Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Зачем Моше отправил разведчиков в землю Кнаан, если знал, что это опасно?

Темы: Грех разведчиков, Провидение, Моше, Йеошуа бин-Нун, Земля Израиля, Молитва, Рав Бенцион Зильбер

Отложить Отложено

В нашей главе Шлах написано: «Это имена мужей, которых послал Моше высмотреть землю. И назвал Моше Ошею, сына Нуна, Йеошуа» (13, 16). Раши говорит, что Моше молился за него: «Пусть Б-г тебя спасет от замысла разведчиков». Раз, по Раши, Моше видел опасность посылки разведчиков, почему же он это сделал? Зачем было посылать?

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Вы задали очень интересный вопрос. Зачем же Моше их послал? А, может быть, Моше был обязан послать? Так Б-г ему велел?

Всевышний сказал Моше: «Пошли от себя (шлах лэха) людей, чтобы они высмотрели землю Кнаанскую…». У Раши написано: «шлах лэха» означает «если ты хочешь», «по твоему желанию пошли». Т. е. Раши говорит, что Моше не был обязан посылать разведчиков.

Раши так комментирует стих в книге Дварим (где Тора заново пересказывает эти события): «идите и наследуйте землю» (1, 8): «Идите и наследуйте — вам не понадобится воевать, вам не нужно оружие». Но евреи пришли к Моше и сказали: «Пошлем людей пред собою, чтоб они разведали нам землю эту…» (там же, 22). Тогда Моше спросил у Б-га и получил ответ — «шлах лэха» — «пошли от себя».

Зачем же Моше было это делать?

Я слышал ответ рава Довида Коэна, главы ешивы «Хеврон». Есть принцип в отношении Б-га к каждому человеку и к еврейскому народу в целом: по пути, которым человек хочет идти, ведут его (Макот 10 б).

Если бы евреи шли спокойно, куда облако их вело, и полностью полагались на Б-га, как было в пустыне, Б-г продолжал бы вести их по-особому, «неестественным», чудесным образом. Так пишет Рамбан в соответствии с мнением мудрецов мидраша. И они заняли бы Эрец-Кнаан без войны. Как сказано: «идите и наследуйте…»

Здесь мы видим великую линию Б-га: «По пути, которым человек хочет идти, ведут его». Если бы евреи не проявили инициативу послать разведчиков, выяснять, какова эта земля, какая ситуация, как завоевать, они просто пришли бы и унаследовали эту землю. Но, поскольку они захотели пойти более естественным путем, Б-г сделал так, как они хотели. Вы хотите идти этим путем? — Идите. И поэтому, как Раши говорит, сейчас, после того, как они послали разведчиков, им уже не удалось бы занять землю без войны и без оружия. Всё изменилось коренным образом. Теперь, когда они сделали свой выбор, Моше уже не мог изменить ситуацию. И поэтому он послал разведчиков.

Рав Хаим из Воложина пишет: сказано в Тэилим (121, 5): «Господь — сень (тень) для тебя по правую руку твою». И приводит мидраш на это: как человек ведет себя по отношению к Б-гу, так Б-г ведет себя по отношению к этому человеку. А, как известно, есть много уровней Ашгаха пратит (воздействия Б-га на жизнь человека в зависимости от поведения человека) — сотни уровней. И тому пути, к-рым человек идет, соответствует путь, который ему посылают с Небес. Получается, мы сами выбираем уровень участия Б-га в нашей судьбе.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