Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И сказал мудрец: «Оказывай добро /хесед/ тому, кто достоин его, и тому, кто недостоин. Добро будет уместным достойному, а недостойному — будешь ты достоин оказать добро, ибо Создатель приказал оказывать добро и милость».»Орхот цадиким. Щедрость

Ждать ли нам, что Б-г накажет наших обидчиков?

Темы: Обида, Йосеф, Наказание, Моше, Авраам, Милосердие, Сара, Суд, Праведники

Отложить Отложено

Шалом! Йосеф убегает, далее идёт обман жены Потифара, после чего праведник оказывается в тюрьме. Вопрос: что с этой женой? Наказал ли Б-г обидчика праведника? И как быстро он это сделал? Ждать ли нам чего-то от Б-га в отношении наших обидчиков? Тода (спасибо). Ивар

Отвечает рав Нахум Желязник

Здравствуйте, Ивар!

Вы затронули интересную тему — наказания за преступление против невиновного человека. Попытаемся рассмотреть Ваш вопрос с двух позиций:

— с позиции Всевышнего: всегда ли Б-г воздаёт за зло? (теория);

— с позиции пострадавшего: правильно ли ждать падения обидчика? (практика).

Рассказывая о том, что произошло между Йосефом и женой Потифара, Тора не нашла нужным сообщить нам о дальнейшей судьбе последней (см. также статью в Беерот Ицхак, с. 27, внизу). По-видимому, не было здесь явного вмешательства Творца, злодейка могла продолжать наслаждаться своей местью.

Однако есть и противоположные примеры. Рассмотрим некоторые из них.

В главе Ваера рассказано, как Авимелех, царь Грара, забирает к себе Сару, жену Авраама. Наказание не заставило себя ждать: «…заключил Господь всякую утробу в доме Авимелеха из-за Сары, жены Авраама» (Берешит 20:18). Более того, Всевышний не прощает Авимилеха, пока пострадавший — Авраам — сам не простит обидчика и не помолится за него: «И молился Авраам Б-гу, и исцелил Б-г Авимелеха, и его жену, и его рабынь, и разрешились они» (там же, 17).

Подобным образом разворачиваются события и во время бунта Кораха против Моше. Чем закончился бунт, всем известно: «И сошли они и всё, им принадлежащее, живыми в могилу, и покрыла их земля, и пропали они из среды общины» (Берешит 16:33).

Один из 13-ти принципов веры, сформулированных Рамбамом, гласит: «Творец, благословенно имя Его, отвечает добром соблюдающим Его заповеди и карает тех, кто их нарушает». Т. е. Создатель награждает праведников и наказывает злодеев соответственно их действиям. Зло не может остаться безнаказанным (если оно не было исправлено), это очевидно. Однако место и время расплаты могут быть разными.

Великий Рамхаль пишет в своей книге «Путь Творца»: воздаяние за грех возможно в трёх вариантах: первый — абсолютные грешники будут отвергнуты и, получив в этом мире награду за свои немногочисленные заслуги, исчезнут для Будущего мира. Второй вариант — очищение в Геиноме: «для тех, в ком зло весьма усилилось, но не настолько, чтобы их приговор был — совершенное истребление». И третий вариант — для воздаяния за неверные действия праведника существует этот мир, в нем праведник получит наказание за свои грехи в виде страданий [1].

Если дело обстоит так, как пишет Рамхаль, возникает вопрос: почему же Б-г вмешался и наказал Авимелеха и общину Кораха в этом мире? Вряд ли их можно отнести к числу больших праведников, которых Всевышний в этом мире «готовит» к абсолютному благу Мира грядущего.

В этих случаях проблема в другом.

Корах оспаривал избранность Моше и Аарона — «…полно вам! ведь вся община, все святы, и среди них Господь. Отчего же возноситесь вы над собранием Господним?!» (Бэмидбар 16:3) — и вместе с этим истинность Торы, переданной через Моше. Дело было не только в оскорблении, нанесённом Моше, под вопросом было будущее евреев как народа Торы. Ради этого будущего Творец совершает явное чудо и наказывает виновных: «И сказал Моше (предвещая конец общины Кораха — Н. Ж.): из этого станет вам известно, что Господь послал меня совершить все деяния эти, что это не от сердца моего» (там же, 28) [2].

Почему Всевышний заступился за Авраама? Вся жизнь Авраама была посвящена распространению знания о едином Б-ге. «Князь Б-жий ты среди нас» — говорили ему хетийцы (Берешит 23:6). По всей видимости, унижение Авраама, оставшись безнаказанным, стало бы осквернением Имени Творца, знание о Котором нес Авраам. Всевышний не пожелал допустить этого [3].

Из сказанного мы можем сделать вывод, что без особой причины Всевышний не будет немедленно вмешиваться и наказывать обидчика, даже когда обижен праведник. Тем более, если обижен простой человек, такой, как мы. Поэтому, если нас обидели, стоит оставить мысли о немедленном восстановлении справедливости — пусть Создатель Сам решает, как её восстанавливать, — и переключиться на что-то более позитивное.

Есть ещё одна причина, по которой не стоит стремиться увидеть падение своего обидчика. В трактате Пиркей Авот (4:19) приведены слова мудреца по имени Шмуэль а-Катан, который часто цитировал стих из книги Мишлей — Притч царя Соломона (24:17, 18): «При падении врага твоего не радуйся, и, если споткнется он, да не возликует сердце твое. А то увидит Господь, и не угодно будет в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой». Комментарий раби Овадьи из Бертиноро (который принято называть Бартанура) добавляет: «отвратит от него — и направит на тебя» — не стоит радоваться проявлению Меры Суда в этом мире, в конце концов, все мы живём только благодаря Мере Милосердия Всевышнего.

В Гмаре (Брахот 10а) рассказано о хулиганах, которые сильно досаждали раби Меиру. Раби Меир молился об их смерти (чтобы не заслужили ещё большего наказания, раби Меир заботился о хулиганах). Сказала ему Брурия, жена его: «Надо молиться, чтобы пропали грехи, а не сами грешники. Проси за них, и они раскаются». Раби Меир так и поступил, и хулиганы расскаялись.

С уважением, Нохум Желязник


[1] Но важно знать, и Рамхаль далее говорит об этом, что мы можем понять только некоторые основные принципы воздаяния людям за их поступки, но никак не можем претендовать на полное понимание действий Творца в том или ином частном случае.

[2] Интересно, что именно этот стих приводит Рамбам, обосновывая восьмой принцип веры — «Вся Тора, которой мы обладаем ныне, была дана Всевышним Моше-Рабейну». Именно после кары, понесенной общиной Кораха, не осталось возможности оспаривать истинность Торы как Б-жественного учения (рав Яаков Крайзлер).

[3] Еще один похожий пример находим в книге Млахим (Царей) I в начале 13-ой главы, где говорится о застывшей руке царя Йаровама, когда тот попытался схватить пророка Идо, обличавшего его от имени Всевышнего (подсказал рав Яаков Крайзлер).

Материалы по теме


В каждом из нас, безусловно, заложен огромный потенциал, и есть мнение, что тот, кто добился успеха в жизни — это тот, кто просто-напросто смог раскрыть свой потенциал Читать дальше