Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Судя по постановке вопроса, Вам уже известен принцип, сформулированный мудрецами (Авот 4:1): «Кто богат? Тот, кто рад своей доле». Как и другое утверждение мудрецов: «Если у человека есть сто, хочет двести, есть двести — хочет четыреста» (Коэлет Рабба 1:13, «Вэ-нататэти эт либи» а, 2). Тот, кто хочет большего, никогда не будет удовлетворен. Значит, единственный способ — перестать хотеть и быть довольным тем, что есть.

Но Вы спрашиваете: как же этому научиться?

И это очень хороший вопрос. Ведь на самом-то деле в природе человека — не довольствоваться тем, что он уже имеет, а хотеть большего!

И, если не денег, то чего-то еще. Коэлет (5:9) пишет: «Тот, кто любит деньги, не насытится деньгами». Но мидраш (Ваикра Рабба 22:2) добавляет: тот, кто любит заповеди, не насытится заповедями. И приводит в пример Моше Рабейну: у него в «копилке» было более чем достаточно заповедей, но все равно он захотел добавить к ним еще одну и выделить города-убежища (Дварим 4:41). Хотя функционировать они должны были начать только в будущем, после его смерти. Что мог, то сделал, даже если это одна неполная заповедь в дополнение к огромной «коллекции».

Ведь, как сказано, в природе человека — быть вечно неудовлетворенным тем, что есть, и хотеть большего. И получается, что сама по себе ненасытность и вечная неудовлетворенность — необязательно плохая черта, которую надо полностью искоренить: ведь если человек любит заповеди, как Моше, оно и хорошо, пускай выполняет как можно больше!

Не все люди — такие праведники, как Моше, но многие занимаются разного рода созидательной деятельностью, и видно, что они часто тоже не могут и не хотят останавливаться, даже если в финансовом плане себя обеспечили и могли бы расслабиться. И этим часто приносят миру благо. Кто-то по призванию художник, и ему просто надо создавать новые шедевры, кто-то хочет использовать нажитое богатство и влиять на мир: заниматься благотворительностью, меценатством, политикой или еще чем-то.

Это жгучее стремление к достижениям заложил в человека Б-г. Ибо для того его и создал, чтобы действовал и достигал. Совершенствовал себя и мир. А не лежал всю жизнь на печи и не почивал на лаврах после первого же достижения. Именно правильные действия становятся его настоящим богатством, совершенствуя его душу и обеспечивая ей вечную жизнь в Будущем мире. И заложенное Б-гом стремление к максимальным достижениям, ненасытное желание пополнить «коллекцию» побуждает его к действию и так помогает ему достигнуть этого высшего блага. Так действие во многом превращается из обузы в удовлетворение желания самого человека.

И получается, что цель — не изменить человеческую натуру в корне и отучить от стремления к большему: это и труднодостижимо, и на самом деле вредно. И великих свершений будет меньше, и развитие науки и культуры затормозится, да и простые люди часто стараются делать свое дело хорошо потому, что надеются на карьерный рост, и неразумно уничтожать этот стимул.

Скорее, надо направить природное стремление к большему в том направлении, которое принесет благо миру и душе. Не удовлетворяться уже совершенными правильными действиями, достигнутым уровнем духовности, а не материальным положением.

Но как же человек сумеет быть удовлетворенным даже в этом, если по своей природе он желает большего в любой сфере?

Возможно, увлечение одним делом и стремление к большему в этой сфере сделает другие дела менее важными и обесценит в глазах человека достижения в других сферах. Если он отдает все силы какой-то полезной деятельности — спасению людей (как врач или полицейский), написанию книги или музыки, научному исследованию, изучению комплексной темы в Торе, — то материальные наслаждения уже не так тянут: некогда, не до них.

Целеустремленный человек готов потерять сон и потерпеть другие физические неудобства, лишь бы добиться своей цели. Он не приучил себя довольствоваться скромными удобствами — он перестал замечать, что они скромные. Существует целый ряд историй, как тот или иной праведник настолько увлекся изучением Торы, что забыл о том, что уже много часов не ел или не спал, или стоял в не очень удобной позе.

Разумеется, не каждому дано так погружаться в учебу и совершенно забывать о физическом мире. И намеренно лишать себя сна и других удобств не следует, так долго не протянешь. Но идея ясна: стремление к одной цели делает другие менее важными, позволяет меньше заботиться, а то и полностью забывать о них.

В то же время, не следует упускать из виду, что во многих случаях человек стремится, например, заполучить деньги не потому, что очень их любит, а потому, что иначе не сможет выжить: оплатить еду, жилье и все остальное, что ему необходимо. Реалии часто таковы, что у человека нет выбора и для оплаты всего необходимого приходится непрерывно охотиться за деньгами. И, даже если их становится достаточно, хочется заполучить еще больше, чтобы обезопасить себя, обрести стабильность. Здесь уже работает базовый инстинкт самосохранения, и в ситуации, когда человеку реально не хватает денег — или еще чего-то, жизненно необходимого, — бессмысленно призывать его довольствоваться своим положением. Если что-то болит, надо не философствовать о материальном и духовном, а идти к врачу. (Только, пока помощь еще не подоспела и приходится потерпеть, важно напомнить себе, что страдания могут иметь свой смысл. Ну и, если не очень сильно болит, можно, увлекшись своим делом, не сразу и заметить).

Наконец, даже если человек стремится совершить как можно больше правильных действий и выполнить как можно более важную миссию, это не значит, что всё непременно получится. И, даже если получится, в материальном плане или в духовном, всё равно может создаться впечатление несправедливости и обделенности, если другим, вроде бы, досталось больше. Мне вполне удобно в моем доме и с моей машиной, но почему сосед заслуживает дом побольше и машину более «крутой» марки? Я достиг определенного успеха в своей деятельности, но почему коллега достиг большего, хотя я, вроде бы, старался не меньше?

Когда речь идет о подобных ситуациях, действительно следует помнить (и при необходимости напоминать и внушать себе), что вопрос, кому достанется какая роль и какие условия для ее исполнения, решает Б-г, а Он знает, кому что дать. То, что есть у другого человека, предназначено ему, мне же это не нужно, а то и откровенно вредно. Как роскошный рояль пианиста, который ничем не помог бы тому, кто не умеет играть. А то, что предназначено мне, я, так или иначе, получу, Б-г об этом позаботится, и никто меня не обделит.

Если человек осознает это и просто увлеченно занимается своим делом, то есть максимальная вероятность, что он будет удовлетворен своим положением.

Чего Вам и желаю.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Центральное место в главе Аазину занимает Песнь, записанная пророком Моше. В этой Песне зашифрована вся история еврейского народа, от начала до самого конца. Читать дальше