Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Автор: Мира Вайсбин  

Рубрикатор раздела
9 вопросов
Спросить семейного консультанта
Спросить раввина

Живём в нееврейском окружении. Как растить ребёнка евреем?

14 августа 2019 года, отвечает Мира Вайсбин

Здравствуйте! Мы с мужем ожидаем ребенка, оба баал-тшувы (люди, возвратившиеся к соблюдению заповедей), и соответственно получили когда-то светское воспитание. Наши родители тинокот ше нишбу («дети, выросшие в плену», т.е. никогда не знавшие Традиции), но нам от этого не легче. Дело в том, что мы живем в Канаде, среди неевреев, и нам вдвойне сложнее вести религиозный образ жизни, т. к. наши родители живут совершенно в другом мире и наш образ жизни нередко вызывает непонимание, агрессию, недоумение. Для них мы религиозные фанаты. С родственниками мы не общаемся, т. к. не можем есть за одним столом (кашрут) и по другим алахическим причинам.

Мы вынуждены жить как кустари-одиночки, поддерживать друг друга, рассчитывать только на Бога и свои силы и делать то, что в наших силах. Я бы сказала, испытание не из легких. В доме, где мы проживаем, нет евреев, т. е. пригласить в шаббат, праздники просто некого, а те немногочисленные знакомые евреи, с которыми мы имеем контакт, в основном люди светские. К тому же мы живем на 21 этаже и пригласить светского еврея провести с нами субботу — будет означать, что еврей приедет к нам в субботу на машине, использует лифт и т.д., а мы этого не хотим допустить. Посему все субботы проводим одни, как можем.

Это предисловие к тому, что следующий тест, который «ал ха-перек» (на повестке дня), — это ребенок. И я как будущая мама хочу, обязана сделать все, что в моих силах, чтобы не ошибиться сразу во всем, что касается воспитания еврейского чада. В силу вышесказанного, опасностей море. И трудностей немало, т. к. в подобных условиях, условиях Диаспоры, очень трудно создать ту атмосферу Торы, которая нужна ребенку, чтобы вырасти правильным евреем. Если быть объективной, все, что наш бэйби сможет увидеть в нашем доме, — это папу и маму, которые молятся, соблюдают субботу, праздники. Но он не увидит здесь того взаимодействия родителей с другими евреями, которое должно преподаваться ребенку в доме, чтобы он научился гостеприимству, милосердию в деле, а не в теории, любви к ближнему и т. д. К тому же рано или поздно ребенок должен будет иметь интеракцию с бабушками, дедушкой, и когда он увидит запрещенное там, у него возникнет конфликт, а ограждать ребенка от их влияния означает иметь конфликт с ними.

Знаю, что забегаю вперед, человек не знает, что родит день, но, тем не менее, мне хотелось бы попросить совета касательно такой ситуации, как наша. Что как мать я должна предпринять с самого начала, вернувшись с младенцем из больницы, чтобы сохранить свое дитя для Торы и мицвот? Я могу создать в доме атмосферу Торы, окружить ребенка святыми книгами и предметами, говорить с ним на иврите, читать ему Тору, попросить мужа учить Тору и молиться при ребенке, чтобы ребенок слышал и впитал эту атмосферу с первых дней жизни. Но интеракции ребенка с внешним, чуждым еврейскому, миром я все равно не смогу избежать. Пожалуйста, подскажите, какие образовательные материалы, книги я могу изучить, чтобы понять и правильно построить воспитательный процесс изначально? С благодарностью, Р.

Читать далее
Отложить Отложено

Дочь живет закрытой для нас и ее мужа жизнью

17 августа 2014 года, отвечает Мира Вайсбин

Здравствуйте! Я пишу, потому что нам стало очень сложно строить отношения с моей дочерью. Ей 26, она вышла замуж полтора года назад, живут с мужем отдельно, детей пока нет. Она очень творческий человек, хотя это не имеет ничего общего с ее профессией. Она пишет картины, стихи, рассказы и даже целые романы, очень музыкальна. Знаю, что все родители хвалят своих детей, но то, что делает наша дочка, действительно очень талантливо.

