Хаим Бурштейна
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?