Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Во всем мире — кризис руководства… Иудаизм говорит о том, каким должен быть руководитель?

Темы: Раввин, Мудрецы, Моше, Йеошуа бин-Нун, Изучение Торы, Доверие, Комментарии

Отложить Отложено

Недавно прочитал о мировом кризисе руководства. Из-за неразберихи и неопределенности во время коронавируса люди повсеместно перестали доверять своим руководителям, причем не только на государственном уровне, но и на предприятиях, частных фирмах и даже в учебных заведениях.

А иудаизм говорит что-то о том, каким должен быть руководитель?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам.

Вы затрагиваете очень обширную тему, поэтому давайте попробуем остановиться хотя бы на одном ее аспекте. В Торе рассказано, как Моше Рабейну перед смертью заботился о том, чтобы у него был достойный преемник и еврейский народ не остался бы без лидера.

Он обращается к Всевышнему с такими словами (Бемидбар 27:16, 17): «Да назначит Господь, Б-г духов всех людей, мужа над этой общиной, который бы выходил пред ними и который проходил пред ними; и который бы выводил их и который приводил бы их, чтоб не была община Господня как овцы, у которых нет пастыря».

Один из известных комментаторов Танаха, Мальбим, который часто основывает свои комментарии на языковых аспектах текста, отмечает, что Моше Рабейну просит у Всевышнего не просто лидера, а именно пастуха.

Мальбим объясняет это таким образом: стадо, которое в какой-то момент осталось без пастуха, не разбежится. Природа стада такова, что в какой-то момент кто-то из стада возьмет на себя лидерство, а остальные будут послушно следовать за ним. В таком случае — в чем же различие между пастухом и лидером?

Лидер ничем не отличается от остального стада, его представление о том, в каком направлении двигаться, основываются не на знании, а на инстинктах. Поэтому вовсе необязательно, что курс, выбранный лидером, окажется на пользу стада. А пастух, который знает местность, знает, где находятся источники воды и лучшие пастбища, может привести стадо туда, причем самым безопасным путем.

Поэтому Моше ищет именно «пастуха» — того, кто на порядок выше окружающих в знании, — чтобы он мог успешно провести еврейский народ через испытания, которые встретятся на пути.

Быть руководителем еврейского народа — непростая задача. Раши (к Бемидбар 27:16-17) пишет: в числе прочего, еврейский руководитель должен понимать, что народ состоит из разных людей с различными мнениями и интересами. И поэтому он должен терпеливо относиться ко всем.

Во время войны он должен будет возглавлять армию. Кроме того, это должен быть человек, имеющий немалые личные заслуги, чтобы люди захотели следовать за ним, а также — чтобы эти заслуги оберегали людей, за которых он взял ответственность, чтобы они вернулись с войны целыми и невредимым.

Именно поэтому Всевышний указывает Моше на Йеошуа как на будущего лидера еврейского народа. Йеошуа не только неустанно учился у Моше, получая знания, но и постоянно находился возле него и видел, как эти знания применяются на практике, как сказано (Шмот 33:11): «И говорил Господь с Моше лицом к лицу, как говорит кто с другом своим; и он возвращался в стан; а служитель его, Йеошуа, сын Нуна, юноша, не отлучался от шатра».

Именно такой человек мог стать достойным преемником Моше и справиться с теми непростыми задачами, которые будут стоять перед еврейским народом.

Как на общественном, так и на личном уровне человеку часто приходится выбирать, за кем идти. Можно следовать за популярными лидерами, которые стали таковыми — одни за счет своего богатства, другие за счет ума или других качеств. Однако, несмотря на все эти выдающиеся качества, они всего лишь лидеры, которые не видят картину в целом и ведут людей, полагаясь на свой ум и интуицию, не зная, в каком направлении необходимо двигаться на самом деле.

При этом всегда остается и другая возможность: следовать за «пастухами» — мудрецами Торы, которые опираются на многовековую Традицию еврейского народа, передаваемую из поколения в поколение и, соответственно, знают куда идут.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Роковые события в конце XIX — XX вв. привели к разрушению традиционного уклада еврейской жизни, массовому отходу от Торы и, как следствие, к стремительной ассимиляции сотен тысяч евреев. Но в наше время и в израильском обществе, и в странах диаспоры начало нарастать движение тшувы, которое быстро приобрело массовый характер. С распадом СССР тшува захватила и русскоязычных евреев. Читать дальше