Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не вмешивайся в чужой спор, потому что они, в конце концов, помирятся между собой, а ты останешься при гневе»Анагот а-Рош

1) Комментарий на Дварим 31:17—18

17 В тот день возгорится на него Мой гнев; Я оставлю их; Я сокрою Свой лик от них, и будет он отдан на растерзание, и постигнут его многие беды и несчастья. В тот день скажет он: Не потому ли, что нет моего Б-га среди меня, постигли меня эти беды?

18 А Я совершенно сокрою Свой лик в тот день за все зло, которое он сделал, когда обратился к иным богам.ВОЗГОРИТСЯ… МОЙ ГНЕВ… Я ОСТАВЛЮ ИХ. Я предоставлю им заботиться о себе самим.Я СОКРОЮ. Я лишу их Своей особой заботы.И БУДЕТ ОН ОТДАН НА РАСТЕРЗАНИЕ. Так Израиль станет жертвой других народов. Поскольку Израиль будет предоставлен сам себе, его политическая гибель наступит как естественное следствие его слабости. Выживание Израиля и его процветание в истории — это дело чудесной Б-жественной власти.В ТОТ ДЕНЬ СКАЖЕТ ОН… НЕТ МОЕГО Б-ГА СРЕДИ МЕНЯ. Народ припишет свои несчастья не своему собственному отступничеству от Б-га, но тому, что Б-г отвернулся от него. Б-г, которого, как считает Израиль, он может называть своим, несмотря на свои грехи; Б-г, Который обещал защищать и оберегать его от других народов, перестал исполнять Свое обещание, ибо иначе Израиль не страдал бы сейчас так сильно. Израиль считает, что вправе винить Б-га, и забывает, что винить может лишь себя. Он не думает о том, чтобы выяснить, почему Б-г не ведет себя более по отношению к нему как его Б-г.А Я СОВЕРШЕННО СОКРОЮ СВОЙ ЛИК. Израиль забывает, что Б-г лишил его Своего особого покровительства только «за все зло, которое он сделал, когда обратился к иным богам», ибо он обратился к идолопоклонству. Б-г отказался от Израиля, потому что Израиль отказался от Него. Б-г будет Б-гом Израиля лишь до тех пор, пока Израиль будет народом Б-га, лишь до тех пор, пока Израиль подчиняет всю свою жизнь и все свои устремления исключительно Б-гу и исполнению Его воли. В большей степени, чем с любым другим народом, особые отношения Б-га с Израилем зависят от полной и исключительной покорности Израиля, его верности и преданности Ему… Обвинения Израиля против Б-га безосновательны. Б-г все еще «среди него». Он никогда не прервет Своих особых отношений с Израилем. Однако именно потому, что Он поистине «среди него», ни один из грехов Израиля не ускользнет от Его внимания, и страдания, которые падут на Израиль в результате его грехов, станут причиной его деградации до морального уровня других народов — хотя никогда не ниже этого уровня…2) Комментарий на Дварим 31:22

22 И записал Моше эту Песнь в тот день, и научил ей сынов Израиля.…культивирование знания и понимания Торы в народе, является самым важным, да пожалуй, единственным средством поддержания веры Израиля в Б-га и Его Закон и возвращения его обратно к этой вере после каждого прегрешения…

1) Комментарий на Дварим 32:1

1 Внимайте, небеса, и я буду говорить, и услышит земля речи моих уст.…Все, чему суждено произойти на земле, должно начинаться с деятельности, инициированной в небесах…2) Комментарий на Дварим 32:8

8 Когда Всевышний давал владения народам, когда разделил сынов человеческих, Он установил границы народов по числу сынов Израиля.КОГДА ВСЕВЫШНИЙ ДАВАЛ ВЛАДЕНИЯ НАРОДАМ. Говорится о том времени, когда Б-г, Который тогда почитался народами лишь как «Всевышний» (среди других божеств),… позволил народам овладеть различными территориями на земле.КОГДА РАЗДЕЛИЛ СЫНОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ. Каждая из этих территорий в физическом плане отличалась от остальных; поэтому каждая территория оказала свое воздействие на тот народ, который на ней поселился. В результате, человечество, бывшее вначале однородным целым (все люди произошли от Адама), приобрело различия в физическом облике, умственных способностях, языке, занятиях, традициях и характере. Человечество разделилось на разные народы, и каждый из этих народов, будучи продуктом своей страны, начал выделяться различными аспектами человеческой индивидуальности…3) Комментарий на Дварим 32:9

9 Ибо доля Б-га — Его народ, Яаков — Его наследное владение,… Б-г впервые провозгласил: «Я возьму вас Себе как народ». И лишь после этого Он сказал: «И Я приведу вас в землю» (Шмот 6:7,8). Другие народы являются, в большой степени, «частью своей земли», но Израиль, в силу своего происхождения и цели, есть חלק הי (удел Б-га), «Яаков — Его наследное владение»…4) Комментарий на Дварим 32:15

15 И разжирел Йешурун, и стал брыкаться — всякий раз когда ты жирел, ты становился тучным, покрывался жиром, — он оставлял Б-га, создавшего его, и поносил Твердыню своего спасения.И РАЗЖИРЕЛ ЙЕШУРУН. Здесь, впервые в Писании, мы находим имя Йешурун. Оно описывает Израиль через идеал его нравственного призвания, которое есть ישר (прямота, честность) — отсутствие малейшего отклонения от прямого пути своего призвания…В стихе 13 нам говорили, что Б-г желал восхождения Израиля на двойную вершину земного свершения: на пик материального процветания и на пик духовного и нравственного совершенства. Ибо Израилю предстояло стать сияющим примеро того, что духовная и нравственная жизнь, полностью отданная долгу, никоим образом не требует отказа от всех земных удовольствий. Напротив, высшая степень моральности полностью совместима с величайшей мерой земного счастья. По сути дела, первая должна проявить себя именно в условиях, связанных с последним, и все земные ресурсы и удовольствия должны преобразовываться в духовные и нравственные свершения. Однако, когда народ Йешурун, целью которого было достижение этого нравственного идеала, получил изобилие материальных богатств и удовольствий, когда он вышел из пустыни и вступил в землю молока и меда, он разжирел и стал брыкаться. «Всякий раз когда ты жирел, ты становился тучным, покрывался жиром» — это гротескная характеристика народа, который стоял перед Моше, а также характеристика каждого будущего поколения, которое должно было прочесть слова его Песни. Она содержит квинтэссенцию всей последующей еврейской истории. Как правило, еврейский народ замечательно проявлял себя в периоды страдания. Но он редко был в состоянии выдержать испытание счастьем. «Всякий раз когда ты жирел, ты становился тучным, покрывался жиром»… Смысл этого отрывка следующий: чем обильнее и жирнее пища, поступающая в организм, тем больше организм должен стремиться трансформировать избыток пищи в энергию и работу. Чем лучше питание тела, тем активнее должен быть человек, тем большим должен быть выход его деятельности и достижений. В этом случае он будет управлять своим богатством; он останется здоровым умственно и физически, и его нравственная значимость также возрастет, вследствие укрепления его нравственных и духовных качеств. Но если он так не поступает, избыток пищи станет откладываться в его организме, он разжиреет, отучнеет, и, вместо того чтобы продолжать управлять своей субстанцией, он — его подлинное духовное, активное «я» — заплывет жиром, и это будет его концом…5) Комментарий на Дварим 32:17

17 Приносили жертвы бесам, не-богам, божествам, о которых не знали ничего, новым, недавно явившимся, которых никогда не страшились ваши отцы.שד׳ (бесы) — это невидимые силы, вредящие росту и процветанию. אלה לא (не-боги) — это силы, которых даже обманутые народы не считали богами.БОЖЕСТВАМ, О КОТОРЫХ НЕ ЗНАЛИ НИЧЕГО. О которых им неизвестно ничего такого, что могло бы заставить поклоняться им как богам.НОВЫМ, НЕДАВНО ЯВИВШИМСЯ. Плодам самых последних заблуждений и выдумок.КОТОРЫХ НИКОГДА НЕ СТРАШИЛИСЬ ВАШИ ОТЦЫ. Которых ваши отцы не боялись даже в языческую эру, до Авраама. Лишь одна определенность — что есть Единый Б-г, Который хранит завет сокровенной связи с почитающими Его, — послужит поддержке человека и его возвышению над всеми другими силами между небом и землей. Одна лишь эта уверенность освободит его от всякого страха перед любой силой, действительной или воображаемой, являющейся враждебной его благополучию. Но как только человек перестает служить Единому Б-гу, он теряет всякую внутреннюю поддержку, и тот, который похвалялся своей удивительной свободой, начинает трястись от страха перед силами природы и судьбы, воистину более могущественными, нежели предоставленный самому себе человек, и трепещет перед всеми заблуждениями, порожденными суеверием и претендующими на проникновение в тайны природы и вселенной…6) Дварим 32:30

30 Как бы мог один преследовать тысячу, а двое обратить в бегство десять тысяч, если бы их Твердыня не отказалась от их, и Б-г не выдал бы их?7) Комментарий на Дварим 32:36

36 Ибо рассудит Б-г свой народ и раскроет Себя в разной степени относительно Своих рабов, когда увидит, что истощилась вся сила, и не осталось ничего, чтобы хранить или покинуть.…Подлинным показателем нравственной ценности сильных является симпатия и уважение, которые они проявляют к положению и правам слабых…8) Комментарий на Дварим 32:43

43 Поэтому, о нации, сделайте счастливой долю Его народа, ибо Он отомстит за кровь своих рабов, и совершит мщение над Своими врагами, и Его народ искупит Его мир.…Царство Б-га на земле наступит тогда, когда народы перестанут угнетать Израиля…

с разрешения издательства Швут Ами


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.