Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Праведники, воистину служащие Всевышнему, получают наслаждения Будущего мира уже в этом мире»Раби Леви-Ицхак из Бердичева, Кдушат Леви, Хаей Сара
Мирьям была поражена болезнью «цараат» за плохие слова о Моше. А он не только не рассердился, но молил Бога об ее исцелении.

А МИРЬЯМ И АЃАРОН СТАЛИ ГОВОРИТЬ ПРОТИВ МОШЕ ИЗ-ЗА ЖЕНЩИНЫ КУШИТКИ, КОТОРУЮ ВЗЯЛ, ПОТОМУ ЧТО ЖЕНИЛСЯ НА КУШИТКЕ. И СКАЗАЛИ: РАЗВЕ ТОЛЬКО С МОШЕ ГОВОРИЛ БОГ, РАЗВЕ С НАМИ НЕ ГОВОРИЛ? И УСЛЫШАЛ БОГ. А МОШЕ БЫЛ САМЫЙ СКРОМНЫЙ ИЗ ВСЕХ ЛЮДЕЙ НА ЗЕМЛЕ (Бемидбар, 12:1,2,3)

Мирьям, сестра Моше, услышав от его жены Ципоры (смотри Раши, почему она назвала ее кушиткой), что он от нее отделился, решила, что он повел себя неправильно, и передала это брату.

Хафец Хаим (Шмират ѓалашон) пишет, что из этих стихов мы учим несколько принципов о лашон ара:

1. Лашон ара запрещен, даже если тот, о ком говорят, очень скромен и не возражает, когда о нем плохо говорят. Поэтому сразу после этого случая Тора указывает, что Моше был очень скромен.

  • 2. Даже если вы сделали человеку много хорошего, это не дает вам права говорить о нем плохо. Хотя Мирьям спасла Моше жизнь, когда он был младенцем, она была наказана за свои слова.
  • 3. Злословие запрещено даже, если вы передаете слова близкому родственнику, который потом об этом никому не расскажет, как Мирьям сказала брату, а тот бы дальше не стал передавать.
  • 4. Если вы говорите о действительно великом человеке: «Будь его духовный уровень выше, он бы вел себя достойнее» — это лашон ара. Мирьям считала, что Моше поступил неправильно, перестав жить с женой. Но была неправа. У него был такой высокий уровень пророчества, что Бог мог обратиться к нему в любой момент, поэтому он должен был жить отдельно.
  • И МОШЕ ВОЗЗВАЛ К БОГУ, И СКАЗАЛ: О, БОЖЕ, УМОЛЯЮ, ИСЦЕЛИ ЕЕ! (Бемидбар, 12:13)

    Мирьям была поражена болезнью цараат за плохие слова о Моше. А он не только не рассердился, но молил Бога об ее исцелении. Отсюда следует: Если кто-то плохо поступал по отношению к нам и был за это наказан, мы должны сделать все, чтобы ему помочь (Ральбаг).

    С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер


    «Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

    Бесконечная цепь 1. Тора

    Рав Натан Лопез Кардозо,
    из цикла «Бесконечная цепь»

    Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

    Правильность текста Торы

    Сайт evrey.com

    Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

    Бет из Берешит

    Рав Эльяким Залкинд

    Книга Шмот

    Рав Реувен Пятигорский,
    из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

    По материалам газеты «Истоки»

    Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

    Рав Элиэзер Гервиц,
    из цикла «Чтобы понять и постичь»

    Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

    Урок Торы

    Рав Реувен Пятигорский,
    из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

    По материалам газеты «Исток»

    Пятикнижие Моисея

    Рав Реувен Пятигорский,
    из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

    По материалам газеты «Исток»

    «Шлах». Спасательный канат

    Рав Бенцион Зильбер

    Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.