Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Запрещено отпускать бедного, попросившего милостыни, ни с чем, а следует дать ему хотя бы один финик, как сказано: «Пусть не вернется он оттолкнутым и опозоренным». А если тебе совсем нечего ему дать, утешь его словами.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Когда появилась литургия Слихот?

Темы: Раскаяние, Моше, Слихот, Еврейская молитва

Отложить Отложено

Когда появилась литургия Слихот? Интересно узнать об исторических предпосылках. На еврейских сайтах пишут одно и то же, копируя статьи друг у друга. Ведь в Торе нет прямого указания, как о Песах, например. Как и когда возникла эта литургия? Спасибо, Э.

Отвечает рав Берл Набутовский

Уважаемая Э.!

Не знаю, что пишут на еврейских сайтах, о которых Вы говорите. Надеюсь, что мне удастся донести до Вас полезную и интересную для Вас информацию. Мой ответ основывается на книге Рава Якова Вайнгартена Слихос а-Мефораш.

Перед тем, как начать изучение истории Слихот, мы должны понять из каких частей они состоят, т.к. разные части датируются разными эпохами и каждая имеет свою историю.

Перед Слихот читают молитву Ашрэй. Затем — Кадиш, потом произносят ряд псуким — стихи и отрывки из Торы, Пророков и Писаний, затем — слова молитвы. Затем — «тринадцать атрибутов милосердия». И, наконец, то, что собственно называется слиха — молитва, которая обычно касается какой-то определённой темы или события. Эти молитвы обычно зарифмованы и следуют определённому ритму, как поэмы. Первые буквы строф нередко образуют слова.

Теперь произнесение «тринадцати атрибутов» чередуется с произнесением слихот. После слихот произносится молитва о прощении (в конце которой открывают ковчег), за ней следует видуй (перечисление грехов). После этого произносят ещё несколько молитв о прощении, и в конце — Кадиш.

Ваше предположение о том, что в Торе нет упоминания слихот, не совсем верно. Самая важная, центральная часть слихот происходит непосредственно из Торы. В книге Шмос (32:11—14 и 34:1—10) сказано, как Моше просил Всевышнего простить еврейский народ за грех Золотого Тельца. Всевышний приказывает Моше вытесать каменные скрижали и с ними подняться на гору Синай. После того как Моше выполнил это повеление, Всевышний явился ему на горе Синай и научил произносить тринадцать атрибутов милосердия (см. там 34:6—7, Таргум Йоносон, Сфорно). Это и есть источник, из которого мы узнаём о том, что надо просить прощения за грехи. Тринадцать атрибутов, которые приводятся в Торе, — это и есть основа, на которой строится вся литургия Слихот.

Публичные молитвы о прощении практиковались уже во времена царя Давида (9 век до н.э.). Об этом говорится в книге мидрашей Тана дэ-Вэй Элийагу Зута (23). Всевышний говорит Давиду, что евреи должны просить Его о прощении теми словами, которые Он раскрыл Моше. Судя по всему, в то время ещё не было установлено определённое время для произнесения Слихот. Какие молитвы добавляли к «тринадцати атрибутам», тоже неизвестно.

Во времена последних пророков Эзры и Нехемьи (см. книгуЭзра 9:5—15) уже появились стандартизованные формы сочетания тринадцати атрибутов и других молитв о прощении. Речь идёт о времени возвращения из Вавилонского изгнания — в 4-ом веке до н.э. В эту эпоху члены Великого Собрания установили стандартную форму молитв, которой мы пользуемся и сегодня. Они же постановили произносить Слихот во время постов. Это постановление упоминается в Талмуде в трактате Мегила (30а).

В трактате Тайнис (15а) говорится о том, что во времена постов было также принято добавлять специальные благословления в молитву Амида и произносить молитвы о прощении. Об этом также идёт речь в комментарии на трактат Авода Зора (Тосафос там, 8а).

В Сидур Рава Амрама Гаона (вавилонский мудрец, 9-ый век н.э.) включены Слихот, которые состоят из молитвы Ашрэй, отрывков из ТаНаХа, молитв о прощении и, конечно же, тринадцати атрибутов. После этого произносят молитву Анэйну, которая упоминается в Талмуде в трактате Тайнис (15а), и видуй. В Сидуре Рава Амрама Гаона говорится также о существовании других молитв, которые называются Слихот.

Теперь мы знаем, что литургия Слихот, похожая на современную, существовала уже в великих йешивах Вавилона. Ведь Сидур Рава Амрама Гаона — это не что иное, как запись молитв, которые читали в этих йешивах в эпоху, когда они являлись мировым центром Торы. Но установленный порядок произнесения рифмованных Слихот, по дням, появился позже.

Слихот упоминаются также в книге Махзор Витри. Эта книга, написанная великим Раши и его учениками, содержит порядок молитв и их законы. Она относится к 11 в. н.э.

Большинство составителей рифмованных Слихот, дошедших до нас, жили во времена Рабейну Гершома, Раши и Баалей а-Тосафос — в 11—12 вв. н.э. Это были поэты Италии, Франции и Германии. Многие из них прославились своей мудростью. Их имена упоминаются в святых книгах периода ришойним (ранних комментаторов).

Порядок произнесения Слихот по дням установился примерно в 14 веке. На сегодняшний день существует несколько традиций произнесения Слихот. У ашкеназских евреев есть три основные традиции: литовская, польская и венгерская.

С уважением, Берл Набутовский

Слушайте: Слихот. Ашрей

Материалы по теме


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше