Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что за свиток Торы нашел царь Йошияу?

Темы: Исправление, Моше, Идолопоклонство, Храм, Устная Тора, Цари Израиля

Отложить Отложено

Шалом! Прочитал, как царь Йошиягу нашёл Тору и отпраздновал Песах.

Какой именно свиток он обнаружил? До того времени Песах не отмечался вообще в течение ряда лет? Если в то время так сильно старались уничтожить Письменную Тору цари-идолопоклонники, то что было с Устной? Кто ее передал? Получается ли, что евреи на время забыли Устный Закон?

Отвечает рав Нахум Шатхин

Здравствуйте!

Свиток Торы царя Йошияу

Прежде всего, заметим, что Ваш вопрос — один из наиболее частых. Он возникает у каждого, кто внимательно читает книгу Млахим (Цари II 22:8): «И сказал первосвященник Хйлькийау Шафану, писцу: книгу Торы нашел я в доме Господнем. И подал Хйлькийа книгу Шафану, и тот читал ее».

1. О том, что произошло в годы правления царя Йошияу, сказано в Иерусалимском Талмуде. А наиболее подробно об этом пишет Маари Альбо в «Сефер а-Икарим» («Книге основ» 3:22).

Праведный царь Йошияу решил произвести капитальный ремонт Иерусалимского Храма, который не ремонтировался более двухсот лет. Всевышний «использовал этот момент», чтобы намекнуть евреям: не мешало бы провести и духовный капитальный ремонт. Чтобы побудить их к раскаянию, Всевышний дал им возможность найти спрятанный свиток Торы, написанный самим Моше незадолго до кончины. Всего Моше написал тринадцать свитков, которые были разосланы коленам Израиля.

По Закону евреи должны читать Тору трижды в неделю. Каждый раз свиток перематывают до необходимого места и он остается в таком виде до следующего использования. Однако свиток Моше, находившийся в Храме, всегда был перемотан на начало потому, что почти не использовался. И вот его «случайно» нашли во время ремонта. (Он действительно мог быть утерян, потому что до Йошияу правил его нечестивый отец Амон. А до этого — и нечестивый дед Менаше, который, правда, в последние годы пришел к раскаянию и жил как праведный еврей; см. лекцию «Цари Менаше и Амон»).

И этот свиток был обнаружен перемотанным не на начало, а почти в конец, и открыт на стихе: «Отведет Господь тебя и царя твоего, которого ты поставишь над собою, к народу, которого не знал ни ты, ни отцы твои, и будешь ты там служить божествам иным — дереву и камню» (Дварим 28:36). (То есть, открыв свиток, люди увидели именно тот лист, во главе которого находился этот стих).

Это было воспринято как предупреждение о грядущем наказании. Поэтому Йошияу и разорвал свои одежды, как положено при трауре. Ну, а дальше Вы сами легко всё поймете по тексту. За правильное отношение к предостережению Свыше наказание за грехи народа пришло не в дни Йошияу, а двадцать два года спустя.

2. Предыдущие нечестивые цари — Амон, Менаше и другие — не старались целенаправленно уничтожить Тору. Соответственно, тот, кто не хотел поклоняться идолам, мог соблюдать Тору, если не открыто, то уж тайно — точно. Кроме того, предположение, которое «напрашивается» после чтения этой главы, — о том, что Тора была забыта, опровергается обещанием в самой Торе:

«Когда Я введу его (народ) в землю, как Я клялся отцам их, текущую молоком и медом, и он будет есть, и когда насытится и утучнеет, и обратится к богам иным, и будет он служить им, а Меня отвергнет, и нарушит он завет Мой, То вот, когда постигнут его многочисленные бедствия и невзгоды, будет песнь эта свидетельствовать против него как свидетель, так как она не забудется в устах потомства его; ибо знаю Я стремление его, которое он осуществит, (уже) сегодня, прежде чем Я ввел его в землю, о которой Я клялся» (Дварим 31:20, 21).

3. А ответственность за передачу Устной Торы лежала на лидерах народа. Они отбирали и воспитывали учеников-преемников, которые продолжали путь своих учителей.

Один из примеров. В Книге Даниэля рассказано о последнем дне царя Бельшацара, внука Невуходнецара. Во время пира, как известно, на стене появилась надпись. Никто из присутствующих, а там наверняка были и еврейские мудрецы, не смог ее прочитать. Почему? По мнению Радбаза, надпись была сделана «ассирийским письмом» (ктав ашурит), а в те времена так были написаны только заповеди на Скрижалях Завета. Никто не мог увидеть их и остаться в живых.

Только Даниэль смог прочесть надпись — потому, что получил знания об этом шрифте от своих учителей. Разумеется, и другие великие люди того поколения, такие, как Эзра, Нехемия и Мордехай, также могли бы ее прочесть. (Уже позже Эзра снял с ассирийского письма гриф «совершенно секретно», и сегодня наши свитки Торы, тфилин и мезузы пишутся шрифтом ашурит).

С уважением, Нахум Шатхин

Материалы по теме


Готовность прислушиваться к окружающим и исправлять свои недостатки — одна из главных тем самосовершенствования человека в иудаизме. С другой стороны, критиковать тоже нужно уметь. Читать дальше