Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Израиль побеждал Амалека, пока руки Моше были подняты?

Темы: Моше, Война, Амалек, Молитва, Вера

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый раввин. Вопрос по книге Шмот, гл. 17: во время битвы с амалекитянами Моше держал руки поднятыми и, когда они были подняты, Израиль побеждал. Что значило это поднятие рук? Некоторые толкуют, что, якобы, Моше держал руки крестообразно, но ничего такого в 17 главе нет.

Отвечает рав Арье Гальчук

Шалом!

Сказано в Торе: «И пришел Амалек и стал воевать с Израилем в Рефидиме. И сказал Моше Йеошуа: “Выбери нам мужей и выходи на войну с Амалеком! Завтра я встану на вершине холма с посохом Всесильного Б-га в руке моей”. И сделал Йеошуа, как сказал ему Моше о войне с Амалеком, а Моше, Аарон и Хур взошли на вершину холма. И было — как поднимет Моше руку свою, одолевал Израиль, а если опустит руку свою, одолевал Амалек. И отяжелели руки Моше, и взяли они камень, и положили под него, и он сел на него, а Аарон и Хур поддерживали руки его — один с одной, а другой с другой стороны, и были его руки тверды до захода солнца» (Шмот, 17:8-12).

В переводе Ункелоса (классический перевод Торы на арамейский язык) сказано так: «И были его руки простерты в молитве до захода солнца». Видя то, что руки Моше простерты в молитве, все евреи также обращались в безмолвной молитве к Творцу мира, и это помогало им одолевать врага, а Моше давало силы не опускать руки. Но, если вера евреев ослабевала и они начинали сомневаться в помощи Всевышнего, у Моше «опускались руки». Они тяжелели, и он не мог их удержать, а евреи, глядя на это, теряли остатки своего боевого духа.

Вы правы, в тексте Торы нет и намека на то, что Моше держал руки крестообразно. Более того, из того что Тора не указывает на эту существенную деталь, следует, что он держал руки обычным образом. Ведь задача Писания — объяснить нам что-то, а не запутать. Что же касается толкования «некоторых», вероятно, их цель найти в Торе то, что им хочется, а не то, что там написано.

Но вот какое объяснение предлагает рав Моше-Давид Вали (1697-1776, Италия) в своей книге «Брит Олам» (комментарии на книгу Шмот). Он обращает внимание на интересную деталь — написано: «И было — как поднимет Моше руку свою, одолевал Израиль, а если опустит руку свою, одолевал Амалек». Рав Моше-Давид Вали объясняет: отложив в сторону посох, Моше поднял руки, соединив их вместе. Это действие должно было символизировать Высшее единство и помочь одолеть духовный корень Амалека, суть которого — разрушив это единство, разорвать связь между миром и Творцом.

Но Моше-рабейну все-таки был человеком, он мог уставать. Кроме того, одна из духовных задач Амалека — внести тяжесть и усталость в служение Творцу. Поэтому руки Моше начали тяжелеть, и он стал опускать их по очереди — то одну, то другую, нарушая символическое единство и давая Амалеку воспрянуть духом в бою. Когда евреи поняли, в чем причина неожиданных приливов силы у Амалека, они посадили Моше на камень и стали поддерживать его руки, чтобы они оставались соединенными. Поэтому в Торе сказано (дословно): «И было (в единственном числе) — его руки тверды до захода солнца», словно две его руки слились в одну.

С уважением, Арье Гальчук

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