Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кто праведнее царя Давида и Моше-рабейну?

Темы: Танах, Грех, Праведник, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом! Никак не могу разрешить для себя противоречие: услышал, что есть праведники, которые не грешат. Разъясните, пожалуйста, В ЧЁМ их праведность, т.к. во многих местах Танаха прочитал, что ВСЕ СОГРЕШАЮТ, что нет человека, который не грешил бы (Мелахим А 8,46; Диврей гаЙамим Б 6,36), ибо «Нет на земле такого праведника, который творил бы благо и не погрешил бы» (Танах, Коэлет 7:20). И Ийов говорит о праведности: «Кто станет чистым от нечистого? Ни один…» (Ийов 14,4—5), «Что (есть) человек, чтобы чистым быть ему, и как праведным быть рожденному женщиной?» (Ийов 15,14;25,4). ВСЕ мы НЕЧИСТЫ говорит Йешайа: «И стали ВСЕ мы, как нечистый, и, как одежда запятнанная, — вся справедливость наша» (Йешайа 64,5). И Давид говорит, что не может увидеть всех своих грехов, что, совершая, в основном, добрые дела, все же ошибается и заблуждается в чем-то: «Ошибки (свои) — кто понимает? От скрытых (неумышленных грехов) очисти меня» (Тегилим 19,13).

Как это объяснить? Получается, что действительно и праведники невольно согрешают. Или есть безгрешные праведники, которые совершеннее Давида и Моше Робейну? Прошу не оставить моё неразумение без ответа и помогай вам Б-г. С уважением, Михаил.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Михаил! Ваш вопрос очень интересный и тонкий.

Говоря о праведниках такого уровня, следует быть очень осторожными, и не нам их сравнивать. Принимая во внимание эту оговорку, можно рассмотреть вопрос: действительно, мудрецы учили, что только четыре человека ни разу не согрешили — Биньямин, Амрам, Ишай и Килав. Это, однако, не означает, что они были бОльшими праведниками, чем Моше или Давид.

Поясним на примере, не забывая о пропорциях: представьте себе солдата, который поставлен следить за раздачей белья в казармах. Какую самую страшную ошибку он может совершить? Оставить кого-то без наволочки на одну ночь? Самая же незначительная оплошность главнокомандующего может стоить множества человеческих жизней, а иногда и решить судьбу целого государства. Еще одна деталь: чем активнее человек взаимодействует с окружающим миром, тем больше добра он может сделать, но тем больше и оплошностей может допустить. Если попробовать подумать в этом направлении, то можно понять, почему более значительные фигуры нашей истории, чем вышеперечисленные, ошибались.

Ошибки, допущенные великими людьми, не так просты, как кажется на первый взгляд, даже если мы видим личные мотивы этих людей. Ведь потому мы и считаем их великими, что знаем — они жили не для себя. Каждый их поступок был продиктован пониманием того, что желает от них Всевышний. Они исполняли Его волю. И для того, чтобы понять настоящую подоплеку их ошибок, нам требуется понять гораздо глубже, для чего именно они поступали так или иначе. Для этого надо учить Устную Тору со всеми разъяснениями мудрецов.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Велик тот, чьи ошибки можно сосчитать…

Материалы по теме


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский