Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Если человек занимается общественной деятельностью, он не должен ждать награды?

Темы: Награда и наказание, Предназначение, Моше, Деньги, Любовь, Шауль, Цари Израиля, Добро и Зло

Отложить Отложено

Здравствуйте! Я где-то читал, что, когда человек занимается общественной деятельностью, ему стоит это делать как бы бескорыстно (не ожидая отдачи) и тогда ему будет дан двойной зачет — за то, что он делает, и за то, что он это делает, не ожидая награды.

Действительно ли это так? И, если так, то, может, есть еще какие-то причины, почему нужно отдавать, не ожидая отдачи? Константин

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Константин!

В принципе, любую заповедь и любое доброе дело следует стремиться выполнять бескорыстно, желая только сделать добро и порадовать Б-га, а не получить награду. Судите сами, что лучше: когда человек кому-то служит из любви и убеждения или — ради того, чтобы ему заплатили?

Поэтому награда за любую заповедь больше, если человек ее выполнил бескорыстно.

Но заслуга того, кто бескорыстно занимается общественной деятельностью, особенно велика. О его награде сказано в Мишне (Пиркей Авот 2:2) и в особой субботней молитве, когда мы просим Б-га воздать добром тем, кто преданно (добросовестно — бэ-эмуна) занимается общественной деятельностью.

В число тех, чья деятельность определяется как «общественная», входят и управляющий синагогой, и заведующий благотворительным фондом, и директор, и правитель.

Почему именно такие люди получают особую награду за бескорыстное исполнение обязанностей?

Потому что им это особенно трудно.

Управление — работа нелегкая, непросто иметь дело с другими людьми, руководить ими, организовывать, куда-то вести. При этом — преодолевая сопротивление и подчиненных, и конкурентов, и любых сил, стоящих на пути. Непросто за всё отвечать.

Поэтому более комфортно чувствуют себя на таких должностях люди уверенные, волевые и напористые. Но они же часто бывают амбициозными и властными. Ведь лидерство, управление, распределение средств — это власть, вот и хорошо.

Да и любого человека уже полученная власть развращает. Ею легко злоупотреблять. Даже такой скромный и интеллигентный человек, как царь Шауль, который не хотел становиться первым царем, став им, уже ни за что не хотел уступать власть и даже уничтожил в процессе борьбы за нее целый город. В целом, «политика грязное дело».

Поэтому честные и порядочные люди, даже искренне желающие всеобщего блага, предпочитают не занимать управленческие и лидерские должности, не лезть в политику, чтобы «не пачкаться». А если им и приходится стать начальниками, то едва удерживаются от коррупции.

А если и сумели удержаться от злоупотреблений, всё равно народ их в этом подозревает! Знаем мы эту власть! Ну, конечно, всё бескорыстно, из наилучших побуждений, с искренней заботой о людях. Все вы так заявляете, с честными глазами. Не смешите, знаем мы вас, всё себе норовите загрести, всё из личных амбиций!

Сделают что-то для народа — не поблагодарит, проклянет. Случится что-то плохое, неважно, из-за чего — они виноваты!

В результате, как говорит Талмуд (Орайот 10а), управленческая должность — по факту вовсе не власть, а рабство!

Всё это прошел самый великий лидер в нашей истории — Моше Рабейну. Изначально он очень не хотел занимать эту «должность», долго отказывался от миссии, предназначенной ему Б-гом.

Заняв ее, Моше и Аарон получают указание нести бремя терпеливо (Раши к Шмот 6:13) и быть готовыми к тому, что их будут поносить и забрасывать камнями (Раши к Бемидбар 11:12).

Подопечные протестовали по любому поводу, «благодарили» своего лидера брюзжанием и вечно его подозревали. Вышел рано — видать, что-то у него дома не ладится, семейный конфликт, скандал! Вышел поздно — сидит там у себя дома и что-то против нас замышляет! (Раши к Дварим 1:12).

Что ни сделаешь, что ни скажешь — всё не так!

Вот по всем этим причинам очень трудно найти человека, занимающегося общественной деятельностью совершенно бескорыстно. Те, кто идет на это, — чаще люди властные и небескорыстные: им и народ легче подчинить, и о подозрениях в свой адрес они мало беспокоятся, им плевать.

А честные и бескорыстные люди либо вовсе не хотят идти, либо идут и развращаются, либо ужасно страдают от несправедливых подозрений и обвинений. Они же так стараются, а в «благодарность» — всё равно брань!

Поэтому и награда за их деятельность особенно велика.

Заслужили!..

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше