Как Моше позволил себе в гневе кинуть Скрижали оземь, ведь они обладали святостью!?1 марта, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом! Как Моше позволил себе в гневе кинуть скрижали оземь, ведь это святая вещь!? Даже если в синагоге падает свиток Торы, вся община постится. Владимир Читать дальше |
|
Что именно было даровано Моисею на горе Синай?2 февраля, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. У меня созрел такой вопрос. Что именно было даровано Моисею на горе Синай? Только те указания и заповеди, которые представлены в Торе как слова самого Бога, да будет Он восславлен, а остальные главы дописаны как предыстория мудрецами? Или же Моисею была сообщена Тора именно такой, слово в слово, как мы читаем, начиная со слова «В начале» и заканчивая словом «Израиля»? Читать дальше |
|
Кто была жена Моисея, Ефиоплянка, и какова была ее судьба?19 января, отвечает Рав Меир Мучник Приветствую Вас! Прошу Вас ответить на мой вопрос. Кто была жена Моисея, Ефиоплянка, которую он взял и за которую его упрекали Мариамь и Аарон, и какова ее судьба? Спасибо. Рубен Читать дальше |
|
Почему Б-г велел евреям забрать золото Египта?17 января, отвечает Рав Нахум Желязник Добрый день, уважаемый раввин! Интересует вопрос, почему Всевышний сказал вынести золота Египта, когда евреи выходили из рабства, и что это золото символизирует? Спасибо. Ольга Читать дальше |
|
Кто назвал Моше — «Моше»?12 января, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! Скажите, было ли у Моше еврейское имя от Амрама и Йохевед? Если имя Моше египетское, то почему оно происходит от еврейского слова «вытаскивать»? И если у него было более еврейское имя, почему Всевышний к нему обращается «Моше, Моше»? Спасибо, с уважением, Ребекка Читать дальше |
|
Почему Моше, величайший пророк за всю историю человечества, был косноязычным?11 января, отвечает Рав Менахем Эпель Шалом! Мойше Рабейну, он же Моисей, был величайшим пророком за всю историю человечества. И при этом он был косноязычным заикой… Почему? Почему же Бог его не вылечил?! Столько чудес происходит во время исхода, а Моисей так и остался заикой… Владимир Читать дальше |
|
Как Моше мог написать: «и умер Моше»? Ведь он был жив, когда писал это.8 октября 2023 года, отвечает Рав Яков Шуб Обратил внимание, что в конце Торы говорится о смерти Моше. Я всегда понимал, что Моше записал Тору со слов Всевышнего, так как же он мог тогда писать, что Моше умер и был погребен? Читать дальше |
|
Восточный берег реки Иордан — часть Земли Израиля?14 июля 2023 года, отвечает Рав Арье Гальчук Шалом. В недельной главе Матот описывается, как сыны Гада и Рэувена подошли к Моше. На мой взгляд, очень странно. 1. Ведь Всевышний вывел евреев из Египта, чтобы привести в землю, обещанную праотцам, а сынам Гада и Рэувена это, вроде как, и не нужно. 2. Но Моше тоже ведет себя довольно странно, нет даже намека, что он обращается к Всевышнему или говорит от Его имени, как, например, в деле дочерей Цлофхада (Бемидбар 27, 1:11). Заранее благодарю. Читать дальше |
|
Не могу понять Б-жественную справедливость…3 июля 2023 года, отвечает Рав Нахум Желязник Здравствуйте! Читая Тору, не могу понять Б-жественную справедливость. Мне кажется несправедливым то, что Моше не вошел в Эрец-Исраэль. Сейчас в Эрец-Исраэль переехали даже российские певцы, не имея вообще еврейских корней, но имея кучу денег. Разве это справедливо? Т.е. Моше не заслужил, а российская певица заслужила? Не понимаю, почему у Якова такая тяжелая жизнь. Почему у них-то, у праведников, не всё гладко? Посоветуйте, пожалуйста, какую-нибудь книгу, чтобы понять. И еще: если человек жалуется, то это грех? Если бы в пустыне жаловались на отсутствие мяса, но не говорили, что хотят обратно в Египет, то это бы тоже было наказуемо? Эля Читать дальше |
|
Почему Моше, который вывел евреев из Египта, сам не вошел в Землю Израиля?23 июня 2023 года, отвечает Рав Овадья Климовский Почему Моше Рабейну не вошел в Эрец-Исраэль? Н. Читать дальше |
|
Запрещает ли Тора спорить?16 июня 2023 года, отвечает Рав Яков Шуб Я знаю, что евреи всё время спорят — и между собой, и с другими. Но, с другой стороны, слышал, что есть запрет спорить и ругаться. Насколько строг этот запрет, и когда его нарушают? Спасибо заранее, Ури Читать дальше |
|
Моше отправил разведчиков в Эрец-Кнаан потому, что считал это правильным?9 июня 2023 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемый рав. В Торе встречаются два на мой взгляд похожих оборота: «лех леха» («иди себе»; Бэрейшит 12, 1) и «шлах леха» («пошли себе»; Бэмидбар 13, 2). Схожесть их в том, что оба нужно делать «леха», т.е. себе. Почему же в случае с Авраамом хахамим (мудрецы) одобряют его выполнение этого повеления, а в случае с Моше они говорят, что он ошибся и вообще не должен был посылать разведчиков. И при этом хахамим обращают внимание, что раз написано «шлах леха», то это надо понимать так: «Если тебе это нужно, то посылай разведчиков, а Мне это не нужно». Но ведь это самое «леха» сказано и Аврааму, и Моше, почему же в одном случае исполнение указания приветствуется, а в другом порицается? И что общего у этих двух приказов, которые так похоже звучат? Заранее благодарю за ответ. О. Читать дальше |
|
Наша вера основана на свидетельстве шестисот тысяч человек? Или на доверии лично Моше?19 мая 2023 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте! Скоро Шавуот. Вопрос по дарованию Торы. Считается, что все, кто стоял у горы Синай, слышали заповеди, и именно это подтверждает всю Тору. Знание основано на доверии каждого человека своему отцу, отца — своему и т.д., до того предка, который ЛИЧНО всё слышал. Но в Торе читаю: «Моше говорил, и Б-г отвечал ему голосом». И подытоживается: «А весь народ видел звуки и [языки] пламени, и звук шофара и дымящуюся гору…». Вывод: народ не слышал слов, а видел звуки голоса. Но звуки — не слова. Раскаты, которые Моше перевел в слова. То есть всё строится не на свидетельстве 600 тысяч душ, а на доверии народа лично Моше. Есть ли объяснение? Спасибо. Р. Читать дальше |
|
Кто всегда противодействовали Моше на уровне «Баба-яга против!»?19 февраля 2023 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! На протяжении всей истории Исхода в Торе фигурируют Датан и Авирам, которые чуть ли не по-детски перечат Моше Рабейну и бунтуют против него на каждом шагу и по любому поводу. Настигли египтяне евреев у Красного моря — зачем ты нас вывел, теперь мы здесь погибнем! Выпал ман и Моше велел не оставлять на завтра (новый выпадет) — нет, оставили, и ман «очервивел». В пятницу выпала двойная порция, а в Шабат не выпадет, не ищите — нет, вышли искать. Как Баба-Яга, которая всегда против! Или «плохиши» в классе, которым лишь бы позлить и «довести» учителя. А в самом начале, когда Моше убил египтянина, преследовавшего еврея, они даже донесли на Моше фараону! Как понять, что ими двигало, несмотря на то, что было очевидно: евреи нуждаются в освобождении и Моше послан с этой миссией? N. Читать дальше |
|
Какую воду превратили в кровь египетские маги?20 января 2023 года, отвечает Рав Менахем Эпель «20. И сделали Моше и Аарон так, как повелел Господь. И поднял (Аарон) посох, и ударил воду, которая в реке, на глазах у Паро и на глазах у его слуг, и превратилась вся вода, которая в реке, в кровь. 21. И рыба, которая в реке, вымерла, и зловонной стала река, и не в силах были мицрим пить воду из реки, и была кровь по всей земле Мицраима. 22. И сделали то же маги Мицраима своими заговорами». Возникает невольный вопрос: С какой водой «работали» маги? Ведь вся вода в Египте уже превратилась в кровь. То же самое с лягушками. Буду весьма признателен за разъяснения. С уважением, Роман Читать дальше |
|
Зачем Всевышний показал Моше Землю Израиля, если Моше всё равно не мог туда войти?26 июля 2022 года, отвечает Рав Менахем Эпель Шалом! Скажите, пожалуйста, почему Моше нужно было показывать ту землю, куда он не войдёт? Это похоже на какой-то «садизм»: мало того, что он стремился всю жизнь в землю Израиля, так ему ещё показывают — «вот, посмотри на то, куда ты не пойдёшь». Ему же так тяжелее. Не легче ему было бы не видеть землю, в которую он и так знал, что не войдёт? Владимир Читать дальше |
|
В чем всё-таки была вина Моше, из-за которой Всевышний не позволил ему войти в Землю Израиля?1 июля 2022 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер А чем был виноват Моше? Какая разница — сказал или ударил? В любом случае это чудо! Давид, Иерусалим Читать дальше |
|
Почему Израиль побеждал Амалека, пока руки Моше были подняты?11 марта 2022 года, отвечает Рав Арье Гальчук Шалом, уважаемый раввин. Вопрос по книге Шмот, гл. 17: во время битвы с амалекитянами Моше держал руки поднятыми и, когда они были подняты, Израиль побеждал. Что значило это поднятие рук? Некоторые толкуют, что, якобы, Моше держал руки крестообразно, но ничего такого в 17 главе нет. Читать дальше |
|
Почему нигде в Торе нет упоминания об Устной Торе?21 января 2022 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Утверждают, что при получении Торы (Пятикнижия) в пустыне Синай народ Израиля получил, в том числе, устную Тору и передавали ее от отца к сыну и т.д. Возникает вопрос: почему нигде в Торе нет упоминания о даровании устной Торы, хотя о многих событиях рассказываются даже самые мелкие детали? И еще написано: «Строго исполняйте все то, что я заповедую вам, ничего не прибавляйте к этому и ничего не убавляйте» (Дварим 13:1). Как же, например, рабейну Гершом установил запрет многоженства, или другие запреты мудрецов, о которых в Торе ничего не указано? С уважением, Руслан Читать дальше |
|
Почему евреи поверили в Б-га и в пророчество Моше только после рассечения моря?14 января 2022 года, отвечает Рав Яков Гельфман Добрый день, в Торе написано, что, когда евреи вышли из моря, узрел Израиль великую руку (великое деяние), которое совершил Г-сподь над Египтом, и устрашился народ Г-спода, и поверили они в Г-спода и в пророчество Моше, Его раба. Прежде не боялись Б-га, а с этого момента достигли Б-гобоязнености. Вопрос: что это значит? Ведь они видели все знамения, которые Всевышний явил в Египте, видели Его удары, знаки и чудеса, что Всевышний изменил всю природу. Однако, несмотря на всё это, не боялись Б-га! Как такое может быть? Олександр Читать дальше |
|
Почему после десяти казней египтяне не поверили в Творца? Ведь они ясно видели всё, что Он совершил!7 января 2022 года, отвечает Рав Яков Гельфман Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться со следующим вопросом. Мы знаем, что перед тем, как вывести евреев из Египта, Всевышний послал Десять Казней на Египет. Вот тут мне не совсем понятна реакция египтян. Почему после всего, что случилось, они не поверили в Творца? Ведь они ясно видели все, что Он совершил, видели, что их идолы не имеют реальной силы. Почему лично фараон не поверил в Б-га, ведь даже его придворные колдуны признали, что Казни совершил Б-г Израиля? Еще мне не совсем понятен один момент. Мы знаем, что на горе Синай было Откровение. Мы знаем, что Г-сподь лично говорил с народом. Но народ попросил, чтобы Заповели Б-г передал через Моше. Почему? Ведь Б-г неоднократно лично обращался к Моше, и Моше мог спокойно воспринимать Речь Творца. В чем причина такой реакции Израиля? Заранее благодарен. N. Читать дальше |
