Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что важнее — вывести евреев из Египта или сделать обрезание сыну?

Темы: Наказание, Моше, Брит мила, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом, объясните, пожалуйста, почему Всевышний ХОТЕЛ УМЕРТВИТЬ Моше на дороге в Египет, когда Сам же послал его вывести еврейский народ из рабства (Шмот 4,24)? И что значит, когда Ципора ОБРЕЗАЛА сына и сказала: «Истинно, (в) крови суженый — ты мне», Моше НЕ БЫЛ УМЕРЩВЛЁН? Что значат эти её слова: «(в) крови суженый — за обрезание» (Шмот 4,25—26)? Почему, обрезание сделал не Моше, а Ципора? С уважением, Михаил

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом и браха, уважаемый Михаил!

1. Моше шел, чтобы выполнить заповедь Творца — вывести евреев из Египта. Но и выполнить заповедь обрезания новорожденного сына он должен был, не откладывая. Гмара Нэдарим (31 б) приводит объяснение, согласно которому у Моше были соображения, почему следует отложить обрезание. Но Всевышний посчитал эти соображения ошибочными, а с такого праведника, как Моше, строго спрашивается даже за малейшие просчеты.

2. Действительно, Моше остался жив, но только благодаря вовремя сделанному сыну обрезанию. Об этом и говорила Ципора: еще немного — и из-за тебя (есть комментаторы, которые объясняют, что она обращалась к ангелу, говоря о муже, а есть — что к ребенку, так как женщины называют только что обрезанного ребенка хатан) мой муж мог погибнуть. Почему Ципора назвала мужа «жених»? Есть интересное объяснение одного из комментаторов: она намекнула, что Моше отложил обрезание не по своей вине. Дело в том, что ее отец — Итро — не разрешил Моше обрезать сына, на это и намекает слово хатан, означающее на святом языке как «жених», так и «зять».

3. Почему Ципора употребляет слово «кровь» во множественном числе (дамим, а не дам)? Это два этапа обрезания: хитух и приа — собственно обрезание крайней плоти и натягивание оставшейся соответственно.

4. Моше был в опасности и у него не было сил ничего делать, поэтому пришлось обрезание делать жене. По одному из мнений мудрецов (Авода зара 27а), мать тоже может сделать сыну обрезание. Согласно другому мнению, приходится объяснять, что она только «организовала» это обрезание, но выполнили его другие. В комментарии Тора Тмима на Берейшит (17:13) приводится, что она лишь начала делать обрезание, а основную его часть выполнил все же сам Моше.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Прошу разъяснить действия Ципоры

Материалы по теме


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский