Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как правильно дотрагиваться до мезузы, когда заходишь в помещение?

Темы: Мезуза, Рамбам, Заповеди, Цицит, Тфилин, Единство Б-га, Ангел, Имя Творца, Обычаи, Любовь к Б-гу

Отложить Отложено

Шаббат Шалом (хорошей субботы), скажите, как правильно по Галахе (еврейскому Закону) дотрагиваться до мезузы, когда заходишь в помещение? Каким пальцем? Какой рукой? Нужно ли произносить благословение, и какое?

Отвечает рав Арье Гальчук

Шалом!

Здесь не существует каких-то обязательных и строгих правил. Гораздо важнее не забывать о том, что написано на свитке мезузы: о единстве Творца, о том, что Он избрал еврейский народ, избавил нас от египетского рабства и дал нам Свою Тору. Можно сказать, что в двух коротких отрывках из Торы на этом свитке упомянуты основы нашей веры, например, сотворение мира, всемогущество Всевышнего, Его руководство миром, награда и наказание, пророчество, грядущее избавление и другие (см. комментарий Рамбана в конце главы «Бо»).

Рамбам пишет («Законы тфилин, мезузы и свитков Торы», конец главы 6): «Следует быть особенно осторожным в исполнении заповеди о мезузе, поскольку это всеобщая и постоянная обязанность. И каждый раз, проходя мимо мезузы, человек вспоминает о единстве Творца и о любви к Нему. И даже если он погружен в заботы этого мира, он пробуждается ото сна, вспоминая, что нет в жизни ничего важнее, чем постижение мудрости Творца… Сказали мудрецы: “Если у человека тфилин на голове и на руке, цицит на одежде и мезуза на входе, можно быть уверенным, что он не согрешит”, поскольку эти заповеди не дадут ему забыть о Всевышнем. Они и есть те самые ангелы, которые защищают человека от греха, как сказано: “Стоит станом ангел Б-га вокруг боящихся Его и спасает их” (Тэилим 34:8)».

Поэтому стоит иногда, проходя мимо дверного косяка, обратить внимание на мезузу, чтобы она помогла нам вспомнить обо всех этих основах. Существует обычай, выходя из дома и входя в дом, прикоснуться к мезузе. При этом, выходя из дома, можно произнести: «Господь охранять будет исход твой и приход твой отныне и вовеки» (по Тэилим 121:7, см. Шульхан Арух, Йорэ Дэа 285:2, в примечаниях Рама).

Приводят слова Аризаля, что при этом следует приложить средний палец правой руки к тому месту на внешней стороне мезузы, где написано святое Имя ש-ד-י, и поцеловать этот палец (Биркей Йосеф, там же).

Отправляясь в дальний путь, прикасаются к мезузе и произносят: «Бэ-Шимха таль этале», приблизительный перевод: «Именем Твоим покроюсь (буду защищен) росой». Это слова из пиюта (религиозного гимна) «Эйлим бэ-йом мэхусан» раби Элазара а-Калира. Его когда-то читали во время повторения кантором молитвы Мусаф первого дня Песаха вместе с Молитвой о росе. Эти слова охраняют путника, что связано с их числовым значением (Шах, там же). Числовое значение слова טל («роса») соответствует числовому значению того Имени Всевышнего, которое принято писать на обратной стороне мезузы. Важно помнить, что произносить эти слова — красивый обычай, а не закон.

Некоторые даже стараются прикоснуться к каждой мезузе, мимо которой проходят. Так поступал, например, рав Яаков-Исраэль Каневский, более известный как Стайплер.

C уважением, Арье Гальчук

Материалы по теме

Пламя не спалит тебя. Еврейский народ в двухтысячелетнем галуте

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»

Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера

Повеления, Уставы, Законы…

Рав Овадья Климовский

Какие виды Законов соблюдал Авраам?

Чтобы понять и постичь 35. В чем отличие иудаизма от других основных мировых религий?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Иудаизм — монотеистическая религия. Она не только проповедует самосовершенствование, но и призывает помогать ближнему.

Еврейская одежда

А. Фейгин

Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше