Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Несмотря на преследования, изучение Торы в Эрец Исраэль не прекращалось. В некоторых местах продолжали функционировать ешивы

Новые ограничения

Влияние христианских священников на римские власти возрастало, что приводило ко все большему ограничению деятельности евреев. Строительство новых синагог запрещалось, ремонт старых был затруднен. Священникам удалось спровоцировать беспорядки низов, в результате которых были разрушены синагоги. Римский император отдал приказ восстановить и отстроить их заново. Но священникам путем давления и угроз удалось добиться отмены императорского распоряжения. Евреи были удалены со всех важных постов и должностей, был издан также указ, запрещающий им лишать наследства детей, перешедших в христианство.

Евреи и христиане, жившие в Эрец Исраэль, как правило, обращались для решения спорных вопросов и тяжб к рабану Гамлиэлю Шестому. Император запретил рабану Гамлиэлю разбирать тяжбы христиан, даже если они сами того желали. После смерти рабана Гамлиэля Шестого в 4185 (425) году император отменил должность наси — руководителя Санхедрина, которую на протяжении более чем 450 лет (с небольшим перерывом) занимали потомки Гилеля.

Разгул насилия

После раздела Римской империи на две половины — западную и восточную — Эрец Исраэль вошла в состав Восточной Римской империи, или Византии, столицей которой стал город Константинополь. Большинство императоров новой империи люто ненавидели евреев. Однажды в Антиохии разбушевавшиеся христиане сожгли синагогу, убили многих евреев и бросили их тела в огонь. Когда оставшиеся в живых пытались пожаловаться императору, тот со зверским цинизмом ответил: «Христиане заслуживают наказания за то, что не бросили евреев в огонь живьем».

Понятно, что после такого ответа у христиан были развязаны руки: многие синагоги были сожжены, а на их месте были построены церкви.

Одним из самых больших врагов евреев был император Юстиниан Первый (4287—4330/527—570). Он отобрал у евреев остатки, гражданских прав; свидетельство еврея против христианина считалось недействительным, кроме тех случаев, когда это было выгодно императорской казне. Справедливость преследований евреев он обосновывал следующим образом: «Евреи будут в униженном положении, потому что они сами хотят, чтобы их души были в униженном положении» (так как они отказались принять христианство).

Юстиниан создал свод законов Корпус Юрис. Эта книга на протяжении более чем тысячелетия являлась основой европейской юриспруденции. Десятки поколений, изучавшие по этой книге юриспруденцию, впитывали в себя представления о законности издевательств над евреями и лишения их гражданских прав.

Юстиниан запретил изучение Устной Торы и чтение Шма, которые по его мнению противоречили христианству.

Убежище Торы

Несмотря на преследования, изучение Торы в Эрец Исраэль не прекращалось. В некоторых местах продолжали функционировать ешивы. Однако занятия в них посвящались преимущественно изучению агады и уже установленной алахи. Большинство сборников агадот были записаны в Эрец Исраэль.

В Земле Израиля также были написаны первые песнопения (пиютим), сопровождавшие молитву. Порядок и основное содержание молитвы установили мудрецы Мишны и Талмуда. С тех пор к молитве добавлялись всевозможные песнопения (например, «Всевышний — Господин всех дел», который произносят в субботней молитве). В большинстве случаев авторы ранних пиютов оставались неизвестными. Первый известный нам сочинитель пиютов — Йоси бен Йоси. Наиболее значительные его произведения — пиют в молитве Мусаф на Рош ашана и Авода в Йом кипур. В них автор изливает душу и просит заступничества у Всевышнего от тяжелого гнета изгнания. Преследования не сломили евреев. Вопреки им возродилась и окрепла новая ветвь еврейского творчества, пережившая в веках своих притеснителей.

С давних времен в синагогах по шабатам и праздникам устраивались уроки алахи и агады. Когда Юстиниан запретил изучение Устной Торы, мудрецы Израиля ввели отрывки из алахи и агады в пиюты. Наиболее известные из сочинителей таких пиютов — Янай и р. Элазар Акалир. Сборник пиютов, принятый евреями ашкеназской общины, полон сочинениями р. Элазара Акалира. Пиюты Яная были утеряны, и только несколько лет назад их обнаружили и издали вновь.

Эпоха правления императора Гераклиана

Преследования евреев на время прекратились, когда персидский царь Косрао захватил Дамаск и оттуда направился в Эрец Исраэль. Евреи присоединились к его армии. В 4374 (614) году они вместе с персами захватили Иерусалим. Преследуемые и притесняемые евреи вдруг одержали победу. Четырнадцать лет продолжалось персидское владычество в Эрец Исраэль. С течением времени отношения между персами и евреями ухудшились. Евреи надеялись, что персидские власти возвратят им исконные еврейские земли, однако персидский наместник не только не исполнил их желания, но и выслал многих в Персию.

Между тем, византийский император Гераклиан собрал сильную армию и двинул ее в сторону Эрец Исраэль. Разочарованные поведением персов евреи заключили с Гераклианом союз. В 4389 (629) году Гераклиан захватил Иерусалим. Христианские священники потребовали от него наказания евреев за их помощь персам пятнадцать лет назад. Император вначале отказался это сделать, ссылаясь на клятву, данную евреям. Но священники продолжали настаивать и оказывать давление на императора. Они говорили, что разрыв клятвы с евреями — очень благочестивый поступок, а если император все же боится нарушить клятву, то они примут на себя дополнительные посты и откажутся не только от мяса, а также от яиц и рыбы и этим, наверняка, искупят его грех. Император лицемерно принял «жертву» злодеев и дал им право убивать евреев. По всей стране вновь начались преследования евреев. И снова бандиты могли безнаказанно проливать еврейскую кровь. Однако правление нечестивцев было недолговечным. В 4394 (634) году арабы приступили к завоеванию Эрец Исраэль, а в 4398 (638) году они захватили Иерусалим. Арабы разрешили евреям заниматься изучением Торы. Многочисленные беженцы стали возвращаться на родную землю. Арабы требовали от евреев только регулярной уплаты налогов и десятины с собранного урожая.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Цадик — по-еврейски это означает праведник, человек, ведущий праведную жизнь. Но есть ли какие-то более точные критерии, по которым человека можно назвать праведником? Читать дальше

Раби Леви-Ицхак из Бердичева

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...«Доброе утро, Владыка Вселенной! — обращался он на идиш к Творцу. — Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, от имени Твоего народа вызываю Тебя на суд! Что Ты имеешь против Своего народа?! Что Ты насел на Свой народ?!…Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, говорю: “Не сойду с этого места, пока не прекратятся бедствия народа Израиля, пока не придет избавление!”».

Праведник, которому плохо, и грешник, которому хорошо

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Из книги «Врата воздаяния»

Врата воздаяния. О Рае (Ган Эдене)

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Где находится Ган-Эден? И сколько их?

Врата Воздаяния. Суд Рош Ашана

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».

Рав Арье Левин

Рав Пинхас Шнайдер

Люди помнят о нем. А те, кто не знал о его существовании, прочтут надпись на табличке, прикрепленной к стене дома, где он жил, и спросят: «Кто это, рав Арье Левин?»…

Гер-Цедек — польский граф Потоцкий, ставший евреем

С. Бернфельд

Среди людей, которые перешли в иудаизм, было немало ярких личностей. Для многих такой шаг означал подписание себе смертного приговора. Граф Валентин Потоцкий, молодой человек, который разочаровался в католичестве, являет собой пример праведного прозелита.

Ликутей Амарим — Тания. Глава 1

Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»

Противопоставление самоощущения грешника и радости, с которой следует служить Всевышнему. Что собой представляют праведник, грешник и средний. Две души.

Пути праведников. Стыд

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».