Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рабан Гамлиэль говорил: Кто не сказал (не объяснил) в Песах три слова (вещи): ПЕСАХ, МАЦА И МАРОР, פסח מצה ומרור — не выполнил свою обязанность…

Так написано в Агаде. И она тут же приводит основную идею того, что надо объяснить, например:

ПЕСАХ ели отцы наши, пока стоял святой Храм. Почему? В память о том, что миновал (пасах) Б-г дома наших отцов в Египте, как сказано: «И скажем им: Это пасхальная жертва Б-гу, который миновал дома сынов Израиля в Египте, когда поразил египтян, а наши дома спас. И поклонился народ, и пал ниц» (Шмот, 12:27)

Рабан Гамлиэль, вероятно, ждал намного более глубокого понимания причины, по которой выбрал именно эти три, связанные исторически тем, что в пасхальную ночь перед уходом из Египта, как написано в Торе, наши отцы ели жертву Песах с мацой и горькими травами.

Но почему так ели наши отцы? Почему так важно, что их лепешки были из пресного теста, а мясо они любили кушать с горькими травами?

Некоторые важные знания, на мой взгляд, нам могут дать сами эти слова, как подсказывает, толкуя слово Песах сама Тора, а вслед за ней Агада и последующие толкователи. Попробуем и мы пойти по такому пути. Ведь вся Тора — указание, и все имена и названия в ней содержат и раскрывают скрытый смысл…

Но вначале подумаем, почему весь ритуал ночи Песаха, в ходе которого читают Агаду, называется Седер, аналогично названию молитвенника, Сидур?

סדר, Седер, порядок

Вот о чем, мне кажется, говорит это слово. Его числовое значение 264 равно гематрии выражения, которое 6 раз повторяется при сотворении мира — по числу дней Творения: и увидел (Б-г, Эло-им), что хорошо וירא כי טוב, ваяр ки тов.

Что такое Седер, Божественный порядок? Чем он отличается от первозданного беспорядка, хаоса, тоу?

Седер = ваяр ки тов — это то, что Творец увидел, как тов — хорошо, благо.

Творя мир, Б-г создал Свой порядок, который потом нарушил Адам. Но в Песах, при создании еврейского народа, этот порядок, Седер, начинают восстанавливать евреи, потомки и продолжатели дела Авраама.

Песах — второе, истинное становление мира, с помощью еврейского народа, задача которого исправить ошибку первого человека, указать человечеству путь к Б-гу, от которого Адам скрылся за древом познания добра и зла, за суетой этого мира.

В этом смысл спора в Талмуде: когда был первый (истинный) Рош ашана, новый год — в меяце тишрей при сотворении Адама или в нисане, когда еврейский народ получил первую заповедь и вышел из Египта?

Седер — праздник принятия и установления Его порядка. Попытка увидеть мир глазами Творца и начать создавать истинный порядок в мире согласно Его воле.

В Песах Он принял (קבל, кибел, кабала — 132), Народ Израиля и сделал Своим народом. А мы приняли Его (132) — как нашего Г-спода. Это взаимное приятие и выражает סדר, седер, 264.

А теперь перейдем к трем понятиям Рабана Гамлиэля.

פסח, Песах

Комментаторы разъединяют это слово на два: пе сах — уста говорили. Б-г молвил, и пришло спасение.

Но когда это произошло? Когда евреи принесли жертву, помазав ее кровью косяки и притолоку дверей своих домов, искупив свое имущество, и пролили свою кровь, сделав обрезание. Как сказал пророк: «В крови своей живи, в крови своей живи». Эти слова повторяются теперь на каждом обрезании, которое заповедано делать младенцу на восьмой день, что указывает на сверхъестественный (над семью) уровень союза с Б-гом и Небом и спасение свыше.

Так, может быть, и слово Песах, פסח прочесть как — пас хетлиния восьми? Подобно тому, как толкуют, разделяя, слово карпас. И как, произнося Шма, Исраэль, предписывают тянуть слог ха в слове אחד, один, представляя, как нисходит Божественная сила с небес через нас по семи уровням вниз на землю. Ведь жертва Песах и создает этот канал, соединяя небо и землю.

Двойной союз с Б-гом, «подписанный кровью», сделал двух разделенных субъектов, Творца и Его народ, свидетелями, обязанными исполнять условия договора.

На это, мне кажется, намекает гематрия слова פסח, 148 = 74+74 = עד (свидетель) + עד. Весь пасхальный Седер и праздник Песах — свидетельство еврейского народа о беспредельной власти, справедливости и милосердии Творца и о чудесном спасении. Свидетельство перед Б-гом, самими собой и всеми народами мира. Недаром еврейская община называется на иврите עדה — «община свидетелей». Это свидетельство о том, что Б-г есть, и Он нас не оставляет в каком бы ужасном положении мы ни оказались, и Он продолжает управлять миром.

С другой стороны, и Б-г — Свидетель, как, например, Его называют в Авот (4:22). Он свидетельствует о еврейском народе. Об этом взаимном свидетельстве говорит, скажем, Теилим Шир амаалот, который мы читаем после праздничной еды перед благословением: «Скажут в народах — возвеличился Б-г, сделав с ними такое».

«Нет царя без народа», и Творец создал Народ Израиля, чтобы свидетельствовал о Нем. Существование каждого еврея — свидетельство о Владыке мира, поэтому нас постоянно хотят уничтожить и поэтому не могут.

מצה, Маца

А на что указывает маца? Почему такая мелочь, что тесто не успело закиснуть, важнее упоминания о потрясающих и чудесных казнях в Египте и на море?

Египет называется «домом рабства», и о порабощении его потомков предупреждал Аврама Б-г. Третье из утренних благословений — о том, что Б-г не сделал меня рабом. Иначе мы не могли бы стать Его народом, исполняющим Его желания.

Маца указывает на духовное освобождение, на готовность жертвовать материальными благами ради свободы. В Пасхальную ночь выходящие из Египта евреи стремились немедленно исполнить мицву, веление Творца, не думая о материальных благах, не заботясь о будущем пропитании. Они обрели внутреннюю независимость от поработителей и положились на Б-га. Поэтому Тора называет праздник хаг амацотпраздник мацы. Вкус мацы оживляет нашу решимость безусловно следовать за Спасителем.

Гематрия слова маца, 135 — קלה — «легкая». Такими легкими на подъем и свободными были евреи в ту ночь. Мудрец Йеуда бен Тейма (Авот 5:20) говорит «…будь легок (קל, каль) как орел, исполняя волю твоего Отца небесного».

Стремление скорее исполнить заповедь Творца отмечает Кицур Шулхан Арух, как первое предписанное намерение человека, когда он пробуждается утром. Это качество, зризут, расторопность, называет вторым в развитии праведности человека раби Пинхас бен Яир в трактате Авода зара (после осторожности, без которой стремительность может привести к плохому результату) и потом его объясняет в своей книге Рамхаль. И еще говорят «Мицве, которая подвернулась под руку, не дай прокиснуть (аль тахмицени — не дай ей сделаться хамецом)». Если хочешь по-настоящему жить, не откладывай исполнение. 18 минут, за которые скисает тесто — это число хай, живой — и также חטא, грех. Это выбор между жизнью и духовной смертью.

А если добавить к слову маца единицу, коллель, образуется слово קול, коль — голос. Много лет евреи были рабами, молча снося убийственное положение. Но спаслись от смерти и унижения, когда возвысили голос, символ свободы, чтобы воззвать к Б-гу и призвать спасение. И тогда пришло спасение, и в ответ раздался Голос Творца, во всю силу прозвучавший на горе Синай, открывая путь к Торе, Древу Жизни…

מרור, Марор

Если марор, как сказано в Агаде, — только напоминание о горькой жизни в Египте, стоило ли это упоминания? Жизнь вообще не сладка, особенно у евреев. И говорил мудрец: «Лучше бы человеку вообще не рождаться».

С чем же ассоциируется горечь во рту от марора? Скорее, со смертью, чем с жизнью. И сказано в Агаде, что в каждом поколении поднимаются враги против нас, чтобы нас уничтожить. На это, по-моему, указывает и гематрия слова марор, 446 — מות — «смерть», мавет.

Фараон убивал еврейских младенцев и хотел уничтожить весь Дом Якова и Сынов Израиля. И от этой смерти нас избавил Б-г! Горькая жизнь — это благословенный вкус спасения от смерти. Пока мы живы, вкусим горечи, чтобы ощутить благодарность к Нему…

Но потом, это кончилось спасением евреев — תום, том, завершение — казнями египтян и их гибелью. Горькая судьба евреев перевернулась. Потому что чисты и целомудренны были еврейские женщины, תום — и боялись Б-га.

