Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Б-г — один; нет двух богов или более, — лишь один. Он единствен, и ничто в мире не единственно и не едино настолько, чтобы сравниться с Ним в этом. Единство Его нельзя понимать как единство деталей, составляющих общее»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 1, 7

Почему Тора заканчивается на моменте, когда еврейский народ только собирается войти в Землю Кнаан?

Темы: Моше, Йеошуа бин-Нун, Храм, Земля Израиля, Дарование Торы, Заповеди, Пустыня, Комментарии

Отложить Отложено

Добрый день. Спасибо раву Бенциону Зильберу за интересные лекции по недельным главам Торы. Уже много лекций прослушал и не перестаю удивляться, как много мудрости в этой Книге.

Хочу задать раву вопрос: Вы неоднократно подчеркиваете, что многие события Торы — это прообразы будущих исторических событий с еврейским народом. Меня давно интересовала мысль: почему Тора заканчивается на моменте, когда еврейский народ только собирается войти в землю Кнаан, а не уже вошел в нее?

Ведь это было бы еще несколько дополнительных глав, но повествование выглядело бы более законченным. И еще более странный факт, что сам Моше в землю Кнаан не входит, а передает эту почетную миссию Йеошуа бин-Нуну. При чем здесь вообще Йеошуа бин-Нун?

Если бы Тору писал человек, то «логичней» было бы ее завершить именно вхождением еврейского народа в обещанную землю под предводительством Моше (который это заслужил). А так Б-г передает эту миссию какому-то новому человеку, и даже на просьбы Моше не реагирует (т. е. для Б-га это принципиально).

У меня возникла мысль: не является ли Йеошуа бин-Нун прообразом Машиаха, а Эрец-Исраэль — прообразом Грядущего мира или тысячелетнего царства Машиаха, куда Машиах и введет еврейский народ и всё человечество в конце истории (начав этим как бы новый этап духовной истории мира)?

Тем более, имя Йеошуа бин-Нуна как-то странно выделяется своим «бин» (с йуд), возможно, намекая на то, что он чем-то особенный? Спасибо. Роман

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Роман,

Планы Б-га были, чтобы изначально это сделал Моше. Евреи называют Тору «Торат Моше». Именно он был избран тем, через кого будет дана Тора. И поэтому естественно, что Тора заканчивается смертью Моше.

Мальбим пишет: если бы евреи были на должном уровне, то Моше мог бы их ввести в Страну. Если бы он построил Храм, тот не был бы разрушен, и это было бы плохо для народа. Как Гмара нам говорит: «Б-г излил Свой гнев на дерево и камень (т. е. на Храм), а иначе Он излил бы его на еврейский народ». И тогда народ, не дай Б-г, пострадал бы намного больше. Пишу об этом комментарии Мальбима очень кратко.

Но даже если бы народ вошел в Страну под руководством Моше, возможно, Тора тоже заканчивалась бы событиями в пустыне. Ведь основа Торы — это мицвот (заповеди), которые по планам Б-га были даны именно в пустыне.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме


Биография духовного лидера и ведущего законоучителя своего поколения Читать дальше

Вера и упование I, 1—3

Раби Авраам Йешаяу Карелиц Хазон Иш,
из цикла «Вера и упование (Эмуна увитахон)»

Душа жаждет проникнуть в тайну свою и корни свои познать, — но заперты ворота…

В кругу великих. Хазон Иш. «Мир в доме вернется на место свое...»

Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»

Несмотря на максимальную погруженность в изучение Торы, Хазон-Иш знал о нуждах окружавших его людей. История о том, как великий раввин проведывал заболевшего жестянщика.

В кругу великих. Хазон Иш. Наш учитель оберегает честь своей жены

Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»

Муж должен считаться с чувствами жены. Рабби Йешаягу Карелиц — пример человека, который постоянно делал всё необходимое для того, чтобы его супруга чувствовала себя комфортно.

Тора — источник реальности

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Тора — это духовное ядро, а мир — ее физическое воплощение.