Темы: Любовь, Муж и Жена, Лея Солганик
Здравствуйте! Меня очень мучает вопрос, касающийся семейных отношений. Есть ли грех и нарушение заповеди «И возлюби ближнего твоего, как самого себя!», в том, что семья живёт без любви и только по привычке? Восстановить былые отношения, как ни пытались, уже нельзя. Остались только потребительские отношения. Считается ли это грешным? Заранее спасибо за ответ. С уважением. Н
Уважаемая Н.,
Ваш вопрос очень общий и обширный.
Вся сущность еврейской семьи заключается в обновлении любви, а не в её истощении и не в рутине существования двух человек под одной крышей. Законы чистоты еврейской семьи на этом и основаны. Зачем женщина запрещена семь дней (после полного окончания месячных)? — «Чтобы желанной стала в глазах мужа, как в день хупы».
Невеста, которую жених желает и любит в день свадьбы, со временем становится занятой, взрослой женщиной. Как же она может снова стать для мужа такой же таинственной и привлекательной, как когда-то? Ведь природа человека — привыкать к тому, что есть, и даже самая любящая пара когда-нибудь может обнаружить, что любовь испарилась.
Создал Творец женщину так, чтобы каждый месяц она была запрещена мужу на определённый период времени (12—14 дней). Для того чтобы вновь пробудить у супругов чувство любви. Человек начинает больше ценить что-либо, когда лишается этого. Так и доступные привычные отношения вдруг становятся невозможными. Этот период — как период до свадьбы, когда жених и невеста с нетерпением ждут друг друга, знакомятся, учатся понимать друг друга. Отношения в этот период уподобляются также отношениям брата и сестры. В обычной семейной жизни, в забеге наперегонки со временем мужу и жене очень часто не хватает этих разговоров по душам. В еврейской семейной жизни есть периоды, когда основные усилия направлены на укрепление духовной связи, отношений брат-сестра, и есть периоды, когда основным является физическая связь, отношения муж-жена. В эти периоды в семье создаётся гармония, поддерживается и укрепляется любовь. Такое чередование не даёт любви испариться.
Вы не пишете, в какой сфере ваших семейных отношений рутина особенно сильна.
Но обычно эти две сферы зависят друг от друга — интимные отношения и взаимопонимание. Многие специалисты по семейным отношениям говорят: если приходят муж и жена и жалуются, что не могут что-то поделить, надо узнать, какие у них отношения в спальне. Это вещи взаимозависимые.
«Возлюби ближнего как самого себя» — это заповедь на всю жизнь. Всегда — когда хорошо и когда не совсем, когда весело и когда печально, когда легко и когда тяжело — мы должны «вкладывать» в своего ближнего. А самый ближний — это супруг/-а. Недостаточно сказать: я уже столько-то вложила — и всё ушло… Это как в анекдоте. Жена спрашивает мужа: «Дорогой! Ты меня любишь?» — «Я уже сказал тебе об этом на нашей свадьбе десять лет назад. Пока без изменений». Так и любовь невозможно «вложить», а потом рассчитывать, что есть «запас» — его надо постоянно пополнять.
Пример: жонглёр подбрасывает шарики. Перестал подбрасывать — всё упало. Надо быстро их подбирать и снова подкидывать, давая им движение. Так и любовь, и все остальные духовные ценности (вера, упование на Всевышнего, уважение, понимание, радость, спокойствие и т.д.) — требуют постоянной работы, вложений. Если чувствуем, что упустили, нельзя отчаиваться, а надо искать новый способ проявления любви.
Вы задали этот вопрос, значит, Вы уже понимаете, чего вам не хватает. Постановка диагноза — уже половина лечения.
«Просмотрите» свои семейные отношения во всех сферах и обратите внимание на те «участки», где нужна особая доза любви. Подумайте, что Вы можете вложить от себя — не ожидая от супруга того же. Как бы стать паровозом вашего общего поезда, чтобы не остаться отцепленным вагоном.
Заповедь любить ближнего подразумевает любовь к отдельному, «единичному» человеку. Ведь не сказано «любите друг друга».
Каждый может выполнять своё задание. Надо задействовать много желания, мудрости, оригинальности, воображения, творческих способностей, и, конечно, молиться об успехе в выполнении этого сложного задания. «Мудрая жена устраивает (строит) дом свой…» (Мишлей 14, 1). Или: мудрость женщины строит дом…
Даже один в поле воин, даже одна женщина, разумно поступая, может строить свою семью (когда супруг не помогает ей в этом).
Желаю Вам успеха и благословения Всевышнего Вашей семье, и помните, что отчаяние — это предмет, которому нет места в мире! Запаситесь надеждой и замечайте свои успехи и в личной жизни, и в жизни семьи в целом. Они послужат Вам трамплином для новых успехов.
С уважением, Лея Солганик
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»