Если человек занимается общественной деятельностью, он не должен ждать награды?11 апреля 2021 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! Я где-то читал, что, когда человек занимается общественной деятельностью, ему стоит это делать как бы бескорыстно (не ожидая отдачи) и тогда ему будет дан двойной зачет — за то, что он делает, и за то, что он это делает, не ожидая награды. Действительно ли это так? И, если так, то, может, есть еще какие-то причины, почему нужно отдавать, не ожидая отдачи? Константин Читать дальше |
|
Б-г поступил неэтично, обрекая некую группу людей на поклонение Себе?13 января 2021 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Здравствуйте, уважаемый рав! Интересуют два вопроса относительно исхода из Египта: 1. Книга Шмот (глава 10, стихи 24-26) рисует какую-то невероятную картину положения еврейских рабов в Египте: изнуряемые тяжелым трудом люди, занятые на производстве кирпичей и целенаправленно притесняемые ненавидящей их властью, обладают... собственными стадами мелкого и крупного скота, причем об этом факте известно фараону. Более того, глава 12 (стих 37), говорит о том, что стада эти были довольно внушительны. Не говоря уже о том, что из гл. 16 (стих 3) следует, что в рабстве они досыта питались мясом (для многих, даже свободных людей той и современной эпохи это непозволительная роскошь, не говоря уже о современных рабах, например узниках ГУЛАГа, которые были задействованы на не менее тяжких работах). Как можно объяснить эти факты? 2. Глава 32 той же книги Шмот рисует еще более непонятную картину. Аарон (человек, обладающий даром красноречия) не делает ни малейшей попытки успокоить народ, обеспокоенный отсутствием Моше, и создает им идола. По возращении Моше Аарон не берет на себя никакой ответственности и обвиняет во всем народ. Моше без указания Б-га убивает руками вооруженных мечами бывших рабов-левитов 3 тысячи своих собратьев. Сам Аарон между тем остается в живых, хотя часть его вины за содеянное — несомненна... Нет, вопрос не про пресловутую безнаказанность Аарона, а про события исхода в целом. Когда перечитываю книгу Шмот, у меня создается странное впечатление: обеспеченные скотоводы, не очень-то и желающие покидать Египет (и имевшие по этому поводу дискуссии с Моше еще там, см. гл. 14, стих 12), в сопровождении вооруженной мечами «армии» левитов под предводительством, видимо, малознакомых им Аарона и Моше покидают Египет. При этом Б-г намеренно считает нужным вести их окольным путем (см. гл. 13, стих 17), чтобы они не свернули на полпути, но не считает нужным если не предотвратить последующее поклонение тельцу, то хотя бы сообщить об этом Моше (поклонение, как известно, произошло не сразу же, а на следующий день). Более того, с той же легкостью с какой Он принял решение вывести народ из рабства, Он принимает впоследствии решение уничтожить его из-за поклонения тельцу. Из прочитанного я вижу намерение Моше руководить народом, причем не всегда по слову Б-га. (Аарон, избежавший в отличие от других смерти за содеянное, явно «равнее» остальных, и по сути его участь — пример неправедного суда). Я вижу намерение Б-га — сделать так, чтобы народ (выведенный ли из Египта или произведенный от Моше — видимо, не столь важно для Него) поклонялся Ему, и эта цель, видимо, оправдывает средства. Не кажется ли вам, что и подобный добровольно-принудительный исход, и фактически обречение некоей группы людей на поклонение Б-гу — ну, как минимум, не совсем, скажем так, этичны? С уважением. Читать дальше |
|
Почему ставят коронки над буквами в свитке Торы?29 декабря 2020 года, отвечает Рав Моше Сытин Шалом, уважаемый рав. Почему стоят коронки над буквами в свитке Торы? Читать дальше |
|
Ждать ли нам, что Б-г накажет наших обидчиков?23 декабря 2020 года, отвечает Рав Нахум Желязник Шалом! Йосеф убегает, далее идёт обман жены Потифара, после чего праведник оказывается в тюрьме. Вопрос: что с этой женой? Наказал ли Б-г обидчика праведника? И как быстро он это сделал? Ждать ли нам чего-то от Б-га в отношении наших обидчиков? Тода (спасибо). Ивар Читать дальше |
|
Как научиться довольствоваться малым?21 октября 2020 года, отвечает Рав Арье Гальчук Шалом. «Истапкут», как я знаю, — это довольствование малым. И как научиться этому? Это наша личная интеллектуальная работа или подарок и чувство Свыше? Или и то, и другое? Это ведь очень нужное качество, и это один из путей для уверенности в Творце. Заранее большое спасибо. И спасибо огромное за ваш прекрасный и полный информации сайт! Это для меня очень ценно. Читать дальше |
|
Перевод Торы на греческий — это точно печальное событие?2 августа 2020 года, отвечает Рав Меир Мучник Прочитал, что в месяце Тевет нет ни одного хорошего дня в еврейской истории, в этом месяце вспоминают о печальных её событиях. Одно из таких событий — это перевод Торы, который сделали 70 (или 72) переводчика. Но также прочитал, что в «Дварим» написано: Моше начал объяснять Учение по ту сторону Иордана, в земле Моав. И Раши объясняет, что Моше перевёл Тору на 70 языков. Почему же перевод на один язык 70-ти переводчиков — это печальное событие, а перевод Моше на 70 языков — не печальное событие? Спасибо, Владимир Читать дальше |
|
Почему Моше так страстно желал войти в Эрец-Исраэль?31 июля 2020 года, отвечает Рав Берл Набутовский Почему Моше так страстно желал войти в Эрец Исраэль, и почему Б-г отказал ему в этом? Читать дальше |
|
Во всем мире — кризис руководства… Иудаизм говорит о том, каким должен быть руководитель?20 июля 2020 года, отвечает Рав Яков Шуб Недавно прочитал о мировом кризисе руководства. Из-за неразберихи и неопределенности во время коронавируса люди повсеместно перестали доверять своим руководителям, причем не только на государственном уровне, но и на предприятиях, частных фирмах и даже в учебных заведениях. А иудаизм говорит что-то о том, каким должен быть руководитель? Читать дальше |
|
Почему Тора заканчивается на моменте, когда еврейский народ только собирается войти в Землю Кнаан?16 июля 2020 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Добрый день. Спасибо раву Бенциону Зильберу за интересные лекции по недельным главам Торы. Уже много лекций прослушал и не перестаю удивляться, как много мудрости в этой Книге. Хочу задать раву вопрос: Вы неоднократно подчеркиваете, что многие события Торы — это прообразы будущих исторических событий с еврейским народом. Меня давно интересовала мысль: почему Тора заканчивается на моменте, когда еврейский народ только собирается войти в землю Кнаан, а не уже вошел в нее? Ведь это было бы еще несколько дополнительных глав, но повествование выглядело бы более законченным. И еще более странный факт, что сам Моше в землю Кнаан не входит, а передает эту почетную миссию Йеошуа бин-Нуну. При чем здесь вообще Йеошуа бин-Нун? Если бы Тору писал человек, то «логичней» было бы ее завершить именно вхождением еврейского народа в обещанную землю под предводительством Моше (который это заслужил). А так Б-г передает эту миссию какому-то новому человеку, и даже на просьбы Моше не реагирует (т. е. для Б-га это принципиально). У меня возникла мысль: не является ли Йеошуа бин-Нун прообразом Машиаха, а Эрец-Исраэль — прообразом Грядущего мира или тысячелетнего царства Машиаха, куда Машиах и введет еврейский народ и всё человечество в конце истории (начав этим как бы новый этап духовной истории мира)? Тем более, имя Йеошуа бин-Нуна как-то странно выделяется своим «бин» (с йуд), возможно, намекая на то, что он чем-то особенный? Спасибо. Роман Читать дальше |
|
Моше «улучшил» заповедь Всевышнего?10 июля 2020 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом Рав и Шавуа Тов)) Помогите, пожалуйста, разобраться с вопросом по Торе. Написано в Книге ЧИСЛА, Недельный раздел Пинхас. Отрывок: «Иеhошуа — приемник Моисея» 27:18 и 27:22. /18/ И СКАЗАЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ: «ВОЗЬМИ СЕБЕ ЙЕhОШУА, СЫНА НУНА, ЧЕЛОВЕКА, СИЛЬНОГО ДУХОМ, И ВОЗЛОЖИ НА НЕГО РУКУ ТВОЮ». /23/ И ВОЗЛОЖИЛ РУКИ СВОИ НА НЕГО, И ДАЛ ЕМУ УКАЗАНИЯ, КАК ГОВОРИЛ БОГ ЧЕРЕЗ МОШЕ. Как видно из приведенных отрывков, Моше не выполнил указание Ашема В ТОЧНОСТИ, он сделал иначе. Известные комментаторы объясняют это следующим образом: Раши: 23. «И возложил он руки свои» Великодушно и более того, чем ему было велено, ибо Святой, благословен Он, сказал ему: «И возложи твою руку», а он исполнил обеими руками и превратил его в сосуд, полный доверху, щедро наполнив его своей мудростью [Сифре]. Сончино: 23. «И возложил руки свои на него Моше» Всевышний повелел возложить руку на голову Йеhошуа в момент посвящения его (см. стих 18). Но Моше добавляет к той минимальной заповеди, которую он должен был исполнить, и кладет на голову своего ученика обе руки. Тем самым он показал, насколько сильным было его желание, чтобы человек, который придет ему на смену, справился с возложенными на него задачами (Мидраш). Моше не был похож на тех людей, которые страстно желают, чтобы их преемник терпел неудачу за неудачей, доказывая тем самым, что лучшего руководителя, чем его предшественник, никогда не было и быть не может. Оба комментатора отвечают на вопрос о том, что побудило Моше поступить иначе, чем ему было велено Ашемом, то есть, по сути, нарушить указание. Если именно так надо было бы поступить, как поступил Моше, непонятно, почему Ашем велел ему сделать иначе. Тора описывает несколько случаев, когда отступление от точного исполнения повеления Ашема повлекло большие суды (например, известный случай со скалой и другие). И в наше время мы не прибавляем к тому, что нам предписано, например не повязываем два тфиллина одновременно. Известно, что любой стих Торы (и даже любая буква) имеют разные уровни значений, от простого до скрытого. Поэтому хочу разобраться с этим (уверен, кажущимся) противоречием основательно. Вопрос: как объяснить это противоречие — в указании Ашема и действиях Моше. Именно само противоречие, а не побудительные мотивы поступка Моше. Хаим Таль, Одесса Читать дальше |
|
Почему Б-г вообще имел общение с таким человеком, как Билам?3 июля 2020 года, отвечает Рав Зеев Урман Шалом! Вопрос о Биламе. Скажите, почему Б-г вообще имел хоть какое-то общение с таким человеком, как Билам (пусть даже под именем Элоким)? Или давал Биламу такую возможность — обращаться к Нему? С уважением, Дмитрий Читать дальше |
|
Кто вошел в рай при жизни?20 мая 2020 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом! Кто были те, кто по традиции (традиция насчитывает девять таких) вошли в рай при жизни? Как я помню, среди них — дочь фараона, которая спасла Моше. А кто были остальные? Читать дальше |
|
Тора учит считывать по лицу человека, кто перед тобой?30 апреля 2020 года, отвечает Рав Александр Красильщиков Шалом! В Торе есть такая мудрость, которая называется Хохмат а-парцуф, или «Мудрость лица». Это умение считывать по лицу человека, кто перед тобой. У многих людей эта мудрость приходит с опытом. У кого-то она врождённая или интуитивная. А есть ряд книг, описывающих лица порядочных и праведных людей и лица подлецов, врунов и преступников. Откуда пошло это наблюдение, есть ли подробные примеры и описания этого? Сегодня этим опытом кто-то пользуется? Элимелех Читать дальше |
|
Почему в исторических источниках нет сведений о том, что некий фараон утонул из-за некоего Моисея?16 февраля 2020 года, отвечает Рав Меир Мучник Доброго времени суток! Несколько дней назад мой преподаватель в институте сказал такую фразу, дословную точность я не гарантирую: «Любопытно, что синхронные исторические источники сохранили в себе сведения о гибели египетского фараона на охоте, а о том, что некий фараон утонул в море, преследуя некоего Моисея, — нет». Ведь действительно странно, что Тора не называет упоминаемого фараона по имени, несмотря на то, что она часто уделяет именам много внимания. Как мне отразить атеистический выпад Михаила Станиславовича? Станислав Читать дальше |
|
Как три коэна в пустыне могли принести такое множество пасхальных жертв за полдня?5 февраля 2020 года, отвечает Рав Моше Сытин Как три коэна в пустыне могли принести столько пасхальных жертв за полдня? Ведь жертву должны были принести все: и мужчины, и женщины, а мужчин было 600 000. Получается, что всего нужно было принести больше миллиона жертв?! Как три коэна могли такое осуществить? Читать дальше |
|
Что за свиток Торы нашел царь Йошияу?4 февраля 2020 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом! Прочитал, как царь Йошиягу нашёл Тору и отпраздновал Песах. Какой именно свиток он обнаружил? До того времени Песах не отмечался вообще в течение ряда лет? Если в то время так сильно старались уничтожить Письменную Тору цари-идолопоклонники, то что было с Устной? Кто ее передал? Получается ли, что евреи на время забыли Устный Закон? Читать дальше |
|
Сильные дожди в Израиле, особенно, в Тель-Авиве — наказание за публичное нарушение субботы?26 января 2020 года, отвечает Рав Меир Мучник Глубокоуважаемые раббаним, сильные дожди в Израиле, особенно, в Тель-Авиве — это за недавнее общественное нарушение шаббата? Тимур Читать дальше |
|
Почему Творец, посылая Моше к фараону, велел ему врать?23 января 2020 года, отвечает Рав Натан Агрес Меня мучает такой вопрос. Почему Творец, посылая Моше к фараону, велел ему врать, что они собираются уйти только на три дня, чтоб совершить жертвоприношения, а после этого вернуться? Ведь это же ложь, а врать без крайней нужды нам запрещено. Разве нельзя было сразу просить отпустить народ навсегда? Разве фараон после казней не отпустил бы, если бы ему сказали правду? Разве фараон сам не догадался, что евреи хотят уйти насовсем? Заранее большое спасибо. Читать дальше |
|
Как научиться быть довольным своей участью?19 января 2020 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом, как научиться быть довольным своей участью? Читать дальше |
|
Почему Тора называет Моше — трехмесячного младенца — юношей?17 января 2020 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом, уважаемые раввины! У меня вопрос по стиху из главы Шмот: «И открыла она, и увидела его, младенца (йелэд); и вот, дитя (наар) плачет» (2:6). О младенце Моше здесь сказано, что он наар — юноша (хотя это слово переведено как «дитя»). Как можно разрешить это явное противоречие? Спасибо! Читать дальше |
|
Почему даже великие праведники боялись простых смертных людей?22 ноября 2019 года, отвечает Рав Овадья Климовский Доброго времени суток, уважаемые раввины, большое спасибо за все ваши предыдущие ответы. Помогите, пожалуйста, разобраться в следующем вопросе. Мы многое учим из поведения наших праотцов и других цадиким (праведников), стараемся «унаследовать» их поведение, которое было угодно Б-гу. И просто сказать, что они достойны уважения за то, что оставались преданными Творцу и Его Торе на протяжении всей жизни будет недостаточным, действительно, вряд ли есть человек, который мог бы повторить их поступки. Но, с другой стороны, их души были другого качества и их контакт с Всевышним находился на другом уровне. И мне совсем непонятно, почему даже великие праведники боялись простых смертных людей, Авраам — фараона, Ицхак — Ишмаэля, Яков — Эсава и Лавана, а также жителей Шхема, Моше спасался бегством после смерти египтянина-надсмотрщика, а также опасался евреев, когда водил их в пустыне. И подобных примеров много. Почему они боялись, если знали, что Сам Святой, благословенно Его имя, защищает их? Ведь было и другое, сам Авраам бросился в погоню за пятью царями, чтобы вернуть Лота? N. Читать дальше |
|
Интересуюсь: где был Б-г, когда было язычество?10 ноября 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Уважаемый раввин, интересуюсь: где был Б-г, когда было язычество, политеизм в древнем мире? Почему Он не проявил себя раньше, а только Моисею? Ведь о Нём не знали до этого. Аниса Читать дальше |
|
Когда появилась литургия Слихот?20 сентября 2019 года, отвечает Рав Берл Набутовский Когда появилась литургия Слихот? Интересно узнать об исторических предпосылках. На еврейских сайтах пишут одно и то же, копируя статьи друг у друга. Ведь в Торе нет прямого указания, как о Песах, например. Как и когда возникла эта литургия? Спасибо, Э. Читать дальше |
|
За что страдают дети?19 сентября 2019 года, отвечает Рав Зеев Урман Шалом, уважаемые раввины. Сижу дома с ребёнком и задаюсь вопросом: вот такой маленький человечек, а такие муки — 1) рождаться больно; 2) потом колики; 3) зубы тоже больно; 4) учишься ходить — шишки собираешь... За что им, маленьким, такие страдания? Для чего? Про мам как-то понятно, «нам прописано», но ведь мама может страдать и без того, чтобы ребёнок болел. Анна Читать дальше |
|
Почему, если кто-то богат или красив физически, он не обязательно богат или красив духовно?3 сентября 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте. В Песах принято есть «согласно царскому обычаю», уподобляясь в поведении свободным и знатным людям. Но при этом мы предполагаем, что статус и титул в материальном мире не всегда соответствует духовным заслугам. Почему же тогда нужно вести себя соответственно статусу материального мира? Имеет ли это духовную аналогию? И вытекающий из этого вопрос. Если в материальном мире есть предметы и явления, которые имеют аналоги в духовном мире, то почему какие-то материальные явления (богатство, статус) не всегда имеют прямую связь со своими духовными аналогами (духовное богатство)? То есть богатство в материальном мире не обязательно значит богатство духовное. Я читала ответ на похожий вопрос, что богатство и статус могут быть и испытанием, и платой за те немногие добрые дела, которые совершает человек, привязанный к материальному. Но получается, что связь и отражение духовного в материальном не настолько очевидны и прямолинейны? Помогите, пожалуйста, понять. Спасибо! Анастасия Читать дальше |
|
Как Моше мог перечить Всевышнему? Выпрашивал, пререкался, даже ангела смерти посохом отметелил...16 августа 2019 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. Недавно прочитал о смерти Моше вот тут «Рассказы еврейских мудрецов о смерти Моше» и пришел в замешательство. До этого я знал лишь, что Моше взошел на гору Нево и там умер по слову Господнему, как положено смиренному праведнику. В указанной же статье описано чуть иначе: будто Моше хотел-таки вымолить у Б-га возможность войти в Землю Израиля, буквально выпрашивал, пререкался, чем разгневал Творца. Просил замолвить слово за него горы, море, даже ангелов. Потом уже согласен был просто жить в пустыне, подобно животному или птице, лишь бы не умирать в положенный срок. Дело дошло до того, что ангела, посланного за ним Господом, он посохом отметелил и прогнал обратно. Кончилось тем, что Сам Всевышний явился за ним, дескать, «Моше, хорош уже, время пришло» и лично забрал его душу. Как-то не вяжется в моем представлении образ пророка, который, как никто, должен был знать об устройстве мира и важности смирения и послушания, с описанием смерти Моше в статье. Неужели Моше, как о нем сказано, самый скромный человек, смел перечить Ему? Дмитрий Читать дальше |
|
Творец дает Моше повеление подняться на гору и умереть. Почему это не записано в конце книги?26 июля 2019 года, отвечает Рав Овадья Климовский При чтении книги Бемидбар у меня возник такой вопрос: в главе Пинхас Творец даёт повеление Моше подняться на гору и умереть, но после этого повеления записаны многочисленные законы жертвоприношений. Почему это повеление (умереть) не записано в конце книги? Ведь так было бы логичнее. В чем здесь скрытый смысл? Спасибо. Михаил Читать дальше |
|
Почему Тора описывает события, произошедшие после ее дарования?4 июня 2019 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. У меня такой вопрос. Как Тора была дана Мойше на горе Синай и описывает события, произошедшие уже после дарования Торы, как то грех золотого тельца, скитания по пустыне и др., то есть получается будущее? Заранее спасибо за ответ. Читать дальше |
|
Для чего Б-г наделил Моше сиянием лица?24 января 2019 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Шалом! Для чего Б-г наделил Моисея сиянием лица после посещения горы Синай? Это было сделано, чтобы народ боялся его? (И боялись сыны Израиля подойти к нему). Что на этот счёт говорят наши мудрецы? Спасибо за ответы! Элимелех Читать дальше |
|
Как Тора относится к вигилантам, которые борются с несправедливостью, когда законы бездействуют?12 декабря 2018 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом, уважаемые раввины! Скажите, пожалуйста, как Тора относится к вигилантам? К людям, которые борются с несправедливостью, когда законы бездействуют? Есть заповедь — создать справедливые суды, а если этого нет, что тогда делать человеку? Надо уповать на Б-га, молиться, чтобы это исправилось, или действовать? Я — фанат комиксов, мне нравится персонаж Бэтмен. Он борется с преступностью, но незаконно, никого не убивает, преступников сдает властям. Как к нему бы отнеслись законы Торы? Я, когда думаю об этом, вспоминаю нашего пророка Моше, пусть его душа покоится в мире. Когда он увидел, как египтянин бьет еврея, он убил египтянина. Когда он увидел, как два еврея ругаются, он пытался их помирить. Короче говоря, он, по сути, был человеком действия. Как поступать еврею, когда он видит несправедливость? Может ли еврей применить физическую силу, чтобы спасти человека? Заранее спасибо за ответ! Мир вам, желаю процветания вашему сайту и пусть у вас все будет хорошо! Борух Ашем! Читать дальше |
|
Моше не знал, что награду и наказание человек получает в Будущем мире, а не в этом?10 октября 2018 года, отвечает Рав Менахем Эпель Добрый день, хотелось бы задать вопрос: когда Моше побывал на уроке Раби Акивы, он попросил у Всевышнего показать, какую награду получит Раби Акива. Моше увидел то, что увидел, и спросил Всевышнего: и это награда праведнику? Т.е. Моше был, мягко сказать, шокирован такой «наградой праведнику». Мой вопрос. Моше знал устройство миров, и, наверное, он знал, что и награда, и наказание относятся к Миру Будущему. Почему Моше тогда так отреагировал? С уважением, Oleksandr Читать дальше |
|
Почему дети Моше не сменили его на посту лидера?5 августа 2018 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом! Почему дети Моше не стали руководителями поколения? Почему лидерство не передаётся по наследству? Элимелех Читать дальше |
|
Куда смотрел Пинхас, и почему Моше не разгневался на него?6 июля 2018 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом. В НГ Матот описывается, как Моше рабейну послал по тысяче от колена и Пинхаса во главе отомстить мидьянитянам. Когда они вернулись, Моше рабейну разгневался на военачальников и т.д. Вопрос. Куда смотрел Пинхас, и почему не на него разгневался Моше? Йосеф Шалом Читать дальше |
|
Почему Моше сделал именно змея?22 июня 2018 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом. Когда Израильский народ был поражаем в пустыне змеями, почему Моше сделал именно змея, почему не цветок или еще что-то? Почему именно то, что поражало, именно это должно было и исцелить? Игорь Читать дальше |
|
Почему Моше изменил имя только Йеошуа, а не всем разведчикам?8 июня 2018 года, отвечает Рав Яков Гельфман Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, почему Моше не поменял имена всем разведчикам, так, как он это сделал Йеошуа, коль скоро это могло помочь и Моше вполне осознавал опасность для остальных? И ещё: Раши объясняет, что на момент выбора — они были достойными, но уже при выходе в разведку перестали быть таковыми. Означает ли это, что сам факт выбора оказался решающим? С. Читать дальше |
|
Отчего еврейский народ в пустыне был так «слеп»?19 марта 2018 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Дорогой раввин, помогите пожалуйста понять, отчего еврейский народ в пустыне, ведомый Самим Господом через Моше, был так «слеп»? После всех чудес, которые сотворил Господь своей сильной рукой в Египте, при выходе оттуда, а потом в пустыне, народ продолжает сомневаться, обвиняя Моше, а потом вообще просят Агарона, чтобы сделал им бога, который пойдет перед ними. Было ли дело в обычной человеческой глупости, либо зной и голод уморили их до такого состояния? Помогите понять настроение современников тех дней. Большое спасибо, Р. Читать дальше |
|
Почему Б-г не показал себя всему народу, чтобы ни у кого не было сомнений?14 марта 2018 года, отвечает Рав Даниель Маршальский В Торе сказано, что, когда Господь на горе сходил к Моисею, всему народу было запрещено приближаться к ней. Аарон мог подняться, но фактически стоял в стороне и ничего не видел. Почему же Бог не показал себя всему народу, чтобы ни у кого не было сомнений, ведь евреи самый сомневающийся народ на свете? И это помогло бы избежать многих трагичных событий в истории Израиля. Иван Читать дальше |
|
Почему Моше Рабейну не считается отцом еврейского народа, как Авраам, Ицхак и Яаков?25 января 2018 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. У меня такой вопрос: почему Моше Рабейну не считается отцом еврейского народа, как Авраам, Ицхак и Яаков? Буду рада получить ответ. Спасибо, Оля Читать дальше |
|
Где находится граница свободы слова в отношении религии?27 декабря 2017 года, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день. Скажите, где находится граница свободы слова в отношении религии? Должно ли государство как-то регулировать эту сферу, если, например, «воинствующие атеисты» публикуют оскорбительные карикатуры на иудейских пророков, на Мессию, на святые места? И эти карикатуры, фильмы, выставки и т. д. носят именно оскорбительный, кощунственный характер с явной целью задеть верующих. На Западе, как я понимаю, это считают нормой «свободы слова», поэтому карикатуры на пророка Мухаммада или Иисуса Христа — в порядке вещей. В то же время в России за это штрафуют за «оскорбление чувств верующих». Как правильно должно вести себя государство в этом очень тонком вопросе? И как должны вести себя евреи, если кто-то сделает кощунственную выставку относительно иудейской религии или Шарли Эбдо опубликует непристойную карикатуру на еврейского пророка, например? Должны ли евреи «скушать» это из толерантности или что-то предпринять? Спасибо. Роман Читать дальше |
|
Что значит быть смирённым перед Всевышним?21 ноября 2017 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Уважаемый Рав! Объясните, пожалуйста, что значит быть смирённым перед Всевышним? Какими качествами нужно обладать, и как их развивать? Спасибо. N. Читать дальше |