|
Что важнее — вывести евреев из Египта или сделать обрезание сыну?24 декабря 2021 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, объясните, пожалуйста, почему Всевышний ХОТЕЛ УМЕРТВИТЬ Моше на дороге в Египет, когда Сам же послал его вывести еврейский народ из рабства (Шмот 4,24)? И что значит, когда Ципора ОБРЕЗАЛА сына и сказала: «Истинно, (в) крови суженый — ты мне», Моше НЕ БЫЛ УМЕРЩВЛЁН? Что значат эти её слова: «(в) крови суженый — за обрезание» (Шмот 4,25—26)? Почему, обрезание сделал не Моше, а Ципора? С уважением, Михаил Читать дальше |
|
Почему Моше должен был взглянуть «на запад и на север, и на юг, и на восток» — именно в этом порядке?21 июля 2021 года, отвечает Рав Давид Рахлис Шалом алейхэм, глубокоуважаемые Раббаним! В Книге Дварим — глава Ваэтханан — Всевышний, да будет благословенно Его Имя, сказал Моше Рабэйну (Дварим 3:27): «Взойди на вершину Писги и взгляни глазами своими на запад и на север, и на юг, и на восток, и посмотри глазами своими, ибо ты не перейдешь этого Ярдэйна». У нас (моей семьи) возник такой вопрос: какая тайна заключена в этом стихе Торы? Почему Всевышний, да будет благословенно Его Имя, сказал Моше Рабэйну, чтобы он взглянул на Эрэц Исраэль — именно в таком порядке, который указан в стихе (запад, север, юг, восток), а не в другом порядке, скажем — восток, запад, север, юг или как-то в другом направлении? Чему данный порядок нас учит?! Тода раба (большое спасибо)! Шалом! Читать дальше |
|
Зачем Моше отправил разведчиков в землю Кнаан, если знал, что это опасно?4 июня 2021 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер В нашей главе Шлах написано: «Это имена мужей, которых послал Моше высмотреть землю. И назвал Моше Ошею, сына Нуна, Йеошуа» (13, 16). Раши говорит, что Моше молился за него: «Пусть Б-г тебя спасет от замысла разведчиков». Раз, по Раши, Моше видел опасность посылки разведчиков, почему же он это сделал? Зачем было посылать? Читать дальше |
|
Почему Мариам обозвала жену Моисея эфиоплянкой?28 мая 2021 года, отвечает Рав Овадья Климовский Почему Мариам обозвала жену Моисея эфиоплянкой, ведь она дочь мадиамского священника? Натан Читать дальше |
|
Б-г поступил неэтично, обрекая некую группу людей на поклонение Себе?13 января 2021 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Здравствуйте, уважаемый рав! Интересуют два вопроса относительно исхода из Египта: 1. Книга Шмот (глава 10, стихи 24-26) рисует какую-то невероятную картину положения еврейских рабов в Египте: изнуряемые тяжелым трудом люди, занятые на производстве кирпичей и целенаправленно притесняемые ненавидящей их властью, обладают... собственными стадами мелкого и крупного скота, причем об этом факте известно фараону. Более того, глава 12 (стих 37), говорит о том, что стада эти были довольно внушительны. Не говоря уже о том, что из гл. 16 (стих 3) следует, что в рабстве они досыта питались мясом (для многих, даже свободных людей той и современной эпохи это непозволительная роскошь, не говоря уже о современных рабах, например узниках ГУЛАГа, которые были задействованы на не менее тяжких работах). Как можно объяснить эти факты? 2. Глава 32 той же книги Шмот рисует еще более непонятную картину. Аарон (человек, обладающий даром красноречия) не делает ни малейшей попытки успокоить народ, обеспокоенный отсутствием Моше, и создает им идола. По возращении Моше Аарон не берет на себя никакой ответственности и обвиняет во всем народ. Моше без указания Б-га убивает руками вооруженных мечами бывших рабов-левитов 3 тысячи своих собратьев. Сам Аарон между тем остается в живых, хотя часть его вины за содеянное — несомненна... Нет, вопрос не про пресловутую безнаказанность Аарона, а про события исхода в целом. Когда перечитываю книгу Шмот, у меня создается странное впечатление: обеспеченные скотоводы, не очень-то и желающие покидать Египет (и имевшие по этому поводу дискуссии с Моше еще там, см. гл. 14, стих 12), в сопровождении вооруженной мечами «армии» левитов под предводительством, видимо, малознакомых им Аарона и Моше покидают Египет. При этом Б-г намеренно считает нужным вести их окольным путем (см. гл. 13, стих 17), чтобы они не свернули на полпути, но не считает нужным если не предотвратить последующее поклонение тельцу, то хотя бы сообщить об этом Моше (поклонение, как известно, произошло не сразу же, а на следующий день). Более того, с той же легкостью с какой Он принял решение вывести народ из рабства, Он принимает впоследствии решение уничтожить его из-за поклонения тельцу. Из прочитанного я вижу намерение Моше руководить народом, причем не всегда по слову Б-га. (Аарон, избежавший в отличие от других смерти за содеянное, явно «равнее» остальных, и по сути его участь — пример неправедного суда). Я вижу намерение Б-га — сделать так, чтобы народ (выведенный ли из Египта или произведенный от Моше — видимо, не столь важно для Него) поклонялся Ему, и эта цель, видимо, оправдывает средства. Не кажется ли вам, что и подобный добровольно-принудительный исход, и фактически обречение некоей группы людей на поклонение Б-гу — ну, как минимум, не совсем, скажем так, этичны? С уважением. Читать дальше |
|
Почему ставят коронки над буквами в свитке Торы?29 декабря 2020 года, отвечает Рав Моше Сытин Шалом, уважаемый рав. Почему стоят коронки над буквами в свитке Торы? Читать дальше |
|
Ждать ли нам, что Б-г накажет наших обидчиков?23 декабря 2020 года, отвечает Рав Нахум Желязник Шалом! Йосеф убегает, далее идёт обман жены Потифара, после чего праведник оказывается в тюрьме. Вопрос: что с этой женой? Наказал ли Б-г обидчика праведника? И как быстро он это сделал? Ждать ли нам чего-то от Б-га в отношении наших обидчиков? Тода (спасибо). Ивар Читать дальше |
|
Как научиться довольствоваться малым?21 октября 2020 года, отвечает Рав Арье Гальчук Шалом. «Истапкут», как я знаю, — это довольствование малым. И как научиться этому? Это наша личная интеллектуальная работа или подарок и чувство Свыше? Или и то, и другое? Это ведь очень нужное качество, и это один из путей для уверенности в Творце. Заранее большое спасибо. И спасибо огромное за ваш прекрасный и полный информации сайт! Это для меня очень ценно. Читать дальше |
|
Перевод Торы на греческий — это точно печальное событие?2 августа 2020 года, отвечает Рав Меир Мучник Прочитал, что в месяце Тевет нет ни одного хорошего дня в еврейской истории, в этом месяце вспоминают о печальных её событиях. Одно из таких событий — это перевод Торы, который сделали 70 (или 72) переводчика. Но также прочитал, что в «Дварим» написано: Моше начал объяснять Учение по ту сторону Иордана, в земле Моав. И Раши объясняет, что Моше перевёл Тору на 70 языков. Почему же перевод на один язык 70-ти переводчиков — это печальное событие, а перевод Моше на 70 языков — не печальное событие? Спасибо, Владимир Читать дальше |
|
Почему Моше так страстно желал войти в Эрец-Исраэль?31 июля 2020 года, отвечает Рав Берл Набутовский Почему Моше так страстно желал войти в Эрец Исраэль, и почему Б-г отказал ему в этом? Читать дальше |
|
Во всем мире — кризис руководства… Иудаизм говорит о том, каким должен быть руководитель?20 июля 2020 года, отвечает Рав Яков Шуб Недавно прочитал о мировом кризисе руководства. Из-за неразберихи и неопределенности во время коронавируса люди повсеместно перестали доверять своим руководителям, причем не только на государственном уровне, но и на предприятиях, частных фирмах и даже в учебных заведениях. А иудаизм говорит что-то о том, каким должен быть руководитель? Читать дальше |
|
Почему Тора заканчивается на моменте, когда еврейский народ только собирается войти в Землю Кнаан?16 июля 2020 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Добрый день. Спасибо раву Бенциону Зильберу за интересные лекции по недельным главам Торы. Уже много лекций прослушал и не перестаю удивляться, как много мудрости в этой Книге. Хочу задать раву вопрос: Вы неоднократно подчеркиваете, что многие события Торы — это прообразы будущих исторических событий с еврейским народом. Меня давно интересовала мысль: почему Тора заканчивается на моменте, когда еврейский народ только собирается войти в землю Кнаан, а не уже вошел в нее? Ведь это было бы еще несколько дополнительных глав, но повествование выглядело бы более законченным. И еще более странный факт, что сам Моше в землю Кнаан не входит, а передает эту почетную миссию Йеошуа бин-Нуну. При чем здесь вообще Йеошуа бин-Нун? Если бы Тору писал человек, то «логичней» было бы ее завершить именно вхождением еврейского народа в обещанную землю под предводительством Моше (который это заслужил). А так Б-г передает эту миссию какому-то новому человеку, и даже на просьбы Моше не реагирует (т. е. для Б-га это принципиально). У меня возникла мысль: не является ли Йеошуа бин-Нун прообразом Машиаха, а Эрец-Исраэль — прообразом Грядущего мира или тысячелетнего царства Машиаха, куда Машиах и введет еврейский народ и всё человечество в конце истории (начав этим как бы новый этап духовной истории мира)? Тем более, имя Йеошуа бин-Нуна как-то странно выделяется своим «бин» (с йуд), возможно, намекая на то, что он чем-то особенный? Спасибо. Роман Читать дальше |
|
Моше «улучшил» заповедь Всевышнего?10 июля 2020 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом Рав и Шавуа Тов)) Помогите, пожалуйста, разобраться с вопросом по Торе. Написано в Книге ЧИСЛА, Недельный раздел Пинхас. Отрывок: «Иеhошуа — приемник Моисея» 27:18 и 27:22. /18/ И СКАЗАЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ: «ВОЗЬМИ СЕБЕ ЙЕhОШУА, СЫНА НУНА, ЧЕЛОВЕКА, СИЛЬНОГО ДУХОМ, И ВОЗЛОЖИ НА НЕГО РУКУ ТВОЮ». /23/ И ВОЗЛОЖИЛ РУКИ СВОИ НА НЕГО, И ДАЛ ЕМУ УКАЗАНИЯ, КАК ГОВОРИЛ БОГ ЧЕРЕЗ МОШЕ. Как видно из приведенных отрывков, Моше не выполнил указание Ашема В ТОЧНОСТИ, он сделал иначе. Известные комментаторы объясняют это следующим образом: Раши: 23. «И возложил он руки свои» Великодушно и более того, чем ему было велено, ибо Святой, благословен Он, сказал ему: «И возложи твою руку», а он исполнил обеими руками и превратил его в сосуд, полный доверху, щедро наполнив его своей мудростью [Сифре]. Сончино: 23. «И возложил руки свои на него Моше» Всевышний повелел возложить руку на голову Йеhошуа в момент посвящения его (см. стих 18). Но Моше добавляет к той минимальной заповеди, которую он должен был исполнить, и кладет на голову своего ученика обе руки. Тем самым он показал, насколько сильным было его желание, чтобы человек, который придет ему на смену, справился с возложенными на него задачами (Мидраш). Моше не был похож на тех людей, которые страстно желают, чтобы их преемник терпел неудачу за неудачей, доказывая тем самым, что лучшего руководителя, чем его предшественник, никогда не было и быть не может. Оба комментатора отвечают на вопрос о том, что побудило Моше поступить иначе, чем ему было велено Ашемом, то есть, по сути, нарушить указание. Если именно так надо было бы поступить, как поступил Моше, непонятно, почему Ашем велел ему сделать иначе. Тора описывает несколько случаев, когда отступление от точного исполнения повеления Ашема повлекло большие суды (например, известный случай со скалой и другие). И в наше время мы не прибавляем к тому, что нам предписано, например не повязываем два тфиллина одновременно. Известно, что любой стих Торы (и даже любая буква) имеют разные уровни значений, от простого до скрытого. Поэтому хочу разобраться с этим (уверен, кажущимся) противоречием основательно. Вопрос: как объяснить это противоречие — в указании Ашема и действиях Моше. Именно само противоречие, а не побудительные мотивы поступка Моше. Хаим Таль, Одесса Читать дальше |
|
Почему Б-г вообще имел общение с таким человеком, как Билам?3 июля 2020 года, отвечает Рав Зеев Урман Шалом! Вопрос о Биламе. Скажите, почему Б-г вообще имел хоть какое-то общение с таким человеком, как Билам (пусть даже под именем Элоким)? Или давал Биламу такую возможность — обращаться к Нему? С уважением, Дмитрий Читать дальше |
|
Кто вошел в рай при жизни?20 мая 2020 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом! Кто были те, кто по традиции (традиция насчитывает девять таких) вошли в рай при жизни? Как я помню, среди них — дочь фараона, которая спасла Моше. А кто были остальные? Читать дальше |
|
Тора учит считывать по лицу человека, кто перед тобой?30 апреля 2020 года, отвечает Рав Александр Красильщиков Шалом! В Торе есть такая мудрость, которая называется Хохмат а-парцуф, или «Мудрость лица». Это умение считывать по лицу человека, кто перед тобой. У многих людей эта мудрость приходит с опытом. У кого-то она врождённая или интуитивная. А есть ряд книг, описывающих лица порядочных и праведных людей и лица подлецов, врунов и преступников. Откуда пошло это наблюдение, есть ли подробные примеры и описания этого? Сегодня этим опытом кто-то пользуется? Элимелех Читать дальше |
|
Как три коэна в пустыне могли принести такое множество пасхальных жертв за полдня?5 февраля 2020 года, отвечает Рав Моше Сытин Как три коэна в пустыне могли принести столько пасхальных жертв за полдня? Ведь жертву должны были принести все: и мужчины, и женщины, а мужчин было 600 000. Получается, что всего нужно было принести больше миллиона жертв?! Как три коэна могли такое осуществить? Читать дальше |
|
Что за свиток Торы нашел царь Йошияу?4 февраля 2020 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом! Прочитал, как царь Йошиягу нашёл Тору и отпраздновал Песах. Какой именно свиток он обнаружил? До того времени Песах не отмечался вообще в течение ряда лет? Если в то время так сильно старались уничтожить Письменную Тору цари-идолопоклонники, то что было с Устной? Кто ее передал? Получается ли, что евреи на время забыли Устный Закон? Читать дальше |
|
Почему Творец, посылая Моше к фараону, велел ему врать?23 января 2020 года, отвечает Рав Натан Агрес Меня мучает такой вопрос. Почему Творец, посылая Моше к фараону, велел ему врать, что они собираются уйти только на три дня, чтоб совершить жертвоприношения, а после этого вернуться? Ведь это же ложь, а врать без крайней нужды нам запрещено. Разве нельзя было сразу просить отпустить народ навсегда? Разве фараон после казней не отпустил бы, если бы ему сказали правду? Разве фараон сам не догадался, что евреи хотят уйти насовсем? Заранее большое спасибо. Читать дальше |
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Овадья Климовский
Вопрос раввину о точных сроках египетского рабства
Рав Бенцион Зильбер
Если 70 человек спустились в Египет, как через 210 лет более 600000 вышли оттуда? Это математически невозможно.
Рав Берл Набутовский
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Яков Шуб
Рав Овадья Климовский
Какие годы правильные?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
Рав Натан Агрес
Почему необходимо было вывести евреев из Египта так поспешно?
Рав Овадья Климовский
Чего опасался Йосеф?
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?