Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Склонность давать милостыню — признак принадлежности к потомству отца нашего, Авраама, как сказано: «…ибо знаю Я, что он заповедает своим сыновьям (…) давать милостыню».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Почему Б-г не показал себя всему народу, чтобы ни у кого не было сомнений?

Темы: Аарон, Моше, Тора, Рав Даниэль Маршальский, Сокрытие

Отложить Отложено

В Торе сказано, что, когда Господь на горе сходил к Моисею, всему народу было запрещено приближаться к ней. Аарон мог подняться, но фактически стоял в стороне и ничего не видел. Почему же Бог не показал себя всему народу, чтобы ни у кого не было сомнений, ведь евреи самый сомневающийся народ на свете? И это помогло бы избежать многих трагичных событий в истории Израиля. Иван

Отвечает рав Даниель Маршальский

Здравствуйте, Иван.

Почему Б-г не показал себя всему народу, чтобы ни у кого не было сомнений?

Когда мы говорим о едином Б-ге, мы говорим о Б-ге, Который — вне рамок нашего понимания и сознания. Он — полностью за пределами нашего мира и поэтому недосягаем для нашего разума и восприятия. Тора начинается с рассказа о том, что Творец создал наш мир и всю вселенную. Так нам сразу сообщается, что Он — не часть этого мира, а его Создатель. Он управляет вселенной и всем, что в ней существует, но Сам — не часть этой этого. Как кузнец, изготовивший подкову, не является частью подковы. Ведь он её создал, а создатель не может являться частью собственного создания. Иначе возникнет вопрос: а что было с «кузнецом» до «изготовления подковы»? Так как мы знаем, что Всевышний создал вселенную, мы понимаем: Он является не частью вселенной, а её Создателем.

Поэтому для нас очевидно, что Он непостижим нашим разумом и восприятием. Он — вне категорий нашего мышления, так как оно выстроено в пределах нашей реальности, а Творец — вне ее пределов. Поэтому, когда мы говорим, что кто-то «видел» Всевышнего, нам понятно: речь не о телесно-физическом видении. Мы не можем Его ощущать с помощью физических органов, как физические предметы.

Когда мы говорим о постижении Творца, имеем в виду духовное постижение. Когда человек очищает свой разум от собственных интересов и пытается жить духовной жизнью, он осознаёт и видит реальность во всей её истине и ему совершено понятно — на уровне глубочайшей веры — что существует единый Творец, Которому следует служить и посвятить свою жизнь. Этот человек постигает Творца. Он не видит Его глазами и не слышит ушами, но для него совершенно очевидно существование Творца.

Когда мы говорим, что только Моше и Аарон познали Творца, а весь остальной народ — нет, это не означает, что Творец играл с народом в прятки, скрываясь от него. Тогда Ваш вопрос был бы «на месте»: почему Он не «показался» народу? Это разрешило бы все сомнения! Речь идет о том, что Моше и Аарон — единственные, кто смог полностью преодолеть свои страсти и достичь того уровня духовности, на котором можно постичь Творца. Творца постигает не тот, кому Он Сам «покажется», а тот, кто всеми силами стремиться Его постичь. В этом смысле Он «доступен» всем, но не все готовы Его искать.

С уважением, Даниэль Маршальский

Материалы по теме


Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня. Читать дальше

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Пост 10 Тевета в ряду еврейских постов

Хава Куперман

Кицур Шульхан Арух 121. Законы общественного поста

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре