Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что значит быть смирённым перед Всевышним?

21 ноября, темы: Моше, Скромность, Еврей, Еврейская молитва, Рав Эльяким Залкинд

Отложить Отложено

Уважаемый Рав! Объясните, пожалуйста, что значит быть смирённым перед Всевышним? Какими качествами нужно обладать, и как их развивать? Спасибо. N.

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемая N.,

Что значит быть смирённым перед Всевышним?

Вы очень верно сформулировали свой вопрос о смирении именно как смирении перед Всевышним. Не перед событиями и обстоятельствами, в которых мы оказались не по своей воле, и не перед людьми, обладателями силы или власти, а перед Творцом мира. Ведь именно такое смирение является корнем этого качества души — способности (и даже потребности) покоряться чему-то высшему. И именно это проявление смирения не принижает человека, а, напротив, приводит к его росту, углубляет, выводит на настоящий его уровень и место.

Попробуем коротко объяснить сказанное, дать только общий подход. Всё же, что заинтересует Вас, о практической работе над этим качеством можно найти в известной книге, написанной около 800 лет назад Рабейну Бехайе (или Бахье) «Обязанности сердец», в шестой ее части, «Врата смирения» (Шаар а-Книа). (Вся книга переведена на русский язык, в двух томах, и эта глава — во втором томе).

Суть же смирения перед Всевышним — понимать и ощущать, что мы не хозяева в этом Доме — мире, в который приведены, но только гости. И, как гости принимают порядок, установленный в доме по желанию хозяина, и вписываются в жизнь дома вместе с членами семьи, — так и мы, если сумеем принять от Того, Кто нас создал и пригласил в Свое владение, всё, что Он посылает нам в жизни (не забывая и благодарить за всё), — почувствуем себя настоящими домочадцами в «доме» Царя мира.

И еще: ведь мы ученики великого Учителя и, если чутко и бережно прислушаемся к каждому «слову», намеку, наставлению Учителя и Господина, то умножим мудрость и поймем, насколько глубоки Его замыслы, и исполнимся трепета и благоговения перед Его величием.

Вот, собственно, и всё. А остальное — исполнение этого — занятие на всю жизнь. И, хотя работа над этим качеством — не самое начало роста человека (и в книге «Обязанности сердец» о смирении речь идет лишь в середине, после описания нескольких предварительных уровней), если присмотреться — и точка отсчета, и цель пути находятся здесь.

_______

Попытаемся объяснить (хотя можно и опустить всё, сказанное ниже, и обратиться к «Обязанностям сердец»).

Всевышний наделил человека самостоятельностью в понимании мира, принятии решений. И ощущением значимости собственного мнения — как части себя, так, что когда человек должен поступиться своими взглядами и привычками, это кажется ему невероятно трудным, кажется разрушением всего, что он построил.

И таким он создан для того, чтобы (как известно из книг Рамхаля) быть «хозяином» своих поступков и, таким образом, заслуженно получить воздаяние за них. А также для того, чтобы иметь возможность приближения к Всевышнему — этого можно достичь, «подражая» Его качествам, а Он, благословенный, не зависит ни от кого.

А еще для того, чтобы считаться «полноценным» участником «диалога» с Творцом, достойным учеником, получающим знание о Самом Всевышнем. «Но хвалящийся пусть хвалится лишь тем, что он разумеет и знает Меня… ибо лишь это желанно Мне, — сказал Господь» (Ирмеяу 9, 23).

Однако это ощущение собственной самостоятельности и значимости заставляет человека вступать в конфликт с истиной. Полагаться на себя, гордиться своими возможностями. В то время как в действительности он — лишь малое и мимолетное творение из несметного множества творений Всевышнего, среди который есть великие и незыблемые. И все они существуют лишь по воле Творца, благодаря тому, что Он каждое мгновение дает всему мирозданию возможность существовать — от малых частиц до великих светил, ангелов и высших сил. И все они практически равны и бесконечно малы перед Его неограниченным могуществом, мудростью, милостью… И все они подвластны Ему в каждое мгновение своего существования. Среди них — человек, не по своей воле приходящий в мир, не знающий, что принесет следующий миг, и не властный над этим, уходящий из мира порой в мгновение ока.

Это несоответствие между ощущением своей значимости и реальной бесконечной малостью и беспомощностью человека, существующего только по милости и замыслу Всевышнего, — коренное противоречие, заложенное в человеке, связанное с его предназначением в мире. Ведь для выполнения возложенной на него задачи — постижения величия Творца и приближения к Нему, — он должен быть исполнен достоинства и возвышен. Но, с другой стороны, близость к Творцу невозможна без осознания собственной малости, полного отказа от своей значимости; человеку необходимо полностью отдаться на волю Творца. Подобно жителям страны великого царя: пока они далеко от столицы, позволяют себе жить, как заблагорассудится, и мало понимают, кто такой царь. Но по мере приближения к городу и дворцу, а дальше — в самом дворце, тем более — во внутренних покоях их все больше охватывает трепет, они полностью склоняются перед волей царя. Тем более — пред волей Царя царей, Святого, благословен Он…

Ведь чем ближе к Единому, тем яснее истина, в обычном мире скрытая, — что «нет никого кроме Него». Нет иного вершителя событий, ни силы, ни мудрости, ни знания, ни самого существования — всё лишь по Его замыслу и Провидению… И, ощутив это, человек испытает и поймет, что такое настоящий трепет перед Б-гом, и ощутит благодарность к Царю, Задумавшему, Знающему и Дарующему всё.

И так разрешается противоречие человеческого существования — обретением, вернее, раскрытием глубоко укорененного в его сути смирения. Оно возвращает мир в душу человека и устанавливает мир между ним и его Создателем. Так как это великое предназначение — узнать своего Творца и приблизиться к Нему, — может быть исполнено только через смирение и отказ от собственной значимости. Это происходит именно благодаря растущему постижению и близости — чем больше близость, тем, естественным образом, глубже смирение.

Определение Рабейну Бехайе: «Смиренность — это качество приниженности души, ее преклоненность, сознание своей малой значимости».

Таким образом, это качество — ключевое во всем существовании человека, в его отношении к себе, в его отношении к Творцу и истине. Ведь если смирение перед Всевышним, принятие Его царства и воли не лежит в основе всех человеческих действий, будь то даже добрые дела, заповеди, приобретение мудрости, — вся жизнь оказывается не жизнью перед Б-гом, упованием и служением Ему, а «работой на себя» и противостоянием истине. Человек же, смиренный перед Всевышним, будет жить в согласии с собой, с Творцом и с происходящим, радоваться близости своего любящего Царя и «Друга души».

***

Дополним только. Мы молимся Всевышнему в смирении (ахнаа — הכנעה). И Земля Израиля называется в Торе землей Кнаан (כנען). Одно из объяснений: здесь, как нигде, можно научиться смирению. Учат мудрецы, что все молитвы, со всех концов земли «поднимаются» через Землю Израиля, там, где стоял Храм.

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме