Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Тора описывает события, произошедшие после ее дарования?

Темы: Пятикнижие, Моше, Свобода выбора, Дарование Торы, Натан Агрес, Письменная Тора

Отложить Отложено

Здравствуйте. У меня такой вопрос. Как Тора была дана Мойше на горе Синай и описывает события, произошедшие уже после дарования Торы, как то грех золотого тельца, скитания по пустыне и др., то есть получается будущее? Заранее спасибо за ответ.

Отвечает рав Натан Агрес

Уважаемый Аарон, спасибо за Ваш вопрос.

Дело в том, что, когда мы говорим о Торе, полученной Моше на Синае и о книге (свитке) Торы, знакомой нам, мы подразумеваем не одно и то же, хотя оба понятия принято называть — Торой. Имеется в виду разделение на Устную и Письменную Тору.

Основное значение слова «Тора» происходит от корня «морэ», «леорот» — учить, наставлять. Тора представляет собой свод законов и наставлений, переданных Творцом своему народу. И именно об этом идет речь, когда мы говорим о Синайском откровении. 7 Сивана 2448 года от сотворения мира, на глазах у всего народа Израиля, Всевышний спустился на гору Синай и произнес 10 речений, являющихся квинтэссенцией всех остальных заповедей. А затем Моше поднялся на вершину горы и прибывал там на протяжении сорока дней, чтобы получить весь свод указаний в раскрытом виде, но пока еще только в устной форме, и лишь 10 речений были запечатлены Всевышним на двух скрижалях (гораздо позже уже после разрушения Второго Храма, по необходимости была записана значительная часть Устной Торы, — это Талмуд, Мидраши, книга Зоар и др.).

Письменная Тора (Хумаш — Пятикнижие) также включает в себя вышеупомянутые законы, но уже не в раскрытом, а в сжатом, или более точно — в закодированном виде. Раби Моше ми-Куци (в предисловии к своей книге заповедей «Смаг») определил Письменную Тору, как краткий конспект Устной. Рав Шимшон-Рефаэль Ирш расширил эту аналогию, пояснив, что как в конспекте иногда достаточно какого-то особого значка или подчеркнутого слова, чтобы возобновить в памяти целый ряд идей и положений, так и в Письменной Торе особый порядок слов или лишняя буква содержат множество информации, полученной на Синае устно.

Кроме этого Хумаш содержит и исторические данные: историю сотворения мира и развития человечества, родословную наших праотцев, спуск в Египет и исход оттуда, дарование Торы, грех золотого тельца и грех разведчиков, из-за которого поколение выходцев не удостоились войти в землю Израиля, и далее, вплоть до начала завоевания обетованной земли в конце 40 лет скитаний по пустыне.

Вся Письменная Тора от первой до последней буквы была продиктована Моше непосредственно самим Всевышним (Рамбан в предисловии к Торе по словам Талмуда в трактате Менахот 30а). Но вот на счёт точного времени Её записи возник спор между мудрецами (Гитин 60а).

Согласно одному мнению, все пять книг Торы были даны в целостном виде и Моше записал их в день своей смерти в конце 40 лет своего правления. Тем не менее, отдельные главы всё же были записаны ранее, но не как книга «Торы», а для особых нужд, например, для заключения союза между Б-гом и народом или в целях учёбы.

Другое мнение гласит, что Тора записывалась постепенно, что называется, по ходу событий (в течении 40-летнего скитания по пустыне). Отдельные главы и отрывки Моше записывал в отдельные свитки, а в конце лишь сшил их в определённом порядке. Согласно этому мнению, пишет Рамбан (там же), первая книга Торы Берешит, а также начало второй книги Шмот, включая повеления о Мишкане — Скинии Завета, Моше записал в день Синайского откровения сразу после получения 10-ти речений.

В любом случае выяснилось, что нет никакого противоречия между дарованием Торы на Синае (в устном виде), и тем фактом, что Хумаш (Письменная Тора) описывает события, происшедшие после этого в течении 40-ка лет скитаний по пустыне.

С уважением, Натан Агрес

Материалы по теме

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Моше Рабейну — пророк Моисей

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Моше

Разве Тора была изначально разделена на книги?

Рав Реувен Куклин

Когда и почему появились названия книг Письменной Торы?

О разнице между всеми пророками и Моше-рабейну

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем»

Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше