Темы: Зоар, Мудрость, Моше, Каббала, Итро, Устная Тора, Черты характера
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! В Торе есть такая мудрость, которая называется Хохмат а-парцуф, или «Мудрость лица». Это умение считывать по лицу человека, кто перед тобой. У многих людей эта мудрость приходит с опытом. У кого-то она врождённая или интуитивная.
А есть ряд книг, описывающих лица порядочных и праведных людей и лица подлецов, врунов и преступников. Откуда пошло это наблюдение, есть ли подробные примеры и описания этого? Сегодня этим опытом кто-то пользуется? Элимелех
Здравствуйте, Элимелех!
Да, действительно, такая мудрость в Торе существует. И речь идёт о некоторых внешних признаках на теле человека, форме частей тела, которые, при определённых дополнительных условиях, могут указывать на основы характера человека, его склонности, его нравственные качества.
Более или менее подробные сведения об этом содержатся в книге «Тикунэй Зоар» и других каббалистических книгах. Однако, насколько я понял, речь идёт не о подробно разработанной методике «разгадывания» тайной сущности человека, а лишь о некоторых принципах и отправных точках, исходя из которых человек проницательный и опытный может судить о личности того, с которым имеет дело, знать, на что обратить внимание.
Хотя всё это вовсе не является некой «волшебной палочкой», с помощью которой можно на сто процентов разгадать собеседника и, тем более, повлиять на него. Человек, в определённом смысле, — модель Вселенной, её отражение, по сути, сам — целая вселенная. Поэтому наружные признаки могут, в том или ином смысле, давать материал для оценки, те или иные зацепки, основания для вопросов, но вовсе не является подробной картой личности человека и не гарантирует точность и однозначность выводов.
Эти признаки, скорее, являются отправными точками для анализа личности человека, но отнюдь не «несмываемой» печатью или «схемой» его пороков или заслуг. Всё, как всегда, зависит от поступков человека, его умения справиться с дурными наклонностями, понять самого себя. И в этом, пожалуй, Хохмат а-парцуф может служить хорошим подспорьем.
Эта Мудрость, со всеми её тайнами и глубиной, является частью Устной Торы, переданной Моше Рабейну и народу Израиля у горы Синай. Сам Моше Рабейну воспользовался Хохмат а-парцуф, чтобы, например, выбрать подходящих людей, тех самых «тысячных», «сотников» и «десятников», которые смогут вершить суд и учить народ, согласно совету, данному Итро.
Вот несколько примеров из книги «Тикунэй Зоар», «Хохма Бина» и «Хэсэд Гвура» в моём переводе с арамейского — если, конечно, мне удалось уловить хотя бы отдалённый смысл того, что написано, — имеющие отношение к Хохмат а-парцуф.
«На шесть вещей следует смотреть во внешнем облике человека, и можно понять степень его мудрости, и вот они: волосы, глаза, кончик носа, губы, ноздри и линии ладоней» («Хохма Бина» 70, 2)
«Тот, у кого линии длинные, высокий рост или удлинённые части тела, — склонен к справедливости, умеет сдерживать гнев и милосерден» («Тикунэй Зоар» 125, 2).
«Светлые волосы, светлые глаза, светлое лицо, светлое тело: если есть (у обладателя этих признаков) добрые дела — (значит,) он приходит со стороны милосердия (правой стороны), а если нет — он обманщик со стороны Лавана Арамейца» («Тикуней Зоар» 122, 2).
«Поступки человека оставляют след на его коже, как к добру, так и к злу» («Хохма Бина» 74, 2).
«Следы и шрамы на теле человека меняются в соответствии с его делами» («Хохма Бина» 70, 2)
«В десяти пальцах рук человека заключены тайны мироздания» («Хэсэд Гвура» 145, 2).
«От ушных отверстий зависят другие отверстия: глазные впадины, отверстия рта и носа» («Хэсэд Гвура» 294)
И т. д, и т. д.
(Все цитаты взяты из книги «Оцар а-Зоар»).
И это всё — меньше, чем капля в море. Так что, если Вы еврей, садитесь и учите Тору.
С уважением, Александр Красильщиков
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Должен ли я записать всю Тору для евреев?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Профессор Даниэль Михельсон
Царь Соломон знал не только значение числа π с высокой точностью, но и был в состоянии рассчитать объём тела вращения с шестью знаками. Но на самом деле речь идет не о человеческой мудрости, а о Б-жественной.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
С того самого дня как Тора стала наследием еврейского народа, существует ее разделение на две части: открытую Тору, доступную каждому еврею и кабалу - скрытую, тайную Тору
Рав Ашер Кушнир
Рав Берл Набутовский
Рав Реувен Куклин
Увидеть в чудесах — чудеса?
Рав Яков Шуб
Какие чувства правильно испытывать, узнав о ликвидации группы террористов, готовивших теракты на территории Израиля? Что об этом говорит царь Шломо? А Шмуэль а-Катан? Можно ли благодарить Всевышнего за падение наших врагов?
Рав Овадья Климовский
В чём заключается смысл десяти казней?
Рав Овадья Климовский
Рав Овадья Климовский
Большинство осталось там?
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: езжу в командировку в город, где нет синагоги, а в доме, где останавливаюсь, висят иконы; как мне там молиться? Можно ли молиться в помещении, где есть предметы идолопоклонства? Какие могут быть варианты?
Рав Овадья Климовский
Я, хоть и верю в это, не могу объяснить хорошо...
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?
Рав Реувен Куклин
Хочу знать и ваш вариант ответа...
Рав Яков Гельфман
Сам Б-г с Моше никогда не говорил?
Рав Яков Гельфман
Почему народ попросил, чтобы Б-г передал заповеди через Моше?