11 февраля, отвечает Ципора Харитан
Этот вопрос для раббанит Ципоры Харитан. Уважаемая раббанит Ципора Харитан, огромное Вам спасибо за Вашу работу на Toldot.ru. Мы соблюдаем субботу и праздники, дом кашерный, мы воспитываем детей в еврейских традициях.
Старшей дочери 13 лет и она учится в еврейской школе. Учителя ее очень хвалят, слава Б-гу, и она действительно поглощена иудаизмом: молится, читает Тэилим, ежедневно читает Хумаш и готовит двар Тора («слово Торы», например, какой-нибудь интересный комментарий к недельному разделу — прим. ред.).
У нее, слава Б-гу, хорошие мидот (качества, свойства характера), и она служит примером в школе и для своих друзей. Откровенно говоря, мидот и стремление к иудаизму у неё как врожденные, так и привитые в домашних условиях. Она родилась и росла до 10 лет в европейской стране, где мы соблюдали столько, сколько могли, наши традиции.
В еврейской школе дочь учится всего два года. Мы с мужем всё больше замечаем, что там очень низкий уровень общего образования (математика, естественные науки и английский). Хотя у этой школы как раз очень хорошая репутация именно из-за высокого уровня преподавания как иудаизма, так и точных наук. В преподавании иудаизма мы также видим недостатки.
Дочь очень хочет стать врачом с ранних лет. Дополнительно к школьным занятиям мы занимаемся с ней математикой и Science, и даже английским, т. к., сравнивая программу этой школы с программами государственных школ, видим явные недостатки. При этом еврейская школа там, где мы живем, очень дорогая, а мы, слава Б-гу, растущая семья (у нас ещё дети).
Наши знакомые и друзья, тоже баалей-тшува, окончившие в свое время такие университеты, как Гарвард и Стэнфорд, так же, как и мы, недовольны уровнем образования в еврейских школах. Их дети, всё же, заканчивают еврейские школы, но тамошней подготовки, всё же, недостаточно для того, чтобы поступить, как их родители, на юридические, медицинские или научные факультеты.
Но тут каждый родитель должен сам решать, какое воспитание давать детям. Мы не хотим ограничивать дочь в выборе профессии. На то, чтобы нанять трех репетиторов дополнительно к школе, у нас просто не хватает средств.
Мы решили перевести ее в государственную школу с очень хорошим рейтингом, возле нашего дома. Занятия по иудаизму и ивриту компенсировать репетитором, приходящим на дом, или по Skype.
Мой вопрос: как защитить дочь от влияния окружающей среды в новой школе?
(Она ходила в общую школу в Европе и здесь до 11 лет и не поддавалась этому влиянию. Но сейчас, всё же, другой возраст, и в американских школах среди подростков «круто» иметь бой-френда, iPhone и быть в курсе всех шоу по телевизору).
Не будет ли это преградой при выборе шидуха потом? Можно ли найти репетитора в Израиле для регулярного обучения ивриту и иудаизму по скайпу, и сколько занятий в неделю будут целесообразными? Спасибо заранее за Ваш ответ! С огромным уважением, N.
Читать далее29 сентября 2020 года, отвечает Ципора Харитан
Здравствуйте! Мы живем в нееврейском окружении. Работаем на госслужбе. Ребенок учится в обычной школе, в которой много внимания уделяют религии государства, где мы живем (нееврейской). Как воспитать при всем этом ребенка евреем? N.
Читать далее
Напоминать ли мальчику о том, что надо выполнить ту или иную заповедь, если ему уже тринадцать?14 февраля 2020 года, отвечает Ита Минкина Здравствуйте. Так как я получала здесь много полезных советов, хочу снова спросить о моем сыне. Вот у него была бар-мицва. Он теперь считается взрослым и сам отвечает за свое исполнение заповедей. Да и в том, что напрямую не касается заповедей, он становится ответственным за свою жизнь. Но, конечно, на практике приходится напоминать ему что-то по вопросам гигиены, из его хозяйственных обязанностей, что-то советовать по школе (уроки делает со старанием, мои советы относятся к тайм-менеджменту, и тут все неплохо). А вот как быть с еврейской жизнью? Правильно ли будет здесь заставлять, подталкивать, уговаривать? Ведь это как бы его выбор, теперь он самостоятельный человек. А отец его каждый раз уговаривает ходить в миньян по субботам. Надо уговаривать? Или приказывать? (У нас, конечно, нестандартная семья. Ребенок в нееврейской школе, папа дома не учится, то есть, привычки к изучению Торы нет. Одно могу сказать: что мы выбрали эту ситуацию, потому что в противном случае мы с мужем так сильно напрягались бы и изображали из себя каких-то праведников, что всем было бы хуже. Трудно мужу учиться? Пусть выбирает сам, что делать. Трудно возить в еврейскую школу, болеет постоянно? Пусть учится в хорошей нееврейской, со своими бутербродами на завтрак). Есть ли опасность «передавить»? Или лучше потихонечку гнуть свою линию? Все красивые слова давно сказаны, да и ребенок неглуп и по-своему религиозен. Но — практика, рутина (молитва, тфилин, урок по скайпу, подготовить двар Тора — небольшое толкование одного или нескольких стихов Торы, синагога в Шабат) — в привычку не вошла, а, значит, требует, кажется, таких же напоминаний, как убрать вещи в стирку. А правильно ли так? Загонять на молитву и учебу? Большое спасибо за помощь. N. Читать далее |
|
Как помочь девочке-подростку остаться «соблюдающей» в светском окружении?11 февраля 2020 года, отвечает Ита Минкина Шалом. Живем в Прибалтике 2 года. До этого жили в России, в Москве. Соблюдающая семья. Есть дочь 11 лет. В Москве девочка училась в религиозной школе. Сейчас учится в еврейской школе. Среди детей она единственная (к сожалению), кто соблюдает мицвот. В последнее время стали замечать, что ребенок выбирает сторону детей несоблюдающих. Пытается (может, даже неосознанно) подражать им. Чувствуется, что девочка падает в соблюдении. Не знаем, что делать. Как укрепить ее? Сейчас такой возраст, что ей нужно общение с ровесниками. Объясняем ей, что она может их вести за собой, а не идти за ними. Понимаем, как ей трудно. Но видно, что она выбирает более легкий путь. N. Читать далее |
|
Как подарить ребенку настоящую радость, а не суррогат?11 октября 2019 года, отвечает Ита Минкина Здравствуйте, снова обращаюсь к вам за помощью (ваши советы очень ценны и помогли нам во многом). Вопрос простой и... непростой. Мой сын 12 лет — очень хороший, правильный, старательный ребенок. Он учится в гимназии, где повышенная нагрузка, очень много заданий, довольно строгий дух. Это настроение он воспринимает и старается себя вести и держать, как требуют (хотя все остальные ходят на головах все равно). В результате — очень устает от пребывания в школе плюс уроки, которые делает добросовестно. В свободное время лежит и смотрит мультики. Раньше он просто заболевал, когда уставал, и неделями не ходил в школу. А сейчас вот понял, что ходить надо (уж очень все переживают — и родители, и бабушка, — когда он задыхается и кашляет). И время от времени он просит подарить ему Лего — «чтобы был стимул учиться», «чтобы была радость». На Суккот дарили, теперь надо на Хануку, потом на день рождения. Я уже решила, что ладно, будем дарить (правда, мне кажется, что это большие деньги, 35-40$). Но волнует вопрос — как еще можно подарить человеку радость? Верно ли, когда счастье связано только с определенной вещью, которая недешевая? Я стала с ним по вечерам разговаривать, делать массаж, он начал улыбаться. Никаких прогулок, развлечений он не хочет, единственное счастье — поиграть с другом, но того отпускают играть только в каникулы. То есть, мне кажется, что да, в этой ситуации надо дарить Лего. Но мне кажется, что это дорого и — как будто это суррогат счастья, как будто это ненастоящее. Как девушка покупает десятые туфли. А вот как дать (или научить получать) настоящее? N. Читать далее |
|
Что говорить детям-школьникам об однополых браках?6 мая 2019 года, отвечает Гитель Итахов Здравствуйте, я бы хотела задать вопрос на тему, актуальную для Израиля: однополые браки. У меня двое детей школьного возраста, в школе им говорят о существовании разных семейных моделей, в том числе и модели семьи с двумя папами или мамами. К тому же в масс-медиа эта тема постоянно муссируется, а в Кнессете проектируются законы, защищающие права подобных пар. Ясно, что политики, адвокаты и журналисты делают карьеру и зарабатывают деньги. Я знаю, что иудаизм не приемлет однополой любви. А как объяснить детям? Таких пар становится все больше, понятно, что жизненный выбор — это личное дело каждого, но ведь существует граница разумного? Читать далее |
|
Десятилетнего ребенка травят в школе. Что можно сделать?10 апреля 2019 года, отвечает Ита Минкина Добрый вечер! Ребенка (10 лет) травят в школе. У него еврейское имя и фамилия, и это престижная английская гимназия. Он переживает. Хочет учиться. Поддерживаю, как могу. Он, конечно, балуется в школе, но это явно перебор. Что можно сделать? N. Читать далее |
|
Очень хочу третьего ребенка, но хочу также, чтобы всем в семье было хорошо и я бы не сошла с ума...30 декабря 2018 года, отвечает Ципора Харитан Здравствуйте! У меня вопрос к Ципоре Харитан. Уважаемая Ципора, очень нужен ваш совет и мысли, пожалуйста, помогите! Мы с мужем и двумя детьми (полтора года и три с половиной) живём в спальном районе Y. Планируем третьего ребёнка. Старшая дочь стоит в очереди на детский сад, очередь должна подойти в сентябре. Садик далеко от дома, я планирую возить её на машине (и заодно придётся брать с собой младшую). Садики здесь не такие хорошие, поэтому я выбирала по отзывам, хороший, но он далеко от дома. Кроме того, в садики нашего района гораздо больше очередь и ждать мы её будем годами. Младшая должна пойти в садик в сентябре через год после старшей, то есть когда ей будет три года. И вот у меня очень много сомнений по поводу всего этого. Муж не уверен, что меня хватит на ежедневные путешествия на машине туда и обратно с детьми. Я волнуюсь, стоит ли их вообще отдавать в садик до того, как родится третий ребёнок, потому что в здешних садиках дети очень часто болеют, и как бы инфекция не передалась мне, не дай Б-г. Но, с другой стороны, у меня чувствуется эмоциональное выгорание, старшая сейчас в самом расцвете кризиса трёх лет, постоянные истерики, крики (детей — я стараюсь держать себя в руках и не кричать). Мне очень тяжело эмоционально это выносить, я чувствую, что детям будет лучше иметь добрую маму утром и вечером, чем опустошённую, но весь день. Но тут опять же всплывает страх за беременность и инфекции... Я не знаю, как выбрать удачный момент для третьей беременности. До садика или во время? Или же ждать, пока дети пойдут в школу? Со школой тоже всё очень сложно, хорошие школы находятся в центре, скорее всего, придётся возить детей туда. И, если так, то я не представляю, смогу ли вообще когда-то выйти на работу. Чтобы возить, по крайней мере, троих детей в сад — школу — на кружки, а потом забирать на машине, потребуется практически весь мой день. Есть ещё вариант, который мне очень не нравится, — отдать детей в школу рядом с домом и не сочинять сложностей. Но у нас спальный район, я вижу, какие тут вокруг семьи и дети. Я очень хочу, чтобы мои дети не столкнулись со всей этой грязью, о которой постоянно слышу относительно местных школ. В общем, я в полнейшем раздрае, мне уже снятся эти садики и моя работа. Просто не знаю, как нам лучше поступить, и муж тоже не знает. Он говорит, чтобы я обдумала, как будет лучше мне. А я запуталась. Я очень хочу третьего ребёнка, но хочу также, чтобы всем в семье было хорошо и удобно, чтобы я не сошла с ума при этом, а дети были счастливы. Пожалуйста, помогите, дорогая Ципора! N. Читать далее |
|
Ребенок к школе не готов, нас отправляют к психологу — корректировать проблемное воспитание...10 декабря 2018 года, отвечает Ита Минкина Здравствуйте, моему сыну 5 лет, в 2019 году пойдет в школу. В детском садике проводили тест на готовность к школе, на знание счета, цвета, концентрацию... В первый раз он был настолько возбужден из-за моего присутствия в садике, что не мог усидеть на месте во время теста и результат был плохой. Во второй раз через месяц тест повторили, мою просьбу провести без моего присутствия проигнорировали. И опять результат был хуже, чем есть в действительности... Не сидел спокойно, руки на ножках. Как мне сказали, к школе не готов, плохая концентрация и, скажем так, не слушался человека, который проводил тест. Как бы отсутствует у ребенка понимание, что перед ним взрослый человек, которого надо слушаться... В результате нас отправляют к психологу — выявлять и корректировать проблемное воспитание. Подскажите, пожалуйста, как улучшить и откорректировать поведение ребенка, не подавляя его личность и индивидуальность, чтобы воспитание не перешло в дрессировку, удобную для воспитателей в садике?.. Я воспитываю ребенка сама. Спасибо большое, ваши рекомендации для меня очень важны. N. Читать далее |
|
Как воспитать в сыне умение не идти на поводу у других?28 ноября 2018 года, отвечает Ита Минкина Здравствуйте. Большое спасибо, что вы есть. Мне ваша служба очень помогает. Хочу спросить, как воспитать в сыне умение не пойти на поводу у других. Мальчик умный, хороший ученик, довольно популярный среди сверстников. Просто винтика не хватает. Знает, что какое-то дело плохо или не подходит, но за компанию идет. То же самое — с друзьями. Близкого друга у него нет. Тех, с кем он общается, он сам не очень-то уважает. Хорошие ребята были бы рады с ним дружить, но сыну с ними скучно. Ну, или просто как-то некомфортно. Ему 13 лет. N. Читать далее |
|
Дети учатся в светской школе. Хочу оставить их дома в праздники, но не хочу врать школьному начальству.19 ноября 2018 года, отвечает Ита Минкина Прошу вашего совета. Мои дети учатся в светских школах и саду. Я хочу, чтобы в Рош аШана и в Йом-Кипур они не ходили в школу/сад. Сегодня обсуждаем со старшим сыном: если я говорю, что дети не приходят из-за насморка и т. д., то я вру — а это не есть хорошо, особенно, в ситуации с праздниками. В школе я сказала «по религиозным соображениям» в прошлом году, и было много негатива. И мой сын говорит: если мы никуда не идем и сидим дома и не справляем, то, может, не надо выходного? N. Читать далее |
|
В школе сына проводят обязательную литургию...17 августа 2018 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Мы живем в Германии. Сейчас у среднего сына встал вопрос о выборе школы. Выбор, мягко говоря, ограниченный. По месту жительства он относится к школе, где учатся одни мусульмане, что влияет на школьную программу, мы можем выбрать только ислам. Это обычная немецкая светская школа, но выбора там нет даже теоретически, т. к. не набирается класс изучающих что-то другое на уроках религии, кроме ислама, и это с 80-х годов. В школе этой также по моему впечатлению учителя не полностью контролируют ситуацию. Мы стали искать и нашли частную школу, куда, как нам сказали, мальчика-еврея возьмут с удовольствием. Были там на собеседовании. Обстановка в школе, вроде, нормальная, много хороших специалистов, музыка и т. п. Однако, насторожил такой момент. В этой школе учителя проводят обязательную литургию, где должны быть все школьники. Я категорически против участия моего сына в такой литургии, мне непонятна эта конфессия, и я к ней не принадлежу. На это мне ответили, что на литургию у них ходят и иудеи, и мусульмане, и христиане и проблем никаких нет. Честно говоря, я в этой информации сомневаюсь, т. к. с моей точки зрения на какую-то непонятную литургию ходить верующие иудеи не могут никак. Да и зачем забивать ребенку голову какой-то непонятной информацией, тогда как эта конфессия для него точно — чужая? Со школами сейчас в Германии очень сложно, я очень боюсь этого выбора и полагаю, что школа может всю жизнь испортить. Опции выбора домашнего обучения в Германии тоже нет. Как лучше поступить? Менять страну проживания? Или для еврея нет проблем изучать в школе ислам и слушать литургию? Мне достаточно трудно вообразить, как я буду контролировать ситуацию с ребенком, если он будет получать не те идеи, которые я считаю допустимыми. Ситуация близка к безвыходной, в школу он пойдет в следующем году. N. |
|
В школе сына проводят обязательное богослужение15 марта 2018 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Мы живем в Германии. Сейчас у среднего сына встал вопрос о выборе школы. Выбор, мягко говоря, ограниченный. По месту жительства он относится к школе, где учатся одни мусульмане, что влияет на школьную программу. Мы можем выбрать только ислам. Это обычная немецкая светская школа, но выбора там нет даже теоретически, т. к. не набирается класс изучающих что-то другое на уроках религии, кроме ислама, и это с 80-х годов. В школе этой также по моему впечатлению учителя не полностью контролируют ситуацию. Мы стали искать и нашли частную школу, куда, как нам сказали, мальчика-еврея возьмут с удовольствием. Были там на собеседовании. Обстановка в школе, вроде, нормальная, много хороших специалистов, музыка и т. п. Однако насторожил такой момент. В этой школе учителя проводят обязательную литургию, где должны быть все школьники. Я категорически против участия моего сына в такой литургии: мне непонятна эта конфессия и я к ней не отношусь. На это мне ответили, что на литургию у них ходят и иудеи, и мусульмане, и христиане и проблем никаких нет. Честно говоря, я в этой информации сомневаюсь, т. к. с моей точки зрения на какую-то непонятную литургию ходить верующие иудеи не могут никак. Да и зачем забивать ребенку голову какой-то непонятной информацией, тогда как эта конфессия для него точно — чужая? Со школами сейчас в Германии очень сложно, я очень боюсь этого выбора и полагаю, что школа может всю жизнь испортить. Опции выбора домашнего обучения в Германии также нет. Как лучше поступить? Менять место жительства, страну? Или для еврея нет проблем изучать в школе ислам и слушать литургию? Мне достаточно трудно вообразить, как я буду контролировать ситуацию с ребенком, если он будет получать не те идеи, которые я считаю допустимыми. Ситуация близка к безвыходной, в школу он пойдет в следующем году. Лена Читать далее |
|
У дочери проблемы с подружками. Как научить ребенка быть самодостаточным?12 марта 2018 года, отвечает Ита Минкина Добрый день, уважаемая Ита :) Я обращаюсь к Вам опять за советом. Моей старшей дочке (10 лет) нужна помощь. Постараюсь объяснить ситуацию. Она ходит сейчас в 5-й класс в еврейскую школу. Ходила туда с первого класса. Примерно со 2-го класса начались проблемы с подружками. Дружила сначала с одной девочкой. Они писали друг другу записочки, проводили вместе время на переменах. Через 3 месяца «подружка» нашла себе новую подружку, дочь очень переживала из-за этого. Потом в 3-ем классе её перевели в другой класс (в той же школе и не по моей просьбе). Там было 2 подружки уже, она к ним прибилась третьей. И вот этот треугольник существует до теперешнего состояния. Они постоянно ссорятся, а сейчас обе ей сказали, что не могут с ней дружить, мол, будут дружить до января — и всё. Ну, это примерно ситуация, в общих чертах. Дочка вчера пришла домой в истерике, не могла спать. Я с ней сидела ночью, пока она не уснула. Вчера я её спрашивала: зачем ты дружишь с девочками? Какая у тебя цель? Она говорит, не хочет быть одна. У всех в классе подружки. Ей одной скучно. А другие девочки в классе не хотят с ней играть. Вот теперь, собственно, мой вопрос. Как мне научить своего ребёнка быть самодостаточным? Подруги найдутся со временем, но ведь надо уметь быть иногда одной? Или я не права? Она хорошо рисует, но рисует не так часто. Читает, но тоже не так часто. Она любит такие очень интенсивные отношения, не все это могут вынести. Кроме нее у меня ещё 4 мальчика дома. Но у них другой характер совсем. Старший мальчик очень самодостаточный и не будет навязываться другим. Близнецы общаются друг с другом и счастливы. И общий любимец — младший :) 9 месячный :) Пожалуйста, посоветуйте, как мне помочь моей девочке? Большое спасибо заранее, N. Читать далее |
|
Шестилетний сын — умный, добрый и общительный. Но у него бывают приступы гнева...18 сентября 2017 года, отвечает Ита Минкина Здравствуйте, сегодня прочитала ответ по поводу поведения пятилетнего мальчика. Хочу задать вопрос, касающейся поведения моего сына, ему 6.5. Он умный , добрый и общительный мальчик, но у него бывают приступы гнева. Например, я его не услышала, потому что была занята. Он может ударить, начинает кидать вещи. А несколько дней назад произошел из ряда вон выходящий случай. Он принес из школы пирожок, а дочка его съела. Он стал ее бить кулаками, сильно дергать за волосы, кричать. Я его, конечно же, держала, пришлось успокаивать сразу двоих детей. Понятно, что у нас дома всегда найдутся вкусные вещи, а брат и сестра должны делиться друг с другом. Кстати, раз на раз не приходится. Мои дети дружат и с радостью делятся друг с другом, но, несмотря на это, часто кричат: «Мое!!!» Как правильно себя вести? И как предотвратить подобное поведение? Заранее спасибо! N. Читать далее |
|
Дочь-первоклассница очень медленно собирается по утрам в школу. И бывает жестока с другими детьми...26 июня 2017 года, отвечает Ципора Харитан Шалом, моей второй дочери 6 лет, она пошла в 1 класс. Ей очень трудно собираться по утрам в школу. Она медленно собирается, мечтает, думает о чём-то. Я по нескольку раз захожу. Иногда могу прикрикнуть или даже шлёпнуть, чтобы одевалась быстрее. Мне вся эта ситуация страшно не нравится потому, что она часто опаздывает, да и просто каждое утро получает от нас негативное отношение, что само по себе не полезно. Хорошо хоть на учёбе это никак не отражается, она очень сообразительная, хоть учительница тоже говорила, что она медлительная. Вторая проблема: на мой взгляд, она бывает жестокой со своими сёстрами или просто сверстниками. И часто без особой причины может мешать, дразнить и досаждать другим. Может специально сесть на чужой стул или забрать чужую вещь или сильно ударить. Я потом ей пытаюсь объяснить, как это больно и неприятно другому и что ей самой такое тоже было бы неприятно или больно. Вижу по её лицу, что она вроде поняла и даже расчувствовалась, но позже может начать опять сначала. Спасибо большое заранее. Очень хотелось, чтобы ответила Ципора Харитан. N. Читать далее |
|
Я школьный учитель и очень люблю детей. Из-за этого мне трудно быть с ними строгим...19 июня 2017 года, отвечает Ципора Харитан Я школьный учитель и очень люблю детей. Однако есть маленькая проблема — дело в том, что, любя их, я не могу быть строгим с ними, а также не всегда получается наказывать (в дневниках двойки ставить). Я стараюсь с ними работать до тех пор, пока у них не получится та или иная задача, и это в итоге получается/работает. Однако бывают классы, где я заменяю основного (более строгого) учителя, и тут у меня проблемы. Как любить и быть строгим и уметь наказывать одновременно? Спасибо. N. Читать далее |
|
Как сделать, чтобы пятнадцатилетний сын осознал всю важность учебы и получения аттестата?23 марта 2017 года, отвечает Ита Минкина Добрый день! У меня сыну 15.5 лет. Он начал учиться в старших классах, и сейчас самое время вкладываться в учебу. Умом он все это понимает. Но ему трудно и не хочется прилагать много усилий в учебе, хотя это необходимо. Его оценки упали до низкой отметки. Говорит, что у него нет мотивации учиться, так как еще не знает, понадобится ли ему эта математика и английский и эти гуманитарные науки в жизни. Но как можно в наше время без аттестата чего-либо достичь? Я с ним много говорила на эту тему, и муж тоже. Сын начал немного стараться. Но делает это без особого рвения, а как бы для галочки. Мой вопрос: как объяснить ему или что сделать, чтоб он осознал всю важность учебы и окончания школы? Чтоб это исходило от него, это желание? Заранее благодарю за ответ. N. Читать далее |
|
Сын ничего мне не рассказывает, врет, не хочет учиться. С чего начать искоренение этой проблемы?18 ноября 2016 года, отвечает Ита Минкина Здравствуйте, я одинокая мама, воспитываю сына 8 лет. Не знаю, как построить правильные отношения с ребёнком, так как все мои усилия приводят к одному и тому же результату — это точка 0. В чём заключается проблема: ребёнок ничего не рассказывает о том, как проходит его день в школе и после, когда я на работе. Врёт так, что я даже не понимаю, когда он говорит правду, а когда неправду, о его проделках из ряда вон выходящих узнаю от посторонних людей. Не хочет учиться, как только говорю «надо садится за домашнее задание», начинается бурная реакция с криком, плачем, топаньем ног и заканчивается ремнём по определённому месту. Ребёнок умный, не по годам развит — это характеристика педагогов младших классов. Вопрос: с чего начать искоренение этой проблемы? Как дальше? Спасибо за ответ. N. Читать далее |
|
Мальчик пошел в первый класс и отказался учиться... Какие молитвы читать?15 августа 2016 года, отвечает Ита Минкина У моей работницы очень серьезные проблемы с сыном. Он пошел в первый класс (кита алеф) и изначально отказался учиться — уходит с уроков, отказывается вообще учиться. Злится, когда его заставляют. Я его видел — физически и психически он полностью здоров и вообще создает впечатление умного еврейского мальчика. Ходили к психологам и другим специалистам — ничего не помогает. Какие теилим ей стоит читать, чтобы решить эту проблему? Я просмотрел список, опубликованный на сайте, не знаю какой ей посоветовать. N. Читать далее |
|
Как это «ни в коем случае не стоит обучать ребенка одновременно читать два разных шрифта»?18 декабря 2015 года, отвечает Ципора Харитан Уважаемая Ребецен Харитан! Спасибо Вам за лекции и ответы на вопросы. У меня вопрос к ответу на вопрос об обучении второму алфавиту. В США во всех харедимных школах — под эгидой Тора Умесора (так же, как и в модерн ортодокс) маленькие дети в 4 года учат и ивритские буквы, и английские. В 5 лет начинают читать на обоих языках. Поэтому я очень удивилась, когда на сайте в Вашем ответе было написано «ни в коем случае не стоит обучать ребенка одновременно читать два разных шрифта». Когда мы жили в России, там дети тоже учили русский и ивритский алфавит одновременно. Я понимаю, что в США и в России другая ситуация — дети должны учить государственный язык и должны учить иврит. А в заданном Вам вопросе ситуация иная, люди, слава Б-гу, живут в Израиле и могут не спешить с русским языком. Но было бы очень интересно узнать Ваше мнение подробнее по данному вопросу. Большое спасибо. N. Читать далее |
|
Учителя активно жалуются на двенадцатилетнего сына. У меня нет средств на него повлиять...3 июля 2015 года, отвечает Ита Минкина Здравствуйте. У меня есть сын 12 лет. Учителя активно жалуются на поведение и нестарательное выполнение заданий. У меня нет средств влияния и мотивации. Плохие оценки на него впечатления не производят. Ему все равно. Отобрала компьютер. Не впечатлило. Лишила любимого развлечения, тоже без толку. Причем предлагала альтернативу в виде поощрения: если будет успевать в школе, буду поддерживать его увлечение. Нет результата. Делаю с ним уроки до ночи, контролирую все. Устала. А есть еще дети, и им тоже нужно мое участие. Слушала рава Кушнира — сохраните добрые отношения. Я пытаюсь. Он хороший мальчик, иногда я думаю, что его учеба портит нам жизнь. Оставить все и не требовать — не могу. Требовать и ругаться — не эффективно. «Разговоры по душам» — на день максимум эффект. Какой-то замкнутый круг. Н. Читать далее |
|
Десятилетний сын играет в фишки, но в нашей школе эта игра запрещена...23 апреля 2015 года, отвечает Ита Минкина Добрый день. Нашему сыну 9 лет. Он играет в фишки. На первый взгляд, игра как игра, НО — эта игра в нашей школе приравнена к азартным играм и запрещена. Я также работаю в этой школе и, конечно, узнаю о том, что сын опять играл. Как только мы с ним ни беседовали, как только ни убеждали и ни наказывали, он все равно через день-два начинает играть — за школой, в туалете, в кустах, и опять его ловят. Я уже не знаю, как с этим бороться, при том, что пока сын дома (на выходных, на каникулах), он практически идеальный ребенок — слушается, помогает, весело играет с братьями и сестрами. Но стоит ему пойти в школу — все повторяется, притом компания, с которой играет в фишки, почти всегда разная. Может, Вы сможете дать совет, что нам с этим делать. Очень страшно, что сын теряет голову от игры. Да и мне, конечно, стыдно перед директором стоять с опущенной головой после его игр. Помогите, пожалуйста!!! Н. Читать далее |
|
Как распределить время ребенка между творчеством и прямыми обязанностями ученика?9 апреля 2015 года, отвечает Ципора Харитан Уважаемая Ципора Харитан. В вашем ответе на один из вопросов нашла для себя очень важную информацию. Прошу у Вас совета относительно специфики своего вопроса. Меня Всевышний благословил творческой семьёй. Я слышала не раз, что особенность большинства творческих личностей в их повышенной чувствительности и эмоциональности. А, следовательно, есть необходимость в снятии напряжения. Все дети любят мастерить из подручного материала, музыкальны и впечатлительны. Получается, что интерес к лепке и рисованию не только важен как любимое занятие, но и имеет важность как само-терапия. Вы советуете: «Дайте ребёнку (5.5 лет) побольше лепить из теста, глины, пластилина — и развивает моторику, и помогает человеку, которому надо что-то всё время крутить в руках». Сколько времени на протяжении дня выделять для такой деятельности, если ребёнку 9 лет и есть прямые обязанности ученика делать домашнее задание, повторять учебный материал, учитывая сказанное выше? У меня опасения, что творчество вытесняет собой все другие виды деятельности. И второй Ваш совет: «Очень советую перед сном массаж всего тела. Лучше всего рукой с кремом по коже. Очень успокаивает, расслабляет и удовлетворяет нужду в прикосновениях у человека с большими тактильными потребностями». Имеет ли значение, кто из родителей делает массаж? С одной стороны, прикосновения матери могут быть тем, что не хватает мальчику, а с другой стороны, ему уже девять и вдруг мои прикосновения могут его смутить? Заранее спасибо. Н. Читать далее |
|
Меня пугают требования системы образования! Все знакомые с первого класса нанимают репетиторов...22 октября 2014 года, отвечает Ита Минкина Шалом! У меня вопрос об образовании детей. Меня очень пугает система образования в нашей стране (Украина). Ребенок в первом классе должен читать, считать, выполнять математические действия в пределах 100 и т.д. Все мои знакомые родители уже с первого (!) класса нанимают репетиторов, так как дети не справляются с количеством материала. А мы планируем дальнейшее образование детей в Израиле. Получается, надо кроме всего учить еще и иврит+английский. Кроме того, надо дать и хорошее религиозное воспитание. Как правильно организовать обучение детей? Какой возраст оптимален для начала изучения этих всех дисциплин? N. Читать далее |
|
Восьмилетний сын не успевает по всем предметам. Достаточно ли маминой молитвы?6 июля 2014 года, отвечает Ита Минкина Мальчик 8 лет учится в еврейской школе и не успевает по всем предметам. Какой молитвой тут можно помочь, и достаточно ли маминой молитвы? Заранее благодарю за ответ. V. Читать далее |
|
Записать старшую и младшую сестер в один класс?25 июня 2012 года, отвечает Ципора Харитан Старшей дочке 9 лет, а второй — 8. У нас только одна еврейская школа и каждого класса — по одному. Как вы думаете, правильно ли будет, если записать обоих в один и тот же класс? Расскажите, пожалуйста, о минусах и плюсах этой ситуации. Старшая у меня стеснительная, спокойная, а вторая властная, активная. Между собою они постоянно ругаются по пустякам, а так, друг без друга, им тоже скучно. Часто бывает, что в садике хвалят младшую за то, что она шустрая, быстрая и т.д. Очень переживаю, как повлияет на характер старшей дочки, если и в школе будет то же самое. Оставить младшую еще на год в садике не хочется, да и она уже хочет в школу. Заранее спасибо за ответ! Н. Читать далее |
|
Школа не работает — сын не заикается...7 декабря 2011 года, отвечает Ципора Харитан Вопрос рабанит Ципоре Харитан. Шалом, рабанит Ципора! Скажите, пожалуйста, как нам себя вести с нашим сыном 7 лет. Он заикается, иногда больше, иногда меньше. Начал заикаться с 2 лет, он очень развитый интеллектуально, и его речевой аппарат за ним не успевает, как нам объяснили логопеды. У него было очень сильно, сейчас намного меньше, логопед сказал, что похоже на возрастное, хотя к 5 годам заикание должно пройти, а у него не проходит. И недавно мы заметили, что когда был Суккот, он был с нами дома, и он вообще ни разу не заикался. При этом мы ходили на общие трапезы в сукку, он играл со своими друзьями и дома тоже с братиком младшим, и не было никакого заикания. Только пошел первый день в школу после праздников — вернулся домой и снова начал заикаться. Мы поняли, что это не в речи проблема, но не знаем, что делать. После школы словно перевозбудимый, бегает и прыгает больше обычного, чаще плачет, заикается, и я не знаю, что мне делать в этой ситуации. Ему в школе очень нравится, ни разу не жаловался, там его друзья, и, как я вижу, все одинаково бегают-прыгают, как и он, но никто больше не заикается, даже те, кто много плачет. Мы стараемся класть его пораньше спать, он спит примерно 11 часов в сутки, с 7 вечера до 6 утра, он не похож на нервного ребенка. Что вы нам посоветуете? М. Читать далее |
|
Надо будет детей скоро отдать в немецкую школу?28 августа 2011 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Я живу в маленьком городке в Германии. У меня двое детей. Кроме нас тут ещё несколько религиозных семей. Дети подрастают, и надо будет их скоро отдать в немецкую школу. Как поступить? Читать далее |
|
Как заставить детей самих делать уроки?11 марта 2011 года, отвечает Злата Грайбер Как заставить детей самих делать уроки? Читать далее |
|
Наша дочь не хочет оставаться в продлёнке11 августа 2010 года, отвечает Злата Грайбер Наша дочь ходит в первый класс. Уроки заканчиваются в 13.00, и я всегда встречала ее дома. Но теперь я вышла на работу. Сидеть с дочкой некому. Мы думаем отдать ее в продленку. Но она почему-то не хочет, плачет. Что делать? Читать далее |
|
Мой сын мешает всему классу28 июня 2010 года, отвечает Злата Грайбер Здравствуйте! Сын наш пошел в первый класс, учительница с опытом работы и психолог неплохой (мне ее подход к детям нравится), но вот мой сын ей не по зубам… Сегодня умоляла меня что-то предпринять… сын мешает всему классу, делает задания, которые ему интересны (математика ему дается очень легко, в классе пропускает простые задачи и делает сложные), учительница говорит, что он очень способный, но его поведение хуже некуда. Я согласна, Сашка у меня не сахар, а после рождения дочери вообще стал колючим. У меня опускаются руки, как на него воздействовать — ума не приложу. Читать далее |
|
Ребенка бьют и наказывают в школе13 сентября 2009 года, отвечает Злата Грайбер Сегодня ребенок, первоклассник, пришел из школы и заявил, что больше в школу не пойдет. И даже все вещи из школы забрал, действительно, все, что хранилось у него в классе, в шкафчике, — принес домой. Еще у него должны быть дополнительные занятия, он сбежал от учительницы, сам пришел домой. Хотя их одних не отпускают. Я спросила, почему? Ответил, что его там бьют и наказывают. Что мне делать? Как быть? Читать далее |
|
Сын возвращается из школы уставшим19 июня 2009 года, отвечает Злата Грайбер У меня есть сын, ему около пяти лет. Почти каждый день, когда он возвращается из школы, он выглядит нервным. Иногда он просто стоит возле двери с опущенной головой и отказывается разговаривать. Или он проявляет недовольство: сердится из-за мелочей, ноет, может стукнуть младшую сестру и т.п. Что можно сделать, чтобы ему помочь? Читать далее |
|
Должна ли мама помогать дочке с домашними заданиями?26 мая 2009 года, отвечает Злата Грайбер Здравствуйте! Моя старшая дочь в этом году пошла в первый класс. С самого начала я старалась ей помогать с уроками. Сидела с ней каждый день, объясняла материал, занималась. Когда должна была быть первая контрольная по математике — готовились до вечера, но оценки оказались весьма посредственными. Не могу сказать, что меня это обрадовало. Недавно дочка принесла записку от учительницы, что нужно «подтянуться» по чтению и что девочка не слушает на уроке. Я уже отчаялась. Сколько сил я вложила, и где результат? Вопрос — надо ли продолжать с ней заниматься или пусть сама справляется, если все равно особых достижений нет? Читать далее |
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Святилище Храма — это не институт, который, будучи установленным раз и навсегда, отдается в руки коэнов
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ки тиса
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Авраам Фридман,
из цикла «Недельная глава Торы»