Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кашрут. В чём смысл?

Темы: Кашрут, Заповеди, Бенцион Зильбер

Отложить Отложено

Растолкуйте, пожалуйста, смысл кашрута. Правильно ли то, что смысл кашрута заключается в том, что Б-г проверяет нас, сможем ли мы воздержаться? Какой основной смысл кашрута?

Ш., Москва

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемая Ш.!

Посылаю Вам цитату из книги моего отца, зацал, «Беседы о Торе», стр. 148-149:

«Сказано в этой главе (Ваикра, Шмини 11:42-44: «…не ешьте их, ибо они – мерзость. Не оскверняйте ваши души всякими мелкими ползающими животными…Ибо Я – Г-сподь, Б-г ваш, и освящайтесь, и будьте святы, ибо Я свят…»

Вероятно, Творец природы и человека, приказав Своему народу: «Будьте святы», - запретил евреям есть сало, кровь и некоторые виды животных, потому что эта пища уменьшает восприимчивость человека к святости, удаляет от неё.

Существует также взаимосвязь между тем, что мы едим, и нашей сущностью, нашей психикой и характером. Новая наука – диетопсихология – может уже немало сказать о влиянии пищи на поведение человека. Так, скажем, учёные поинтересовались, чем питался обслуживающий персонал немецких концлагерей. Выяснилось: в основном, свиной кровяной колбасой.

Мы знаем, что алкоголь опьяняет. Действует он на человека быстро. Есть вещества, действие которых медленно и не столь очевидно.

Комментатор Торы Рамбан пишет, что некашерная пища наносит вред душе, духовному складу человека и ожесточает сердце.

«…Не ешьте их… и будьте святы, ибо Я свят». Эти слова указывают на связь между соблюдением кашрута и формированием душевных качеств человека, потому что приведённый стих призывает подражать Всевышнему («будьте святы, ибо Я свят») и увязывает это со словами «не ешьте их».

В этой связи вспомним комментарий к словам «…чтобы Он был тебе Б-гом и чтобы идти по Его путям» (Дварим, 26:17). Наши мудрецы поясняют: «Он милосерден, и вы будьте так же милосердны; Он добр, и вы будьте так же добры», то есть развивайте в себе присущие Ему качества. А как это делать?

В Талмуде сказано (Йома, 39), что грех притупляет чувства и ожесточает сердце. Известный раввин раби Моше Исерлес говорил, что даже ребёнка не следует кормить запрещённой пищей: если он будет есть её, то в зрелом возрасте у него появятся дурные привычки…

Соблюдение кашрута не только укрепляет наше тело и возвеличивает душу, оно – необходимое условие сохранения самобытности и индивидуальности еврейского народа. Существует немало очевидных различий в образе жизни между нами и другими народами, но ограничения в еде занимают среди них особое место – это признак, по которому нас отличают от остальных, и особенность, которая в то же время сближает нас, евреев: «Один глоток сближает дальних» (Сангедрин,103 б)».

И то, что Вы говорите, чтобы мы учились сдерживаться, – тоже один из смыслов этого повеления Б-га.

С уважением,
Бен-Цион Зильбер

Читайте: Кашрут в странах СНГ

Материалы по теме


Еврейская традиция говорит, что Вс-вышний вместе с народом Израиля радуется празднику Торы — Симхат Тора. Читать дальше

Шмини Ацерет и Симхат Тора

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Кончился пир • Когда приговор скрепляется печатью • Молитва о дожде • Чудесная сила дождя • Симхат Тора • Цикл чтения Торы • «Четыре локтя «Галахи»» • Над временем • Обычаи Симхат Торы • «Исру Хаг» • Благословение месяца • Суббота «Берешит»

Суккот

Н. Изаксон

Мидраши и рассказы на темы праздника Суккот.

Суккот. Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

«Оцарот»

Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

Симхат Тора

Разные авторы

Симхат Тора и Шмини Ацерет — это один и тот же праздник. Только в диаспоре, где праздничных дней всегда два, первый день посвящают празднику Шмини Ацерет и молитве о дожде, а второй день — целиком Симхат Торе. В Эрец Исраэль, где все праздники продолжаются один день, Симхат Тора — праздник Торы — является частью праздника Шмини Ацерет.