Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Доверие

Доверие — это убежденность в честности и порядочности другого человека. Доверие напрямую связано с честностью. В деловых отношениях правильнее всего основываться на документах, а не на доверии. Доверие является важнейшей составляющей человеческих отношений. Без доверия не может существовать нормальная семья. Доверие к родителям жизненно необходимо детям для их развития и роста.

Оглавление

Доверие и честность [↑]

Наши мудрецы учат, что существует человеческое качество, наградой за которое является благословенный дождь. Это качество — честность и взаимное доверие людей друг к другу. В Талмуде (Таанит, 8) сказано: Дожди выпадают благодаря заслугам честных людей, как сказано (Теилим, 85): [Когда] «…правда вырастает из земли» — то есть на ней честно ведутся денежные и торговые дела — «…Милость является с Небес», — выпадают дожди.

Почему именно за честность и взаимное доверие между людьми мир удостаивается дождей? Мидраш рассказывает: «Вс-вышний сказал: “Если люди достойно ведут себя друг с другом — один человек дает другому ценный предмет на хранение без расписки и свидетелей, и тот по первому требованию его возвращает; находит дорогую вещь на пустынной улице и немедленно возвращает ее владельцу; если люди ведут торговлю без расписок и выполняют все принятые на себя обязательства, не обмеривают и не обсчитывают покупателей, не вводят друг друга в заблуждение, не обманывают ожиданий друг друга — Я обязан посылать им дожди. Ведь они уже вспахали поля, засеяли их и спрятали зерно в земле в расчете на то, что Я пошлю им дождь — как же могу Я обмануть их ожидания и позволить вверенному Мне зерну пропасть? Ведь они сами друг с другом так не поступают!”»

Так в идеале должен выглядеть мир и таким он будет после прихода Машиаха: люди не будут обманывать друг друга ни в большом, ни в малом, ни нарочно ни случайно. Тем не менее, в еврейском законе содержится множество правил, касающихся торгово-денежных отношений, из которых следует, что составители Талмуда понимали, насколько далеки люди от идеала и поэтому нуждаются в детализированных законах по множеству вопросов, которые могут поставить под сомнение чью-то честность. Отношения между работником и работодателем, между продавцом и покупателем, между двумя бизнесменами, — не могут строиться на доверии. Они должны регулироваться законом.

Хафец Хаим, объясняя пасук «Доверься Б-гу, твоему Г-споду» (Дварим, 18:13) говорил: «Тора обязывает нас всецело доверять Богу, но не людям. Надо быть внимательным, чтобы тебя не обманули».

Сам Хафец Хаим посвятил жизнь распространению братской любви, запрету плохо говорить о других и заповеди судить людей благосклонно. Он любил людей, но не был наивным, хорошо знал мир и человеческие недостатки.

Много раз Хафец Хаим предупреждал учеников, что, вступая в деловые отношения, следует зафиксировать все до мельчайших деталей. Самый честный человек может что-то забыть. Публикуя свои книги, Хафец Хаим записывал все указания типографии, прежде чем начиналась работа: качество бумаги, тип печати и т.д. Именно из любви к людям все отмечал, чтобы потом не возникло никаких споров.

Сказано в Теилим (118:8): «Лучше уповать на Б-га, чем надеяться на человека». Даже если человек нам что-то обещает, он не всегда может выполнить обещание, и не обязательно — по собственной вине. Если мы помним об этом и знаем, что через других людей Сам Вс-вышний дает нам именно то, что нам полагается, мы гораздо легче воспринимаем то, что иногда не получаем желаемого или получаем что-то, чего совсем не хотели…

Доверие в семье [↑]

Научившись с детства не доверять незнакомцам, довольно сложно бывает перестроить свое мышление и начать воспринимать своего мужа (свою жену) не как незнакомца, и даже не как близкого человека, а как часть себя! Цель брака — превратить двух совершенно разных людей в одно целое, а для этого им необходимо доверие друг к другу, взаимное уважение и обоюдное желание давать партнеру, ничего не ожидая от него взамен.

Взаимное доверие в любовных отношениях должно быть достаточным, чтобы каждый мог стать уязвимым, не опасаясь, что другой воспользуется преимуществом. Это требует глубокого взаимопонимания, взаимопомощи и нежности. В этой близости эгоистичность уступает место самоотдаче, в общении сохраняется искренность и открытость, в каждом из партнеров проявляется все лучшее, а негативное сводится к минимуму.

Доверие строится постепенно, из множества маленьких случаев, когда муж или жена показали, что на них можно положиться. Из разговоров, в которых каждый пускает второго в свой внутренний мир. Доверие становится полным, когда супруги знают, что они — ближайшие друзья, и что бы ни произошло, будут стоять друг за друга. Такое доверие предполагает неограниченную прочность отношений и поддержку, которую каждый всегда может получить от партнера.

