Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Тора учит считывать по лицу человека, кто перед тобой?

Темы: Зоар, Мудрость, Моше, Каббала, Итро, Устная Тора, Черты характера

Отложить Отложено

Шалом! В Торе есть такая мудрость, которая называется Хохмат а-парцуф, или «Мудрость лица». Это умение считывать по лицу человека, кто перед тобой. У многих людей эта мудрость приходит с опытом. У кого-то она врождённая или интуитивная.

А есть ряд книг, описывающих лица порядочных и праведных людей и лица подлецов, врунов и преступников. Откуда пошло это наблюдение, есть ли подробные примеры и описания этого? Сегодня этим опытом кто-то пользуется? Элимелех

Отвечает рав Александр Красильщиков

Здравствуйте, Элимелех!

Да, действительно, такая мудрость в Торе существует. И речь идёт о некоторых внешних признаках на теле человека, форме частей тела, которые, при определённых дополнительных условиях, могут указывать на основы характера человека, его склонности, его нравственные качества.

Более или менее подробные сведения об этом содержатся в книге «Тикунэй Зоар» и других каббалистических книгах. Однако, насколько я понял, речь идёт не о подробно разработанной методике «разгадывания» тайной сущности человека, а лишь о некоторых принципах и отправных точках, исходя из которых человек проницательный и опытный может судить о личности того, с которым имеет дело, знать, на что обратить внимание.

Хотя всё это вовсе не является некой «волшебной палочкой», с помощью которой можно на сто процентов разгадать собеседника и, тем более, повлиять на него. Человек, в определённом смысле, — модель Вселенной, её отражение, по сути, сам — целая вселенная. Поэтому наружные признаки могут, в том или ином смысле, давать материал для оценки, те или иные зацепки, основания для вопросов, но вовсе не является подробной картой личности человека и не гарантирует точность и однозначность выводов.

Эти признаки, скорее, являются отправными точками для анализа личности человека, но отнюдь не «несмываемой» печатью или «схемой» его пороков или заслуг. Всё, как всегда, зависит от поступков человека, его умения справиться с дурными наклонностями, понять самого себя. И в этом, пожалуй, Хохмат а-парцуф может служить хорошим подспорьем.

Эта Мудрость, со всеми её тайнами и глубиной, является частью Устной Торы, переданной Моше Рабейну и народу Израиля у горы Синай. Сам Моше Рабейну воспользовался Хохмат а-парцуф, чтобы, например, выбрать подходящих людей, тех самых «тысячных», «сотников» и «десятников», которые смогут вершить суд и учить народ, согласно совету, данному Итро.

Вот несколько примеров из книги «Тикунэй Зоар», «Хохма Бина» и «Хэсэд Гвура» в моём переводе с арамейского — если, конечно, мне удалось уловить хотя бы отдалённый смысл того, что написано, — имеющие отношение к Хохмат а-парцуф.

«На шесть вещей следует смотреть во внешнем облике человека, и можно понять степень его мудрости, и вот они: волосы, глаза, кончик носа, губы, ноздри и линии ладоней» («Хохма Бина» 70, 2)

«Тот, у кого линии длинные, высокий рост или удлинённые части тела, — склонен к справедливости, умеет сдерживать гнев и милосерден» («Тикунэй Зоар» 125, 2).

«Светлые волосы, светлые глаза, светлое лицо, светлое тело: если есть (у обладателя этих признаков) добрые дела — (значит,) он приходит со стороны милосердия (правой стороны), а если нет — он обманщик со стороны Лавана Арамейца» («Тикуней Зоар» 122, 2).

«Поступки человека оставляют след на его коже, как к добру, так и к злу» («Хохма Бина» 74, 2).

«Следы и шрамы на теле человека меняются в соответствии с его делами» («Хохма Бина» 70, 2)

«В десяти пальцах рук человека заключены тайны мироздания» («Хэсэд Гвура» 145, 2).

«От ушных отверстий зависят другие отверстия: глазные впадины, отверстия рта и носа» («Хэсэд Гвура» 294)

И т. д, и т. д.

(Все цитаты взяты из книги «Оцар а-Зоар»).

И это всё — меньше, чем капля в море. Так что, если Вы еврей, садитесь и учите Тору.

С уважением, Александр Красильщиков

Материалы по теме


Роковые события в конце XIX — XX вв. привели к разрушению традиционного уклада еврейской жизни, массовому отходу от Торы и, как следствие, к стремительной ассимиляции сотен тысяч евреев. Но в наше время и в израильском обществе, и в странах диаспоры начало нарастать движение тшувы, которое быстро приобрело массовый характер. С распадом СССР тшува захватила и русскоязычных евреев. Читать дальше