Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не возненавидь брата своего в сердце, не мсти и не храни зла на сынов народа своего»Тора, Ваикра 19, 17—18

Восточный берег реки Иордан — часть Земли Израиля?

Темы: Моше, Земля Израиля, Святая Земля, Эрец-Исраэль, Колена Израиля, Рав Арье Гальчук

Отложить Отложено

Шалом. В недельной главе Матот описывается, как сыны Гада и Рэувена подошли к Моше. На мой взгляд, очень странно.

1. Ведь Всевышний вывел евреев из Египта, чтобы привести в землю, обещанную праотцам, а сынам Гада и Рэувена это, вроде как, и не нужно.

2. Но Моше тоже ведет себя довольно странно, нет даже намека, что он обращается к Всевышнему или говорит от Его имени, как, например, в деле дочерей Цлофхада (Бемидбар 27, 1:11). Заранее благодарю.

Отвечает рав Арье Гальчук

Шалом! Большое спасибо за интересные вопросы. Давайте кратко опишем ситуацию:

В конце сорокалетнего странствия по пустыне еврейский народ под предводительством Моше одерживает победу над двумя могущественными эморейскими царями — Сихоном и Огом — и захватывает обширные территории на восточном берегу Йардэна (реки Иордан). Вместе с прочей добычей у евреев «на руках» оказывается огромное количество скота. Тора сообщает, что сыновья Гада и Реувена обращаются к Моше Рабейну с просьбой оставить их на этом берегу Йардэна. «Земля, которую поразил Господь перед общиной Израиля, — говорят они, — земля, обильная пастбищами, а у рабов твоих много скота» (Бемидбар 32:4). Перед еврейским народом стоит цель — завоевание Земли Израиля. Но сыновья Гада и Реувена полагают, что уже нашли себе землю — на этом берегу Йардэна.

Моше Рабейну не принимает их предложения по двум причинам:

  1. «Неужели ваши братья пойдут на войну, а вы будете сидеть здесь!» (там же, 32:6). Когда другие будут воевать, вы будете отсиживаться в уже завоеванных городах!
  2. «И зачем вы отвращаете сердце сынов Израиля, чтобы не идти в Землю, которую дал им Господь!» (там же 32:7). Ваш поступок может подорвать боевой дух других колен, потому что будет расценен ими как страх перед воинственными обитателями земли Кнаан.

Но Моше Рабейну словно не обращает внимания на то, что этими своими словами сыновья Гада и Реувена отказываются от «желанной Земли», Земли, обещанной праотцам! И, получив заверения в том, что они выступят на войну вместе со всеми, он с легкостью соглашается оставить их на этом берегу Йардэна. Как объяснить странное поведение колен Гада и Реувена? И почему Моше Рабейну не упрекает их в отказе от Земли Израиля?

Попробую ответить на Ваши вопросы.

Во-первых, весьма вероятно, что Заиорданье также является частью Земли, обещанной праотцам. Ведь Всевышний пообещал Аврааму в том числе землю эморейцев и землю Рефаим (Берешит 15:20), а земля, отданная Гаду, Реувену и половине колена Менаше называется «землей эморейца и землей Рефаим» (Дварим 3:8, 13; подробнее об этом смотрите в комментарии «Ор а-Хаим» к Дварим 3:13).

Во-вторых, даже если это и не та обещанная земля, завоеванная всем еврейским народом по слову Всевышнего, она становится неотъемлемой частью Земли Израиля (см. Рамбам, Мишнэ Тора, Ильхот Трумот, начало 1-ой главы). Наши мудрецы называют восточный берег Йардэна Землей Израиля, хотя и оговаривают, что святость земли Кнаан выше, чем святость Заиорданья (Бемидбар Рабба 7:8)

И, наконец, в книге Дварим, в недельной главе Вэ-зот а-браха, Тора приоткрывает нам истинную причину, по которой колено Гада хотело остаться. Зная, что Моше Рабейну не суждено перейти Йардэн, они решают оставаться с ним! В благословении, которое Моше дает колену Гада, есть такие слова: «И высмотрел первым себе (землю), ведь там скрыт надел Законодателя…» (Дварим 33:21). Объясняет Сфорно: когда он (Гад) выбрал себе землю Сихона и Ога, хоть святость ее не так велика, как святость Земли на том берегу Йардэна, он сделал это, чтобы получить то, что было для него крайне важным. Там, в земле Сихона и Ога, скрыт надел Законодателя — там находится могила Моше Рабейну…

С уважением, Арье Гальчук

Материалы по теме


В этой главе — множество великих чудес, которые совершил Всевышний для евреев во время Исхода из Египта: и чудо с огненным столбом, который указывал народу путь в ночи, и наказание армии фараона, и великое чудо раскрытия вод Красного моря, и ман (манна) с неба. А кроме того, описываются первые стоянки евреев в пустыне, война с Амалеком и многое другое. Читать дальше

Тора с комментарием Раши, книга Шмот, глава Бешалах

Избранные комментарии к недельной главе Бешалах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания

Шаббат Шира

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.

Соблюдать союз Авраама. Бешалах

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Ученик должен уважать и почитать учителя Торы больше, чем своих родителей. Учитель должен постоянно учиться.