Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Тора называет Моше — трехмесячного младенца — юношей?

Темы: Йосеф, Разум, Моше, Йеошуа бин-Нун, Шмуэль, Пинхас, Египет, Ицхак, Рут, Эстер, Шхина, Добро и Зло

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые раввины! У меня вопрос по стиху из главы Шмот: «И открыла она, и увидела его, младенца (йелэд); и вот, дитя (наар) плачет» (2:6). О младенце Моше здесь сказано, что он наар — юноша (хотя это слово переведено как «дитя»).

Как можно разрешить это явное противоречие? Спасибо!

Отвечает рав Нахум Шатхин

Здравствуйте, и спасибо за интересный вопрос!

В Мидраше Мишлей (1) мудрецы Мишны спорят о том, до какого возраста человек считается нааром. Раби Меир говорит — до двадцати четырех лет. Раби Акива — до тридцати лет. Раби Ишмаэль считает, что молодой человек зовется наар только до двадцати.

Рав Вертхаймер добавляет, что у людей до двадцати пяти лет разум (миросозерцание) еще не окончательно сформирован. Так, например, левиты начинают служить в Храме только по достижении двадцати пяти лет. А Рашба в одном из своих ответов (§ 415) пишет, что не должно человеку, не достигшему двадцати пяти лет, изучать «греческую мудрость» (науки). Потому что только по достижении этого возраста сознание человека становится достаточно зрелым, чтобы по-настоящему разграничивать предметы и понятия.

Народ Израиля наар

«Когда же вскормила его, то поднялась с ним, (взяв) трех быков и одну эйфу муки и мех вина, и привела его в дом Господа в Шило; отрок же был еще юным (вэ-а-наар наар)» (Шмуэль I 1:24). Что означают слова вэ-а-наар наар (а отрок был юн)? И, вообще, всегда ли слово наар означает «юноша»? Ведь Хана привела Шмуэля в Мишкан Шило, когда ему было всего два года. В таком возрасте детей называют не юношами, а мальчиками. Почему же Шмуэль назван здесь нааром?

Видимо, это слово не всегда обозначает возраст. Более того, в Танахе оно употребляется в применении к людям совершенно разных возрастов. Значит, есть еще причина, по которой используется именно это слово. Батья находит трехмесячного младенца — Моше, а он назван нааром.Вы цитируете: «И открыла она, и увидела его, младенца; и вот, дитя плачет (наар бохэ)» (Шмот 2:6).

Йосеф продан в Египет в возрасте семнадцати лет, и он наар (Берешит 41:12). А вот стих, в котором вообще фигурируют три наара, один старше другого. «И сказал Авраам отрокам своим (эль нэарав): сидите здесь с ослом, а я и этот отрок (вэ-а-наар) пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам» (Берешит 22:5). По одному из мнений, Ицхаку во время жертвоприношения было тридцать семь лет. А двое юношей, что остались с ослом, были не кто иные, как Элиэзер и Ишмаэль.

Моавитянка Рут приходит в Землю Израиля в возрасте сорока лет, но Боаз почему-то называет ее наара. «И сказал Боаз слуге своему, приставленному к жнецам: чья это девица (а-наара)?» (Рут 2:5).

А вот еще один «юноша», который к этому времени уже водил народ Израиля на войну с Амалеком. «И говорил Господь с Моше лицом к лицу, как говорит кто с другом своим; и он возвращался в стан; а служитель его, Йеошуа, сын Нуна, юноша (наар), не отлучался от шатра» (Шмот 33:11). Здесь Йеошуа пятьдесят шесть лет.

Еще пример: далеко не молодые Калев и Пинхас названы нэарим: «И пошли юноши (а-нэарим) соглядатаи, и вывели Рахав, и отца ее, и мать ее, и братьев ее, и всех, кто у нее, и всех родных ее вывели…» (Йеошуа 6:23).

Пророк Ирмия говорит о себе, что он наар: «И сказал я: увы, Господи Б-же, ведь я не умею говорить, ибо я (еще) отрок (ки наар анохи)» (Ирмияу 1:6).

А здесь перед нами «противоречие» прямо внутри одного стиха. «Арамейцы выходили бандами и взяли (однажды) в плен из земли Израильской маленькую девушку (наара ктанаָּ); и служила она жене Наамана» (Млахим II 5:2). Как может быть девушка «маленькой»? Если она маленькая — ктана (несовершеннолетняя, до 12 лет), то почему названа девушкой — наара!? Если же она девушка, то ей точно должно быть больше двенадцати?!

Комментаторы разрешают это противоречие следующим образом. Та еврейская девочка, действительно, была несовершеннолетней. Однако она была не по возрасту мудрой, почему ее и назвали девушкой. Благодаря своей мудрости она смогла распознать в болезни Наамана особую проказу, которая порождается не инфекцией, а духовными причинами. Поэтому она и послала Наамана не к врачевателю, а к пророку, чтобы тот указал на духовный корень проблемы и пути ее решения.

Из приведенных примеров абсолютно ясно только то, что слово наар может указывать практически на любой возраст. Значит, в этих случаях оно обозначает не возраст, а что-то иное. Поэтому нужен еще один пример, который поможет разобраться, что же оно означает. Сказал пророк Ошеа (11:1): «Ибо отрок (ки наар) Израиль, и полюбил Я его, и со (времен) Египта назвал Я сыном его». Видно, что наар — это особый статус. И неслучайно, поясняет Радак (Шмуэль I 1:24), слово наар одного корня со словом лэнаэр — «трясти», а также — «веять», подбрасывать обмолоченное зерно, чтобы очистить его от мякины и сора. Наар — тот, кто достиг способности отличать добро от зла и может добраться до духовных вершин.

Слово наар, поясняет Рамбан, выражает особую близость, как сказано: «И сказали отроки царя (наарэй а-мелех), прислуживавшие ему: пусть бы поискали для царя молодых девиц, красивых видом» (Мегилат Эстер 2:2). В царском дворце можно встретить разных людей. Есть должностные лица — министры, военачальники, а есть нэарим — юноши (поверенные, «адъютанты»). Нэарим, хоть и не занимают высокого положения в государственных структурах, являются самым близким окружением царя. Именно с ними царь делится своими личными проблемами и переживаниями. И они значительно ближе царю, чем многие государственные мужи.

Тора свидетельствует о Моше, что он наар (Шхина была с ним). Это значит: уже с рождения он обладал таким духовным потенциалом, что Всевышний всегда был рядом с ним.

Народ Израиля, несмотря на все свои грехи, является единственным, кто неизменно следовал путем своих праотцев, с верой во Всевышнего. Народ Израиля, всегда был самым близким к Творцу. Поэтому и говорит Он через пророка Ошеа: «Ибо отрок (ки наар) — Израиль, и полюбил Я его…»

С уважением, Нахум Шатхин

Материалы по теме


Центральное место в главе Аазину занимает Песнь, записанная пророком Моше. В этой Песне зашифрована вся история еврейского народа, от начала до самого конца. Читать дальше