Доверие между родителями и детьми [↑]

Ребенок не может представить себе Б-га, потому что у него нет еще абстрактного мышления. Но ребенок видит своих родителей и может им доверять. Ребенок, который доверяет своим родителям, сможет доверять Б-гу. Ребенку, который не доверяет родителям, будет сложнее доверять Вс-вышнему.

Общаясь с ребёнком, родители все время должны проверять сами себя: насколько мы как родители честны, насколько отвечаем за свои слова, выполняем свои обещания? Насколько наше «нет» — действительно «нет», умеем ли мы устанавливать границы, берем ли на себя ответственность, можем ли признаться в ошибке и попросить прощения?

Ребенку необходимо чувствовать и понимать, что родители — это та стена, на которую можно опереться и за которой можно, в случае необходимости, спрятаться. Ребенок учиться доверять родителям, и тогда он не только вырастет полноценным нормальным ребенком, у которого хорошие отношения с родителями, он вырастет тем евреем, которому не надо будет искать, с чего начинать строить свои «эмуна» и «битахон» — веру и доверие к Вс-вышнему. Для него доверие будет чем-то естественным и нестрашным.

Дети чрезвычайно чувствительны к малейшим нарушениям обещаний. Нарушение самого, с взрослой точки зрения, незначительного обещания, воспринимается ребёнком как крушение его мира. Поэтому педагоги рекомендуют совершенно перестать употреблять выражение «я обещаю», когда мы говорим с детьми. Обещание подобно окрику: если вообще им можно пользоваться, то только очень редко, чтобы оно было эффективно в тех редких ситуациях, когда это действительно нужно.

Родителям необходимо строить доверие детей к ним, говоря: «Я постараюсь», и следовать своим словам, но не обещать. Талмуд(Сукка, 46б) предупреждает нас не нарушать обещания, данные детям. И дело не только в том, что мы должны быть честными со своими детьми. Мы еще должны быть для них образцом, ролевой моделью, и таким образом учить их, чтобы они не нарушали обещаний.

Доверчивость [↑]

Если дети выросли в атмосфере доверия и любви, то научились доверять и Вс-вышнему, выработав в себе тот самый битахон по отношению к Нему, ту способность полагаться на Него, про которую Виленский Гаон пишет в своём комментарии к книге Мишлей: «Главное условие, на котором дана была Тора Израилю, — чтобы они полагались на Вс-вышнего… Потому что основа всего — полное доверие Вс-вышнему, и это основа всех заповедей».

Люди, доверяющие Творцу, начинают распространять свое доверие на окружающих разной степени близости. В целом можно сказать, что религиозный человек гораздо более доверчив, чем светский. Полагаясь на Вс-вышнего и веря в правильность своих действий, религиозные люди в меньшей степени подвержены постоянным наблюдениям за окружающими с целью их «раскусить» и вычислить, в чем именно и на какую сумму они собираются их обмануть.

Религиозные люди привыкли доверять — и, доверяя, наполняют свою жизнь счастьем.

Выводить материалы

Береги свою речь. Как не слушать лашон-ара?

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Группа сослуживцев увлеченно обсуждает какую-то занимательную тему. Мимо проходит Александр Швицер, который отлично знает, что скорее всего те занимаются злословием. Но любопытство перетягивает. Он подходит к группе, говоря про себя: "Просто интересно послушать, о чем они болтают. Но их сплетням я верить не намерен!"

Береги свою речь. Не верьте злословию!

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

В наш век сплетня, которая была повторена многократно, воспринимается как непреложный факт. Галаха запрещает верить злословию, даже такому, которое укоренилось в обществе.

Любовь и власть в еврейском воспитании. Выполняйте свои обещания

Хана Сара Рэдклиф,
из цикла «Любовь и власть в еврейском воспитании»

Нет большего препятствия на пути к завоеванию доверия, чем нарушенное обещание.

Эффективное еврейское воспитание 20. Создание атмосферы понимания.

Мирьям Леви,
из цикла «Эффективное еврейское воспитание»

Хотите, чтобы ваш ребенок вырос успешным и уверенным в себе? Уважайте его мнение, даже не соглашаясь с ним. Вместо приказов рекомендуйте, вместо окриков советуйте.

Ложные ценности

Рав Ашер Кушнир

Береги свою речь. Каким сплетням не верить?

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Нельзя верить не только сплетням, рассказанным приватно, но и сомнительной информации, которая была сообщена в присутствии нескольких человек. Нельзя также принимать за истину информацию о причастности конкретной персоны к нашим проблемам.

Любовь и власть в еврейском воспитании. Быть «предсказуемым».

Хана Сара Рэдклиф,
из цикла «Любовь и власть в еврейском воспитании»

Если ребенок знает, как именно родители отреагируют на определенную ситуацию, ему будет легче ориентироваться в семье

Любовь и власть в еврейском воспитании. Будьте честны с детьми

Хана Сара Рэдклиф,
из цикла «Любовь и власть в еврейском воспитании»

Один из видов обмана, который часто является и самообманом, — это обвинение ребенка в своих огорчениях и плохом настроении