Кстати, какой это овощ — марор, какая трава?

Если об этом спорили еще мудрецы в Талмуде и расходятся во мнениях авторитеты, разве сегодня это можно узнать? Но тридцать лет назад я подошел в Москве перед Песахом на Центральном рынке к прилавку с большим выбором разных трав и спросил продавца, нет ли среди его салатов какого-то с горьким вкусом. Он говорит «Вот, возьми марор» и показывает остролистый салат. Я поразился: «Почему ты его так назвал»? Он ответил: «А у нас в Армении все его так называют». И он действительно был очень горький…

Армяне — соседи Израиля, которые даже род своих царей ведут от евреев. И прежде, еще со времен Первого Храма, там жило много евреев — может быть, они это знают.

Песах, Маца и Марор — Аарон, Моше и Мирьям

Возможно, внимание Рабана Гамлиэля к этим трем словам раскрывает и то, что имеет в виду Агада, не упоминая трех главных героев Исхода, детей Амрама. Скажем о них по старшинству — Мирьям, Аарон и Моше.

Поразительно, что они ни разу не названы в Агаде! Так Тора не указывает и местонахождение их могил, чтобы, помня о Творце, из них не сделали идолов. В противоположность тому, что в Свитке Эстер множество имен людей, но — скрыто упоминание о Б-ге.

Мирьям: ее имя происходит, как и слово марор, от корня מר, мар, горький. Согласно Устной Торе, она его получила, поскольку в год ее рождения жизнь евреев в Египте стала особенно горькой. На это указывает и гематрия: מרים = צרцар, враг (как русское царь или римское кейсар, кесарь, цезарь — как называет Эстер Амана) или притеснение.

Аарон: связан с жертвой Песах, поскольку жертвы приносят коэны, священники, потомки левитов и первого первосвященника Ааарона — задача которых воспевать и прославлять Б-га. В частности, принося Ему жертвы, молясь и благословляя народ: אהרן — 256 = רון, рон, песня.

Моше: наш учитель и рав, вероятно, связан с мацой. Над ней произносят благословение Моци, извлекающий (хлеб из земли). Так назвала Моше дочь фараона, когда извлекла из воды, и он стал извлекающим народ из тьмы Египта и рабства материальности к свету Творца и Торы. Недаром, после сошествия с Синая лицо Моше стало светиться.

В имени Моше, משה, по-моему, можно усмотреть и другие намеки. Если поменять порядок его букв, получается имя Б-га — השם, АШем, Это Имя — которого величайший из пророков представлял в максимальной степени.

Но он представлял перед Б-гом и весь еврейский народ, как Песах создал и объединяет весь народ — «Всякий, кто голоден, пусть придет и ест» — ту же мацу, хлеб бедности и хлеб свободы. На камнях שהם, шоам, название которых составлено из букв имени Моше, находящихся на плечах одежды первосвященника, были вырезаны и обращены к небу имена всех сыновей Израиля — родоначальников еврейских родов.

А гематрия его имени указывает на Машиаха, освободителя — שילה, Шило. Как сказал Яков: «И не отойдет скипетр от Йеуды, пока не придет Шило».

Мы приближаем это время, совершая наилучшим образом предписанный ритуал Пасхальной ночи.

И еще. Гематрия слова Песах, פסח = קמח, кемах, «мука». Говорит мудрец в Авот: эйн кемах эйн Тора — нет муки, нет Торы. Б-г называет этот праздник «праздником мацы», а мы называем Песах.

Песах, маца и марор открыли нам дорогу к Торе, Древу вечной жизни!..


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Раби Йоханан бен Заккай

Рав Цви Вассерман

Раби Йоханан бен Заккай прожил 120 лет. Сорок лет он занимался торговыми делами, сорок лет учился и сорок лет обучал других. Ни разу за всю свою жизнь не вел он пустого разговора, четырех локтей не про­шел без учения... При встрече он первый приветствовал каждого, даже иноплеменника.

Смысл дня 17 Тамуза

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пять трагических событий произошли 17-го Тамуза