Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

"Семеро одного ждут"

01 июня 2012, 02:30

Отложить Отложено

Муж и жена собираются выйти из дома (чтобы отправиться в гости, театр, на прием к англокоролеве). Муж готов, жена задерживается. Муж нервничает.

В то время как есть другие варианты поведения. Без нервов.

**  **

Короткий эпизод из жизни раби Моше Шмуэля Шапиро. Все, кто его знал, говорили, что по нему можно было выучить правило, которое привели мудрецы: "Человек должен ухаживать за своей женой больше, чем ухаживает за своим телом"[1].

Его ученик вспоминает, как однажды он пришел за равом Шапиро (а тот был уже в преклонном возрасте), чтобы проводить его на свадьбу одного авреха. Сидели они в комнате, уже готовые к выходу, когда из соседней комнаты появилась рабанит и попросила ее подождать. Буквально несколько минут  и она будет готова.

Рав сказал жене (и поскольку это было сказано на идиш, то получилось намного короче и глаже, чем в переводе на русский): "Рэбицен, если ты не готова – это не ожидание, ведь еще не время выходить. А время выходить настанет, когда ты будешь готова. Тогда мы и начнем ждать".

Повторить еще раз? С удовольствием: "Дорогая жена, не беспокойся. Ты никого не утруждаешь. Когда будешь готова – мы пойдем".

Это означает, что любой человек, даже если он сам знает, что опаздывает и надо торопиться, – все равно выйдет только тогда, когда будет готов выйти, но никак не раньше. Почему? Потому что человек определяет время выхода, исходя из своих возможностей. При этом он может беспокоиться и торопиться – но не будет кричать на себя, обвинять в том, что копается больше допустимого, выдвигать обвинения, грозить себе разводом и произносить вслух разные унижающие эпитеты.

Так вот! Подобно тому как каждый из нас ведет себя по отношению к себе – так рав вел себя по отношению к супруге. Словесно это было выражено в фразе: мы выйдем, только когда ты будешь готова, так что не волнуйся.

И так надо себя вести не только в час срочной эвакуации – но и во всех эпизодах нашей торопливой жизни.

Ровно в той степени как не понукаем себя – так не понукаем и других. Как себя не обвиняем – так и окружающих. Что себе позволяем – то и своим близким.

У других народов "семеро одного не ждут". В нашем народе "одного ждут и семеро, и десятеро, и сотня". А что случилось?! Мирьям была вынуждена выйти на семь дней за пределы стана. Она вышла – и в это время двинулись облака, что означало новый переход по пустыне. За облаками должны были двинуться колена. Но никто из евреев даже не шелохнулся. Почему? Потому что Мирьям за станом. И облака вернулись, чтобы ждать ее с народом целую неделю.

** **

Отрывок из урока "Мы мирные люди". Раздел Насо.

Гут-шабес.


 

" [1] וכן צוו חכמים שיהא אדם מכבד את אשתו יותר מגופו, ואוהבה כגופו, ואם יש לו ממון מרבה בטובתה כפי ממונו. ולא יטיל עליה אימה יתירה, ויהיה דבורו עמה בנחת ולא יהיה עצב ולא רגזן'' (רמב"ם, הלכות אישות טו, יט)

Теги: Мусар, Видео-урок, Недельный раздел