Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Моше, величайший пророк за всю историю человечества, был косноязычным?

Темы: Зоар, Речь, Моше, Мидраш, Дарование Торы, Маараль из Праги, Комментарии

Отложить Отложено

Шалом! Мойше Рабейну, он же Моисей, был величайшим пророком за всю историю человечества. И при этом он был косноязычным заикой… Почему? Почему же Бог его не вылечил?! Столько чудес происходит во время исхода, а Моисей так и остался заикой… Владимир

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, Владимир!

Спасибо за хорошие вопросы. Для удобства изложения повторю их по порядку. Тора рассказывает: когда Всевышний открылся Моше у несгорающего терновника и повелел ему пойти в Египет, чтобы вывести оттуда еврейский народ, Моше долгое время отказывался. Он приводил несколько причин для отказа, в частности (Шмот 4:10): «И сказал Моше Господу: прошу Тебя, Владыка! Человек я не речистый ни со вчерашнего, ни с третьего дня, ни же с начала Твоего разговора с рабом Твоим, ибо я тяжелоуст и косноязычен».

Вопрос первый: что послужило физической причиной косноязычия Моше и в чём оно выражалось? Вопрос второй: в чем была истинная причина? Вопрос третий: почему Творец не исцелил Моше, а если исцелил, то когда? А теперь ответы по порядку.

Что послужило физической причиной косноязычия Моше и в чём оно выражалось? Есть мнение, что его язык был как бы «привязан» ко рту и это ограничивало подвижность языка.

Мидраш рассказывает: когда Моше, будучи маленьким ребенком, воспитывался в доме Паро, он взял царскую корону и возложил себе на голову. Царь Египта решил «ликвидировать» Моше, заподозрив, что это и есть будущий избавитель евреев. Однако сначала он посоветовался со своими мудрецами.

Некоторые советники с ним согласились, но Итро (будущий тесть Моше, который тоже был советником Паро), утверждал, что Моше — только ребенок и не понимает, что делает. Тогда решили провести «следственный эксперимент» и принесли блюдо, на которое положили золото и раскалённый уголь. Если ребенок возьмёт золото, значит, есть у него разумение и его следует казнить. Если же возьмёт уголь — прав Итро и Моше оставят в живых.

Моше уже протянул руку к золоту, и тогда ангел Гавриэль подтолкнул его руку к углю, и именно уголь взял Моше. И, как и полагается ребенку, положил в рот. С тех пор Моше стал «тяжелоуст и косноязычен». Согласно этому объяснению, косноязычие выражалось в том, что Моше не мог выговорить определённые звуки.

Однако некоторые комментаторы полагают, что причина была не физиологическая. Так, есть мнение, что слова «тяжелоуст и косноязычен» означают плохое владение египетским языком, так как Моше долгое время не практиковался в нем после того, как покинул Египет.

А есть мнение, что из-за постоянного уединения, целью которого было Б-жественное постижение, Моше не умел на должном уровне упорядочить свою речь.

Есть и еще более простое объяснение: Моше не владел «дипломатическим стилем» речи, бывшим в ходу на царских приёмах.

В чем была истинная причина? Как известно у всех материальных событий есть духовные корни, именно они являются истинными причинами происходящего. Есть несколько мнений по поводу духовного происхождения косноязычия Моше.

Книга «Драшот а-Ран» задает тот же вопрос, что и Вы: как может быть, чтобы величайший из пророков, находившийся на сверхприродном уровне, не был полностью совершенен и, более того, имел телесный порок? И отвечает: Тора и ее дарование — это высшая ценность, которой может удостоиться человеческий род. Поэтому народу, который её получит, следует дать веские доказательства истинности Торы. Чтобы не было никаких сомнений в ее Б-жественном происхождении.

Именно поэтому Моше, с одной стороны, был совершеннейшим из пророков: чтобы несомненным было Б-жественное происхождение его пророческого дара. А, с другой стороны, он по воле Небес же был косноязычен: чтобы исключить подозрение, что еврейский народ пошёл за Моше благодаря его ораторскому искусству. Ведь, как известно, человек, который умеет красиво говорить, может убедить аудиторию, что откровенная ложь — истина.

Маараль также задает этот вопрос и посвящает его рассмотрению целую главу в одной из своих книг. Вкратце: он пишет, что у человека есть «разумные» силы, такие, как зрение и слух, работа которых не требует движения. Есть материальные силы, которые работают в движении. А речь — материальная сила, проявляющаяся в движении (органов речи), — является, тем не менее, воплощением разума.

Иными словами речь — это соединение духовной составляющей человека с материальной. Поэтому у Моше, который в силу своего высочайшего духовного уровня был отдален от материальности, это отдаление выразилось в косноязычии. То есть косноязычие Моше было не изъяном, а, напротив, знаком его величия.

Заканчивая эту тему, приведу слова святой Книги Зоар: причиной косноязычия Моше стало то, что «речь была в изгнании». Чтобы понять эту формулировку, обратимся к одной хасидской книге. О еврейском народе в Египте сказано (Шмот 2:23): «… И стенали сыны Израиля от работы, и кричали, и вопль их от работы восшел к Б-гу». Здесь упоминается стенание, крик и вопль, но не речь, так как евреи в Египте были в рабстве и были подобны ребенку во чреве матери: он не является самостоятельной «единицей», а считается частью матери. Поэтому они не могли говорить, в том числе — произносить слова молитвы, а только стенать.

Понятно, что евреи в Египте не были немыми. Речь идет о том, что, если посмотреть на весь народ как на одного человека, то этот человек не был наделен даром речи, поскольку он был порабощен и не являлся самостоятельной сущностью. И Моше, душа которого включала в себя все еврейские души, сказал о себе: «Человек я не речистый».

Почему Творец не исцелил Моше, а если исцелил, то когда? Один из классических комментариев говорит, что Всевышний не излечил Моше потому, что тот об этом не молился. А не молился он потому, что не хотел принимать на себя миссию избавления народа из Египта. Однако я не видел, чтобы кто-либо прямым текстом сказал, что Моше остался косноязычным до конца дней.

Если же всё-таки предположить, что Всевышний его не излечил, то понять это можно с помощью упомянутых объяснений «Драшот а-Ран» и Маараля. С другой стороны, согласно нескольким мнениям, Моше был исцелен, расхождение только в вопросе — когда. Согласно одному из мнений, уже придя в Египет, чтобы вывести еврейский народ, Моше избавился от своего изъяна. По другому мнению, он исцелился при выходе из Египта. А мидраш говорит, что косноязычие прошло во время дарования Торы.

В связи с этим вспоминается интересная идея, которую видел в одной книге. Автор спрашивает: если, по мнению Маараля, косноязычие Моше было результатом «отдаления» души от тела, то при даровании Торы, когда духовность получила дополнительную силу, казалось бы, Моше должен был стать ещё более косноязычным. А мы знаем, что он исцелился. Как это может быть? И отвечает: при даровании Торы тело евреев также очистилось и одухотворилось. И тело Моше смогло «присоединиться» к его возвышенной душе, поэтому он исцелился.

В заключение отмечу: наличие широкого спектра мнений, не обязательно означает, что все они противопоставлены друг другу. Напротив, следует постараться найти их общий знаменатель. Так, можно сказать, что хотя «Драшот а-Ран» и Маараль приводят разные духовные причины косноязычия Моше, в главном они «согласны». Косноязычие должно было служить доказательством истинности Торы, как пишет автор «Драшот а-Ран». Но оно было не простым физическим изъяном, а показателем высокого духовного уровня Моше, как пишет Маараль.

С уважением, Менахем Эпель

Материалы по теме

Рассказы мудрецов о Даровании Торы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?

Раби Йеуда-Лива бар Бецалель (Маараль из Праги)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Согласно преданию, Маараль, подобно мудрецу эпохи Талмуда Раве, изготовил Голема — биоробота (в талмудическом трактате Санхедрин 65б повествуется о том, как Рава, руководствуясь указаниями кабалистической «Книги Творения», «создал человека» и продемонстрировал его другим мудрецам). Маараль использовал своего Голема, которому он дал имя Йоселе, для защиты евреев Праги от нападений и антисемитских преследований.

Речь, пророчество и пустословие

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.

Мертвые ничего не знают?

Рав Зеев Урман


Готовность прислушиваться к окружающим и исправлять свои недостатки — одна из главных тем самосовершенствования человека в иудаизме. С другой стороны, критиковать тоже нужно уметь. Читать дальше