Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кто была жена Моисея, Ефиоплянка, и какова была ее судьба?

Темы: Аарон, Моше, Итро, Исход из Египта, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Приветствую Вас! Прошу Вас ответить на мой вопрос. Кто была жена Моисея, Ефиоплянка, которую он взял и за которую его упрекали Мариамь и Аарон, и какова ее судьба? Спасибо. Рубен

Отвечает рав Меир Мучник

Приветствую Вас тоже, Рубен!

Жену Моше (Моисея) звали Ципора. Но происходила она на самом деле не из Эфиопии. Да, в упомянутом Вами эпизоде, где о ней говорят Мирьям и Аарон, ее называют кушит. Буквально — из Куша, то есть Эфиопии. (А в современном иврите этим словом вообще называют любого чернокожего). Но мудрецы поясняют, что в данном случае имеется в виду другое: как черный цвет кожи эфиопа — очевидный факт, который никто не может отрицать, так и красота Ципоры была очевидна и неоспорима. Еще одно объяснение: как чернокожий выделяется среди белых, так Ципора выделялась своими праведными делами.

А была Ципора дочерью Итро, сановника в стране Мидьян, расположенной к востоку от Земли Израиля (как и ряд других стран — Моав, Аммон, Эдом). О том, как Моше с ней познакомился, рассказано в главе Шмот (2:15-21). Моше, который вырос в Египте, вынужден был оттуда бежать после того, как фараон приговорил его к смерти (за убийство египтянина, который избивал еврея). Сначала Моше оказался (уже действительно) в Эфиопии, где правил много лет, но потом пришлось бежать и оттуда. Об этом говорят мудрецы, но сама Тора этот эпизод опускает и переходит сразу к следующему: Моше прибывает в Мидьян. Там он видит, как пастухи не позволяют семи девушкам взять воду из колодца (а по некоторым версиям даже пытаются их утопить). Моше спасает девушек. Они оказываются дочерьми местного сановника Итро, который отказался от идолопоклонства и был за это подвергнут остракизму. Поэтому его дочерей и не пускали к колодцу.

Услышав от дочерей о пришельце, который их спас, Итро велит пригласить его к столу, и в конечном итоге выдает за него одну из сестер — Ципору.

В мидраше приводятся интересные подробности этой истории, которые раскрывают характер Ципоры, и история ее свадьбы с Моше. Уже у колодца Моше увидел, насколько она красива и праведна, и попросил ее руки. Но она ответила: это не так просто. У отца в саду воткнут в землю чудесный посох, созданный еще при Сотворении мира и переданный во владение Адаму. Он переходил из поколения в поколение, был у Авраама, Ицхака и Яакова, а от Яакова перешел к его сыну Йосефу. После смерти Йосефа (который к тому времени был вторым человеком в Египте) его забрал фараон, а Итро, бывший тогда одним из главных его советников, увидел посох и украдкой забрал. После того, как он воткнул посох в землю у себя в саду, его невозможно было вытащить. И когда к Ципоре начали свататься, Итро решил, что отдаст ее только тому, кто вытащит этот посох. Но до сих пор это никому не удавалось. Пришел Моше в сад Итро и легко вытащил посох. Итро поразился и сразу понял: наверное, это и есть человек, которому суждено вывести евреев из Египта. Но и испугался — погибнет много египтян, страна будет разорена, хорошо ли это? По другим версиям, Итро также побоялся, что, поскольку Моше беглец, за ним могут прийти египтяне или жители Эфиопии, а тогда и его самого накажут за укрывательство. Поэтому он заточил Моше в темницу и оставил там на много лет.

Но Ципора, которая была впечатлена благородством Моше и полюбила его, подумала: как я могу спасти этого праведника? И нашла способ. Сказала отцу: жены у тебя нет, а дочерей семь. Пусть шестеро пасут овец, а я буду домохозяйкой. И в течение всех этих лет она тайно носила Моше еду со стола отца. А под конец напомнила отцу о Моше, убедила, что теперь опасаться уже нечего — за ним так и не пришли, и предложила выяснить, что же с ним случилось. Проверили — оказалось, что он выжил. Это убедило Итро в великой праведности Моше и в том, что с ним Б-г. Поэтому он уже с радостью отдал ему в жены Ципору.

Потом, когда Б-г приказал Моше вывести еврейский народ из Египта, он взял было с собой Ципору и двух сыновей, которых та ему родила. Но встречавший его Аарон резонно заметил: мы ведь хотим вывести евреев из Египта, зачем же ты приводишь туда новых? Моше принял аргумент и отослал Ципору с детьми обратно к отцу в Мидьян, дожидаться, когда евреи выйдут из Египта. После этого Итро вместе с Ципорой и ее детьми пришел к Моше уже в пустыню.

Наконец, в упомянутом Вами эпизоде Мирьям и Аарон критикуют Моше за то, что в то время он уже не жил вместе с Ципорой, хотя другие пророки, такие, как они сами, продолжали свою супружескую жизнь: мол, одно другому не противоречит. Но их критика признается несправедливой: Моше был уникален тем, что Б-г мог обратиться к нему с указаниями в любую минуту, и он был обязан сохранять ритуальную чистоту, что не всегда возможно при нормальной супружеской жизни.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше