Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Нет более цельного сердца, чем разбитое сердце»Рабби Менделе из Коцка

Тема: Ревностьперейти в тему

11 вопросов
Спросить семейного консультанта
Рубрикатор Семьи Спросить раввина

У нас родился второй малыш, меня неделю не было дома... Как вернуть старшему душевное спокойствие?

12 июля, отвечает Ита Минкин

Здравствуйте. У нас, слава Б-гу, родился второй малыш. Старшему — полтора года. И вижу по поведению старшего (и по рассказам), что для него неделя без мамы была стрессом, хоть он и не жаловался, и веселился с родственниками. Пока меня не было, он часто перевозбуждался от большого количества новых впечатлений и людей. Моя свекровь тоже часто слишком стимулировала его развивающими играми и т. п. Я вижу, что он внутри напряжен, и у меня болит сердце. А тут ещё и новый братик. Смех у него стал более нервный, и он меньше сидит на месте. Родители мужа улетают через три дня. Вопрос — как мне постараться расслабить его и вернуть ему спокойствие, в котором он пребывал до моего отъезда? Я стараюсь его максимально обнимать, говорю мягким спокойным голосом, рассказываю ему про малыша, что и как мы с ним делаем, чтобы он чувствовал себя вовлечённым. Я волнуюсь, чтобы моё отсутствие на него не повлияло. Я часто чувствую, когда другой человек находится в состоянии напряжения, и всегда переживаю, потому что очень ценю внутреннее спокойствие. Спасибо огромное!! N.

Читать далее
Отложить Отложено

Сын не хочет ходить в сад

26 июня 2015 года, отвечает Ципора Харитан

Добрый день! Вопрос раббанит Ципоре Харитан. Дорогая раббанит Ципора! Большое спасибо Вам за Ваши уроки! Если можно, хотела бы задать Вам опять несколько текущих вопросов.

1. Касается старшего мальчика. Он сейчас ходит до часа дня в сад. Если раньше он не хотел идти домой, то теперь часто я слышу утром: «Не хочууууу в саааадик…» Приходится находить какие-то уловки («Давай пойдем туда, т.к. мне все равно туда надо, и на месте решим — хочешь ты или нет»). Обычно он включается в садик сразу, и вопрос отпадает, но очень психологически тяжело постоянно преодолевать его нежелание. Плюс, возникает чувство вины, что вроде как такой уж прямо необходимости нет тащить его в садик, а я тащу… В садике он хорошо играет, он один из самых старших там, воспитатели чудесные, у него все получается. Я говорила с воспитателями, они не видят причин, почему он может не хотеть (и я им верю). То, что приходит мне в голову: либо ему там не особо интересно с детьми, которые помладше (но вариант перевода в более старшую группу я бы не хотела после разговора с работающими в садике знакомыми — в силу воспитателей, в силу особенностей деток, которые там); либо он расстраивается из-за того, что он остается в садике, а младший братик остается со мной. И какую линию выработать в своем отношении к этому, и что ему говорить — я пока не могу определить.

2. Второй вопрос в целом о поведении старшего сына. Ему 3,5 года. И сейчас с ним стало очень-очень трудно. У него достаточно переменчивое настроение. И очень часто нужно преодолевать нежелание что-то делать. Я стараюсь активировать все терпение, какое во мне есть, все силы, знания, любовь к нему и прочее, но это требует просто гигантского количества сил. При этом, я не знаю, особенность ли это возраста, либо его как личности, — он очень эмоциональный ребенок, чуть что (это может быть даже, если он переживает за кого-то, за братика, например) — сразу в слезы, чуть что не получается или не по его — сразу в слезы. Сажусь, утешаю. Пытаемся найти выход, или если нет — то приходится «держать» оборону и до конца пережидать, пока гроза пройдет, или отвлекать чем-то. Скажем так, если бы я относилась формально, не знала бы его хороших качеств и не понимала бы, что цель воспитания — не краткосрочная, а вырастить человека, я бы сказала, что он ведет себя как очень капризный ребенок и нытик. Но я вспоминаю, как мама рассказывала, что я часто плакала в детстве, и пытаюсь ставить себя на его место, что придает силы нормально реагировать на все. Но все равно, часто бывает раздражение от постоянного недовольства. При этом я смотрю, что реально он очень хороший. Он чудесно, ответственно и очень по-мужски как-то даже ведет себя с остальными людьми — с няней, в садике, с родственниками. На людях — он может уступать, не плачет по пустякам. Когда у него хорошее настроение, он помогает, постоянно опекает братика, волнуется за него (когда настроение нехорошее — задевает, отбирает что-то…) Но вот дома он как будто расслабляется. При этом, я заметила, если его загрузить полезной деятельностью — лепить с ним, клеить или еще что-то такое делать, он очень включается и настроение улучшается. Но если этого нет — то у него какой-то лирический лермонтовский такой настрой страдания. И очень частое «нет», «не хочу»… И мой вопрос — как с этим всем быть, связано ли это с возрастом, что с этим делать и какая линия поведения должна быть с нашей стороны, чтобы не поощрять капризы, но и не ломать его, если это просто его такая особенность?

3. Третий практический вопрос касается еврейской составляющей, если так можно сказать. Как реагировать и какая линия должна быть, чтобы ребенку Тора и все, что с ней связано, было в радость? Чтобы он сам хотел двигаться в этом и расти? Например, мы каждое утро с детьми читаем немного молитв (Модэ ани, брохи на цицит, на Тору, Тора цива лану, Адон олам, Шма и просьбу о выздоровлении больных Израиля, где упоминаем имена больных, они всех помнят и радуются, когда кому-то легче). Всё в виде песенок, стараюсь в общих словах напоминать, о чем мы говорим и поем. Дети уже знают все наизусть, несколько раз уже старший мальчик хотел сам, без меня говорить молитвы, получал лавину восторгов, сиял от гордости. Он знает все брахот (благословения) на еду и сам их говорит без напоминания. Но какое-то время несколько дней подряд он мне говорил: «Не хочу молиться», «Не хочу говорить спасибо Ашему». Я совершенно тогда терялась. Говорила: «Очень жалко, Ашем очень любит и ждет, когда ты к нему обращаешься и говоришь с Ним… Он всегда тебя слышит и так много нам дарит каждый день». Садилась и продолжала молиться только с младшим мальчиком. После какого-то времени пришел старший и сказал, что «Ашем дал мне силы, и я теперь могу молиться». А последние дни он на брохи не очень хочет отвечать Амен, когда его просят. Говорит «не Амен». Т.е. правильно я понимаю, что малейшее чувство, что кто-то хочет за него что-то решить, дает отрицательный результат? Или все описанное — какие-то тревожные звоночки, что где-то я пережимаю? Ему интересно, и он сам просит читать детские книжки с историями из Торы. Потом периодически неожиданно задает какие-то вопросы, вспоминая, что мы читали. Мы делаем поделки по недельным главам, после которых они оба всё помнят… До последнего времени старший мальчик очень хотел ходить в ешиву с папой, его любимой игрушкой была Тора. Последнее время он не хотел ходить вечером именно с папой, хотел «с мамой», и хотел только, чтобы ходили все вместе. С Торой он особо сейчас не играет. А сегодня неожиданно захотел пойти на всю утреннюю молитву только с папой вдвоем. Но Амен, скажем, отвечать не хотел дома. В общем, я вообще не понимаю, что происходит у него в голове. И хотела спросить Ваше мнение — кроме молитвы Всевышнему о детях, что с моей стороны я могу сделать, чтобы не отбить у них желание, а наоборот, чтобы все, связанное с Торой и мицвот, вызывало радость и удовольствие? (P.S.: Я знаю, что важен личный пример, чтобы они видели, как родители молятся… И несколько переживаю, что не очень пока получается при них молиться что-то, кроме просьб своими словами).

Огромное еще раз спасибо Вам!

Хорошего месяца! Н.

Читать далее
Отложить Отложено

Материалы раздела Воспитание детей



Тема дня

Новомесячье — Рош Ходеш

Сегодня вечером наступает Новомесячье (Рош Ходеш) месяца Элул. О том, что такое Рош Ходеш и чем этот день отличается от других дней — читайте в этой теме.
Читать дальше

Освящение луны

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Новомесячье — женский праздник?

Рав Яков Шуб

Все общины соблюдают?

Алель

Толдот Йешурун,
из цикла «Еврейские молитвы. Перевод сидура»

Эта молитва выражает благодарность Творцу и состоит из текстов различных псалмов. Ее читают в новомесячье, а также в полупраздничные дни Песаха и Суккота.

Гора Сартаба

Разные авторы
5

Это высотка над Иорданской долиной, по свидетельству наших мудрецов, в древние времена, когда начало нового месяца устанавливалось Сангедрином в Иерусалиме, она была второй от Иерусалима точкой передачи "огненного" телеграфа. От Масличной горы до Вавилона были приготовлены большие стога хвороста и в момент освещения нового месяца, которые поочередно зажигались, таким образом передавалось сообщение о начале нового месяца.