Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как правильно дотрагиваться до мезузы, когда заходишь в помещение?

Темы: Мезуза, Рамбам, Заповеди, Цицит, Тфилин, Единство Б-га, Ангел, Имя Творца, Обычаи, Любовь к Б-гу

Отложить Отложено

Шаббат Шалом (хорошей субботы), скажите, как правильно по Галахе (еврейскому Закону) дотрагиваться до мезузы, когда заходишь в помещение? Каким пальцем? Какой рукой? Нужно ли произносить благословение, и какое?

Отвечает рав Арье Гальчук

Шалом!

Здесь не существует каких-то обязательных и строгих правил. Гораздо важнее не забывать о том, что написано на свитке мезузы: о единстве Творца, о том, что Он избрал еврейский народ, избавил нас от египетского рабства и дал нам Свою Тору. Можно сказать, что в двух коротких отрывках из Торы на этом свитке упомянуты основы нашей веры, например, сотворение мира, всемогущество Всевышнего, Его руководство миром, награда и наказание, пророчество, грядущее избавление и другие (см. комментарий Рамбана в конце главы «Бо»).

Рамбам пишет («Законы тфилин, мезузы и свитков Торы», конец главы 6): «Следует быть особенно осторожным в исполнении заповеди о мезузе, поскольку это всеобщая и постоянная обязанность. И каждый раз, проходя мимо мезузы, человек вспоминает о единстве Творца и о любви к Нему. И даже если он погружен в заботы этого мира, он пробуждается ото сна, вспоминая, что нет в жизни ничего важнее, чем постижение мудрости Творца… Сказали мудрецы: “Если у человека тфилин на голове и на руке, цицит на одежде и мезуза на входе, можно быть уверенным, что он не согрешит”, поскольку эти заповеди не дадут ему забыть о Всевышнем. Они и есть те самые ангелы, которые защищают человека от греха, как сказано: “Стоит станом ангел Б-га вокруг боящихся Его и спасает их” (Тэилим 34:8)».

Поэтому стоит иногда, проходя мимо дверного косяка, обратить внимание на мезузу, чтобы она помогла нам вспомнить обо всех этих основах. Существует обычай, выходя из дома и входя в дом, прикоснуться к мезузе. При этом, выходя из дома, можно произнести: «Господь охранять будет исход твой и приход твой отныне и вовеки» (по Тэилим 121:7, см. Шульхан Арух, Йорэ Дэа 285:2, в примечаниях Рама).

Приводят слова Аризаля, что при этом следует приложить средний палец правой руки к тому месту на внешней стороне мезузы, где написано святое Имя ש-ד-י, и поцеловать этот палец (Биркей Йосеф, там же).

Отправляясь в дальний путь, прикасаются к мезузе и произносят: «Бэ-Шимха таль этале», приблизительный перевод: «Именем Твоим покроюсь (буду защищен) росой». Это слова из пиюта (религиозного гимна) «Эйлим бэ-йом мэхусан» раби Элазара а-Калира. Его когда-то читали во время повторения кантором молитвы Мусаф первого дня Песаха вместе с Молитвой о росе. Эти слова охраняют путника, что связано с их числовым значением (Шах, там же). Числовое значение слова טל («роса») соответствует числовому значению того Имени Всевышнего, которое принято писать на обратной стороне мезузы. Важно помнить, что произносить эти слова — красивый обычай, а не закон.

Некоторые даже стараются прикоснуться к каждой мезузе, мимо которой проходят. Так поступал, например, рав Яаков-Исраэль Каневский, более известный как Стайплер.

C уважением, Арье Гальчук

Материалы по теме


Фараон — «паро», как его называет Тора — у еврейских мудрецов считается олицетворением дурного начала, сил духовной нечистоты. Конечно, скорее всего за фигурой фараона Пятикнижия стоит вполне реальная историческая личность (правда, до сих пор ведутся споры, при каком именно из известных нам фараонов Древнего Египта происходили события Исхода). Но наши мудрецы говорят, что «фараон» может просыпаться в каждом из нас. Читать дальше