Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Б-г не показал себя всему народу, чтобы ни у кого не было сомнений?

Темы: Аарон, Моше, Тора, Рав Даниэль Маршальский, Сокрытие

Отложить Отложено

В Торе сказано, что, когда Господь на горе сходил к Моисею, всему народу было запрещено приближаться к ней. Аарон мог подняться, но фактически стоял в стороне и ничего не видел. Почему же Бог не показал себя всему народу, чтобы ни у кого не было сомнений, ведь евреи самый сомневающийся народ на свете? И это помогло бы избежать многих трагичных событий в истории Израиля. Иван

Отвечает рав Даниель Маршальский

Здравствуйте, Иван.

Почему Б-г не показал себя всему народу, чтобы ни у кого не было сомнений?

Когда мы говорим о едином Б-ге, мы говорим о Б-ге, Который — вне рамок нашего понимания и сознания. Он — полностью за пределами нашего мира и поэтому недосягаем для нашего разума и восприятия. Тора начинается с рассказа о том, что Творец создал наш мир и всю вселенную. Так нам сразу сообщается, что Он — не часть этого мира, а его Создатель. Он управляет вселенной и всем, что в ней существует, но Сам — не часть этой этого. Как кузнец, изготовивший подкову, не является частью подковы. Ведь он её создал, а создатель не может являться частью собственного создания. Иначе возникнет вопрос: а что было с «кузнецом» до «изготовления подковы»? Так как мы знаем, что Всевышний создал вселенную, мы понимаем: Он является не частью вселенной, а её Создателем.

Поэтому для нас очевидно, что Он непостижим нашим разумом и восприятием. Он — вне категорий нашего мышления, так как оно выстроено в пределах нашей реальности, а Творец — вне ее пределов. Поэтому, когда мы говорим, что кто-то «видел» Всевышнего, нам понятно: речь не о телесно-физическом видении. Мы не можем Его ощущать с помощью физических органов, как физические предметы.

Когда мы говорим о постижении Творца, имеем в виду духовное постижение. Когда человек очищает свой разум от собственных интересов и пытается жить духовной жизнью, он осознаёт и видит реальность во всей её истине и ему совершено понятно — на уровне глубочайшей веры — что существует единый Творец, Которому следует служить и посвятить свою жизнь. Этот человек постигает Творца. Он не видит Его глазами и не слышит ушами, но для него совершенно очевидно существование Творца.

Когда мы говорим, что только Моше и Аарон познали Творца, а весь остальной народ — нет, это не означает, что Творец играл с народом в прятки, скрываясь от него. Тогда Ваш вопрос был бы «на месте»: почему Он не «показался» народу? Это разрешило бы все сомнения! Речь идет о том, что Моше и Аарон — единственные, кто смог полностью преодолеть свои страсти и достичь того уровня духовности, на котором можно постичь Творца. Творца постигает не тот, кому Он Сам «покажется», а тот, кто всеми силами стремиться Его постичь. В этом смысле Он «доступен» всем, но не все готовы Его искать.

С уважением, Даниэль Маршальский

Материалы по теме


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше

Недельная глава Шофтим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»

Общее объяснение принципов земного и Б-жественного руководства Израилем на примере заповедей о судьях

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В Торе описывается разветвленная система руководства. Малые суды, Санхедрин и царь — это основные юридические инстанции.

Недельная глава Шофтим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие эссе на тему недельной главы

На тему недельной главы. Шофтим

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слушай, Израиль! Вы выходите ныне на сражение с врагами вашими, — обращался коэн к евреям перед боем. — Да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не трепещите пред ними».