Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если друг нуждается в твоей помощи, чтобы разгрузить осла, а недругу требуется помощь в нагрузке осла, иди и помоги недругу, чтобы преодолеть своё побуждение ко злу, и хотя заставлять животных страдать запрещено Торой, но подчинение злого начала предпочтительнее»Талмуд, трактат Бава Мециа 32

Почему Аарон остался в живых, он же создал Золотого Тельца?

Темы: Золотой телец, Аарон, Самопожертвование, Наказание, Идолопоклонство

Отложить Отложено

Шалом! Почему Аарон остался в живых, он же создал Золотого Тельца? Элимелех

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Элимелех!

Вы задаете очень важный вопрос. Другими словами, Вы спрашиваете, почему Б-г его не казнил за это преступление.

Известно, что, как сообщают мидрашим, когда народ потребовал решить проблему с отсутствием Моше и сделать им «что-то ощутимое», они, прежде всего, пришли к Хуру. Как сказано в Торе, перед тем, как Моше поднялся на гору Синай, он сказал: «…а вот Аарон и Хур с вами; у кого дело есть, пусть приходит к ним» (Шмот 24:14). Мидраш рассказывает, что они пришли с таким требованием к Хуру, Хур резко ответил им и они его убили. (В дальнейшем в Торе Хур не упоминается, и это очень хорошо объясняется этим мидрашом).

Но, как известно, каждый еврей должен быть готов отдать жизнь, но не поклониться идолам. И Аарон был бы первым, кто это исполнит, он не сделал бы идола даже под страхом смерти. А тут, как будто, речь идет о создании идола. Как же Аарон сделал такое?

Согласно анализу раби Йеуды а-Леви, это не было идолопоклонство. Это было служение Б-гу, но не в той форме, что Б-г велел.

Процитирую то, что сказано об этом в книге «Из года в год»:

«Что же, собственно говоря, произошло? Неужели весь еврейский народ почти сразу после получения Торы, когда евреям непосредственно, со всей возможной ясностью, открылось существование Всевышнего, — именно в такое время занялся идолопоклонством?

Средневековый еврейский поэт и философ раби Йеуда а-Леви в своей книге “Кузари”… говорит: “Их грех преувеличивают в меру их величия. Велик тот, чьи грехи можно сосчитать” (здесь и далее — перевод Г. Липша).

Далее он приступает к анализу самого события: получения Торы и последующего прегрешения. “У присутствовавших (у горы Синай), — пишет раби а-Леви, — возникла вера в то, что происходящее исходит непосредственно от Б-га, так как оно напоминает первичное творение и формирование вещей”. Так почему же, если у евреев такая вера была, они согрешили? Потому что они выросли и сформировались в Египте, среди идолов и изваяний, другими словами — привыкли к духовному служению через ощутимое, через видимое, эти впечатления сохранились в строе их чувств.

Сказано в “Кузари”: “Тогда все поклонялись изображениям… Толпа же не могла принять чистое учение, она воспринимала всё в той вещественной форме, в какой оно выражалось. Сыновьям Израиля было обещано, что Моше сообщит им Б-жественное учение в некой видимой форме, к которой они могли бы обратить свое внимание.

Следуя за столбами дыма или огня, они поражались величию Б-га и поклонялись Ему. Точно так же они стояли против столба дыма, сошедшего к Моше, когда с ним говорил Б-г: они стояли напротив и поклонялись Б-жественному явлению. И, когда народ услышал десять заповедей, Моше поднялся на вершину горы, чтобы принести им скрижали с заповедями, написанными на них, и сделали ковчег, чтобы было нечто видимое, к чему можно обратить внимание, а в нем было свидетельство союза народа с Б-гом и Б-жественного творения…

Народ ожидал возвращения Моше, чтобы принять то, что он передаст. Они не изменили свой вид, украшения и одежды, которые были на них в тот день, когда они собрались у Синайской горы. Моисей не спускался сорок дней (долее, чем они предполагали), и он не взял еды с собой и не простился с ними, намереваясь вернуться в назначенное время. Тогда частью из них, незначительной, овладели дурные мысли. Начались споры, и появилось столько советов и идей, что некоторые из них почувствовали, что нужно что-то ощутимое, чему они могли бы поклоняться, как другие народы, не отрицая Б-га, Который вывел их из Египта. Видимый объект заменял бы Его в то время, когда они вспоминали о Его чудесах…”

Таким образом, хотя евреи нарушили требования Торы, ища чего-то, что соответствовало бы их мироощущению, прямым идолопоклонством это не было. Они приняли тельца как что-то, через что проходит святость Б-га. Как сказано в “Кузари”, “они приписали связь с Б-жественным тому, что создали собственными руками и по собственному желанию, а не по велению Б-га”. Это была форма служения, неприемлемая для Всевышнего, форма, которую Всевышний запретил. Тора запрещает опосредованный путь служения, служения через изображение, требуя: “Не делайте при Мне богов серебряных, и богов золотых не делайте себе” (Шмот 20:23).

Во-вторых, поскольку наказанием за грех стала гибель трех тысяч человек, что составляет полпроцента от числа взрослых мужчин, вышедших из Египта, мы понимаем… что идолопоклонство (там, где оно все-таки было) не было массовым. В “Кузари” сказано: “Можно им найти оправдание в том споре, который начался в народе. Поклонившихся тельцу было не более трех тысяч из шестисот тысяч”.

Таков был характер прегрешения, вызванного, в сущности, не идолопоклонством, а поиском привычного пути служения, и такова была степень его распространенности.

Рамбан причиной греха называет растерянность евреев в незнакомой и непонятной ситуации, что в общем-то близко к сказанному выше. Евреи успели привыкнуть к тому, что у них есть вождь, который ведет их по пути, предписанному Всевышним, — Моше. Моше не вернулся к сроку, к которому они его (ошибочно) ждали. Значит, его нет в живых. Кто же их поведет? И они сделали тельца, чтобы он их вел. У некоторых же это вылилось в идолопоклонство.

(Во всяком движении есть центральная линия и крайние полосы, это справедливо и для того времени, и для наших дней. В описываемой истории люди, стоявшие на крайних позициях, сочли тельца идолом)» (с. 178-181).

Так что идолопоклонством это не было, и отдавать жизнь Аарон не должен был. По этой же причине его не наказали Свыше. Но вопрос — как лучше перед Б-гом поступить: выполнить требование народа или не выполнить. Если он их не послушает, они могут совершить страшный грех, о котором неизвестно, будет он прощен еврейскому народу или нет, — убийство Аарона. Кроме того, если Аарон начнет выполнять их требование, он постарается тянуть и тянуть время и, может быть, дотянуть до того, как Моше вернется с горы. И тогда ситуация исправится естественным образом. А если за это возьмется кто-то другой, то всё пойдет намного быстрее.

Но это привело некоторых ошибающихся к идолопоклонству. Что так получится — Аарон не знал. Раз по закону Торы жертвовать жизнью не надо было, значит, он мог думать, как поступить, чтобы это было более желанно перед Б-гом. Поэтому Аарон пришел к такому решению.

Но все-таки, поскольку часть людей из-за этого ошиблись и приняли тельца как идола, у Б-га были к нему «претензии». В любом случае Аарон, по его расчетам, старался сделать, как лучше, он не знал, что из этого получится. Поэтому Б-г оставил его в живых.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме

Смысл заповеди обрезания

Рав Элияу Левин

Обрезание крайней плоти является одной из «непонятных» заповедей. Даже тот факт, что это полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого.

Глава Шкалим. Махацит ашекель

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Во времена, когда стоял Иерусалимский Храм, действовала особая заповедь — каждый взрослый мужчина должен был один раз в год пожертвовать половину шекеля, с тем, чтобы на эти деньги приобретались животные, необходимые для общественных жертвоприношений — ежедневные жертвы всесожжения (Олот) , дополнительные жертвы (Мусафим) , хлебные приношения и воскурения. При этом Тора запрещала приносить в этом году в жертву животных, купленных на деньги, собранные в прошлом (или ином) году.

За какие дела положено воздаяние в этом мире, а за какие — в грядущем?

Рав Натан Агрес

С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?

«Не сотвори себе кумира». Книга Шмот 43

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

Есть ли в иудаизме какое-нибудь представление, как выглядит Б-г?

Рав Реувен Куклин

Б-г создал человека по своему подобию, а Рамбам говорит, что Б-г не имеет вообще никакого подобия...

Воды Раздора — часть первая. Бемидбар 27

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Бемидбар»

Гер-Цедек — польский граф Потоцкий, ставший евреем

С. Бернфельд

Среди людей, которые перешли в иудаизм, было немало ярких личностей. Для многих такой шаг означал подписание себе смертного приговора. Граф Валентин Потоцкий, молодой человек, который разочаровался в католичестве, являет собой пример праведного прозелита.