Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Моше не вошел в Землю Израиля?

17 февраля 2015 года, темы: Наказание, Моше, Храм, Земля Израиля, Разрушение Храма, Овадья Климовский, Исход из Египта

Отложить Отложено

Почему Моше Рабейну не вошел в Эрец-Исраэль? Н.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Н.!

Спасибо за Ваш вопрос. Ведь, казалось бы, кто, как не Моше рабейну, должен был войти туда? Известно, как он любил заповеди[1]. Он стремился войти в Землю Израиля, чтобы выполнять их там в полном объеме. Этот вопрос занимал не одно поколение мудрецов. Не претендуя на полное освещение этой темы, упомянем основные объяснения, которые нам доступны.

Но прежде чем говорить о наказании (а нам еще предстоит понять, было ли это просто наказанием) Моше, нашего учителя, нелишним будет напомнить себе: когда мы обсуждаем действия праведников, тем более таких, как Моше, стоит проявлять большую осторожность. Ведь эти люди находились на недостижимом для нас духовном уровне, поэтому их проступки, хотя и имели место — ангелов среди людей нет (и лишь о четырех людях за всю историю сообщает Талмуд, что они ни разу не согрешили), — совсем не похожи на наши.

Теперь конкретно о том, почему Моше не вошел в Святую Землю. Комментаторы приводят несколько причин. Основной, наверное, является его ошибка, описанная в главе Хукат, когда Моше ударил по скале, чтобы извлечь воду для сынов Израиля. Существует множество комментариев, объясняющих, что именно Моше сделал неправильно. Классическим является объяснение Раши (к Бемидбар 20:11), согласно которому Моше было приказано не ударять по скале, а только говорить с ней. В результате евреи увидели, что вода добыта с помощью посоха, а не слов, и освящение Имени Всевышнего не состоялось в той мере, в какой могло бы, если бы все увидели, как природа подчиняется словам праведника. Более того, можно добавить: они бы увидели, что не обязательно физически прикасаться к скале для свершения чуда, достаточно слова — тогда и Тора поднялась бы еще выше в их глазах.

Из комментариев Кли Якар и Орах Хаим следует, что событие со скалой связано с событием, о котором рассказывается до этого, — отчетом разведчиков, вследствие которого евреи потеряли право войти в Землю Израиля сразу и были оставлены в пустыне на 40 лет. Ведь разведчики (а вслед за ними и все остальные, кто принялся плакать) продемонстрировали недостаточность своей веры в Творца, в этом и состоял основной их грех. У Моше в ситуации со скалой был уникальный шанс исправить его и вернуть веру народа Израиля на прежний уровень, но он упустил этот шанс. Поэтому и был вместе с остальными наказан тем, что не вошел в Землю Израиля. Более того, как ни парадоксально, именно вследствие своей высокой праведности Моше не мог войти туда — ведь Храм, который он воздвиг бы, войдя в Землю Израиля, должен был стать нерушимым (Сота 9а). И если народ согрешил бы, наказание было бы строже, так как нельзя было бы разрушить Храм и весь удар пришелся бы на народ. А если бы Моше поднял духовный уровень Израиля на прежнюю высоту, такого развития событий не пришлось бы опасаться, и Моше мог бы войти в Страну и построить Храм. Таким образом, оба события связаны, и, хотя Моше был наказан за свой проступок, наказание могло быть иным, если бы не предваривший его грех разведчиков.

С другой стороны, комментаторы указывают на интересный момент: когда Моше в беседе с народом упоминает о том, что был наказан, он говорит: «Всевышний рассердился на меня из-за вас» (Дварим 3:26) — так звучат его слова в простом переводе, и так объясняет их Раши. Однако слово лэ-маанхэм на самом деле может означать и «ради вас». Хизкуни, например, объясняет это так: Моше должен быть похоронен в пустыне и привести в будущем в Землю Израиля за собой остальных, тех, кто тоже не удостоился войти туда.

Кроме того, эти слова можно понимать более широко — в связи с упомянутым выше обстоятельством: если бы Моше построил Храм, никто не смог бы разрушить его. И тогда согрешивших евреев пришлось бы наказывать как-то иначе, не разрушением Храма, что было бы еще тяжелее для них, поэтому Всевышний не пустил его в Землю Израиля «ради них»…

Кроме того, есть и еще одно соображение, сформулированное в Мидраше (Бэмидбар Рабба 19:13): «Чему это можно уподобить? Ситуации: пастух получил от царя стадо, а стадо увели. Может ли теперь пастух явиться во дворец и предстать перед царем, не вернув стадо? Так же и Моше — вывел 600 тысяч из Египта, а вводит в Землю Израиля новое поколение». То есть, хотя и не вина Моше, что поколение пустыни потеряло право войти туда, не подобает ему как руководителю появиться там во главе следующего поколения.

Нельзя напоследок не упомянуть и о том, что написано в трактате Сангедрин (111а): когда Моше упрекал Всевышнего, что положение евреев только ухудшилось из-за его, Моше, попыток добиться от фараона освобождения, Б-г ответил: «Сейчас ты увидишь, что я сделаю с фараоном…» — СЕЙЧАС увидишь, а то, как завоюют Землю Израиля, уже не увидишь. Комментаторы отмечают: в тот момент это решение было еще не окончательным и Моше надеялся, что оно будет отменено.

С уважением, Овадья Климовский


[1] Трактат Сота (13а) свидетельствует, что, когда все были заняты сбором золота и серебра перед выходом из Египта, Моше был занят другим — доставал из Нила останки Йосефа, чтобы перенести их в Землю Израиля.

Материалы по теме


10 Заповедей на Скрижалях Завета — квинтэссенция всех заповедей Торы. Пять из них говорят об отношениях между людьми, то есть о сфере взаимодействия «человек-человек», и пять — относятся к сфере «человек-Всевышний». Читать дальше