Проблема в том, что мы знаем об этом только со слов посторонних людей. Еще до замужества для нее было самым настоящим кошмаром показать что-то из своих работ мне, мужу, бабушкам, близким подругам. Я не имею привычки рыться в ее вещах, в любом возрасте считаю это недопустимым. Но если некоторые картины я еще видела, сложно спрятать все, живя в одной квартире, то литературные работы я читала только в ее первом классе. На музыкальном инструменте она соглашалась играть, только когда нас с мужем не было дома, запрещала приходить на концерты или открытые уроки в музыкальную школу, до такой истерики, что нам проще было уступить. Конечно, бабушки на это очень обижались, мы с мужем со временем просто приняли как данность.

При этом когда она стала постарше и дома появился компьютер, у нее было много друзей по переписке в интернете или тех, кого она встретила на каких-то выставках, тусовках, поездках за границу, — и вот с ними она могла до бесконечности долго обсуждать свои работы, они постоянно что-то пересылали друг другу, обменивались. Но это только с теми людьми, которые не поддерживают никаких контактов с нами. И если я заводила разговор, что, может быть, их пригласить, познакомиться, дочка сразу начинала нервничать.

Потом она вышла за очень серьезного, основательного мальчика. Могу сказать, что у них хорошая семья. У него солидная работа, он очень надежный, мне казалось, он будет ее уравновешивать. И вот, наверное, через год после свадьбы как-то неожиданно я его вывела на откровенный разговор. И он пожаловался, что дочка ведет себя с ним точно так же, как вела с нами. Все ее компьютеры на паролях. Все тетради, папки с работами под замком. Если она их публикует где-то, то анонимно. Картины вообще дома хранить перестала, отвозит кому-то из друзей, а рисует, когда муж на работе или уехал куда-то. Муж ее воспринимает это очень в штыки, они часто ссорятся, особенно, когда кто-то в разговоре с ним начинает говорить, какая наша дочка талантливая, какие у нее чудесные работы и что нужно обязательно делать выставку, издавать книгу и тому подобное. Мне он сказал, что ему очень тяжело жить с женой, часть жизни которой для него всегда закрыта, и что не понимает, как мы это терпели и что это за недоверие.

Я попыталась потом мягко поговорить об этом с дочкой, на что она мне заявила, что мы все в этом все равно ничего не понимаем, ничего хорошего не скажем, а только испортим ей настроение, и ей приятно делиться своим внутренним миром с теми, кто в теме. Я знаю, что среди этих ее неизвестных нам друзей и мужчины есть, понятное дело, муж будет ревновать. И я даже не знаю, что ему посоветовать, ведь он фактически обратился ко мне за помощью, значит, надеется, что я смогу на дочку как-то повлиять. Но не могу же я заставить ее — она ведь, в конце концов, имеет полное право нам это не показывать. Может быть, правда, мы все себя как-то неправильно ведем? Подскажите, что можно сделать и что нам надо изменить? Спасибо большое! Извините, что там многословно получилось! И.

Читать далее
Отложить Отложено

Циклы автора

  • По следам недельной главы
    Аудиозаписи уроков Миры Вайсбин
  • Испытания и как их преодолевать
    Цикл уроков р. Миры Вайсбин об испытаниях и инструментах для их преодоления
  • Свобода выбора человека

  • О страхе

  • Взаимоотношения между супругами

  • Материалы раздела Воспитание детей



    Эта глава начинается с заповеди жертвовать половину шекеля. Примечательно,что эту главу часто читают перед Пуримом, и как раз перед Пуримом и выполняется данная заповедь. Другая половина главы посвящена описанию греха золотого тельца и тому Великому прощению, которое оказал нам Творец. Читать дальше

    Недельная глава Ки тиса

    Рав Ицхак Зильбер,
    из цикла «Беседы о Торе»

    Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ки тиса

    Ки Тиса. Золотой телец

    Рав Ефим Свирский

    «Ки тиса» («Когда будешь вести счет»). ДОЛГО ЛИ УСИДИШЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ?

    Рав Бенцион Зильбер

    Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.

    Ки Тиса. вопросы и ответы

    Рав Хаим Суницкий,
    из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

    Вопросы и ответы по недельной главе